Родословная композитора А. Н. Аксёнова

Евгений Пажитнов
                ИЩЕМ ПОТОМКОВ!

Краеведческо-генеалогический сектор библиотеки №18 им. Н.А.Островского.
Уважаемые читатели! Просим внести поправки и дополнения. Приглашаем принять участие в краеведческо-генеалогических семинарах!
Контакты: 89262371485@mail.ru 8 903 158 89 23 Пажитнов Евгений.               
===========================================================
Аксёнов Алексей Николаевич родился 1 марта (14 марта) 1909 года в деревне Липна Покровского уезда Владимирской губернии.
В 1931 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции (ученик Н. С. Жиляева и Н. Я. Мясковского).
В 1944—1950 работал младшим научным сотрудником кабинета народной музыки Московской консерватории.
С 1951 года — преподаватель по классу специальной инструментовки, в 1951—1953 годах — заместитель директора по учебной и научной работе Музыкально-педагогического иннститута им. Гнесиных.
В 1943 году в составе делегации советских деятелей культуры приехал в Туву. Изучал тувинский музыкальный фольклор, создавая на его основе оригинальные музыкальные произведения — песни, танцы (в том числе для первых тувинских хореографических постановок Анатолия Шатина). Обобщил свои наблюдения в первом исследовании тувинской музыкальной культуры — монографии «Тувинская народная музыка» (опубликована в 1964).
Автор множества симфонических и концертных произведений, музыки для художественных фильмов.

Алексей Николаевич Аксёнов впервые приехал в Туву летом 1943 года в составе группы советских специалистов по искусству, приглашенных Правительством ТНР. В то время он работал педагогом музыкально-теоретических дисциплин в театре-студии, а также в качестве консультанта Комитета по делам искусств  при Совете Министров ТНР. Одаренный композитор – профессионал, превосходный мастер нотирования звукозаписей, А.Н. Аксенов обладал не только точным и тонким слухом, но и способностью чутко схватывать тончайшие оттенки национально-своеобразных форм народной музыки, ее ладового и ритмичного строя. Н. А. Аксенов  родился 14 марта 1909 года в деревне Липна Покровского уезда Владимирской губернии в семье инженера. В 1931 году окончил Московскую консерваторию, научно-композиторский факультет, одновременно учился на факультете по классу фортепиано.  … Оценивая деятельность Алексея Аксенова в первой половине 40-х годов, необходимо отметить ее принципиальное значение для развития профессиональной музыкальной культуры Тувы. Им были подготовлены будущие тувинские композиторы – профессионалы  А. Чыргал-оол и Р. Кенденбиль – первые его ученики по классу композиции.  Вклад А.Н. Аксенова – композитора   в музыкальную культуру Тувы, помимо обработок народных песен, отмечен такими блестящими произведениями, как музыка к спектаклю «Хайыраан бот» по пьесе В.К. Кок-оола,  вошедшая в историю тувинского театра, инструментальная пьеса «Концерт для тувинской флейты-лимби», и танец «Звенящая нежность» (написанный для фортепиано и часто исполняющийся автором),  завоевавший огромную популярность как хореографический шедевр в постановке балетмейстера А.В. Шатина. В тот же период в Туве была заложена и фундаментальная основа для дальнейшего развития одного из направлений  музыковедения – музыкальной фольклористики. Связано это также с именем А.Н. Аксенова. В 1956 году он совершил вторую, уже специальную, музыкально-этнографическую поездку в Туву, где сделал целый ряд   недостававших  ему звукозаписей. Материалы, собранные им в 1943, 1944 и 1956 годах, легли в основу его монографии «Тувинская народная музыка» (Москва, 1964), которая стала классикой, настольной книгой специалистов, работающих в области традиционного и современного музыкального фольклора  тюркоязычных народов.
Заслуженные люди Тувы XX века, 2004 г., л.255.
Симфония (1942)
Лирическая сюита для симфонического оркестра (1940)
Героическая увертюра для симфонического оркестра (1931)
Тувинские эскизы для симфонического оркестра (1945)
Тувинская рапсодия для симфонического оркестра (1947)
Концерты для фортепиано с оркестром (1933)
Концерт для флейты с оркестром на тувинские темы (1944)
Лирическая сюита для малого симфонического оркестра (1944—1945)
Сюита из музыки к мультфильмам (1947)
Две пьесы для духового оркестра на народные темы (1933)
Сюита «Подмосковные хороводы» для оркестра русских народных инструментов (1947)
Сюита «Из донских песен» для оркестра русских народных инструментов (1948)
Сюита на русские народные темы для оркестра русских народных инструментов (1952)
Сюита «Болгарская хороводная» для оркестра русских народных инструментов (1954)
Сюита «Северные песни» для оркестра русских народных инструментов (1954)
Увертюра для оркестра русских народных инструментов (1955)
Концертный вальс для оркестра русских народных инструментов (1955)
Приветственная увертюра для оркестра русских народных инструментов (1955)
Две сюиты для квинтета струнных и духовых инструментов (1929)
Соната для фортепиано (1937)
Сонатина для фортепиано (1929)
Двенадцать тувинских песен для голоса и фортепиано (1944)
Обработка цикла русских народных песен для голоса с оркестром (1947), для разных составов (1947—1951).
=========
1936 — В Африке жарко (мультфильм)
1937 — Серебряный дождь (мультфильм)
1937 — Сладкий пирог (мультфильм)
1938 — Трудолюбивый петушок и беспечные мышки (мультфильм)
1939 — Боевые страницы (мультфильм)
1939 — Победный маршрут (мультфильм)
1942 — Киноцирк (мультфильм)
1946 — Орлиное перо (мультфильм)