Военная сказка. 10. Учёба 1

Виталий Голышев
Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/04/30/1224



                «Где сильный финансист, там сильное государство».

                Нарком и Министр финансов СССР А.Г. Зверев
                (1938-1960)



       На протяжении моей сорокадвухлетней служебной и производственной деятельности в области экономики и финансов я пять раз повышал свою квалификацию.
 
       Первый раз, работая молодым инженером по труду на кишинёвском заводе «Мезон», я был направлен на месячные курсы повышения квалификации в Ригу в 1973 году. Эти курсы мало что дали мне в области углубления знаний по моей непосредственной специальности. Скорее, это была некая разрядка в самой работе и ознакомительно-туристическая поездка в почти Европу (а прибалтийские республики в нашем тогдашнем понимании являлись именно таковыми). Оттуда я привёз, вместе с ничего не значащим для меня «Дипломом об окончании…», твёрдое понимание того, что латыши нас, русских, не любят, а также Рижский бальзам и антикварное ожерелье из янтаря для жены, которое ей не понравилось, а потому было быстро и, что называется «в драку», продано на заводе молодым кишинёвским модницам (о чём, много позже, жена искренне жалела).

       Второй раз это произошло всего через год, весной 1974 года, когда меня, продолжавшего работать на заводе, призвали на военные учебные сборы, которые и подвигли меня кардинально изменить мою судьбу в пользу Армии.

       Третья моя учёба (1975-76 гг.) оказалась самой значительной и очень важной для меня, о чём я расскажу ниже.

       Четвёртый раз я повышал собственную квалификацию спустя почти 30 лет, в 2003 году, работая в территориальных федеральных органах власти, в Управлении Росфиннадзора в Хабаровском крае. Это происходило в Москве, в Академии бюджета и казначейства Минфина России, где в течение трёх недель нас натаскивали и «повышали» по специальности «ревизия и контроль», по окончании занятий мы сдавали зачёты и писали реферат. Но основным в этой учёбе было не скучное прослушивание научных опусов теоретиков-профессоров, а живое общение с нашими старшими коллегами из Департамента Госфинконтроля Минфина России, с обсуждением конкретных проблем и недочётов в области финансового контроля как в нашей «конторе», так и в стране в целом.

       Ну, а пятый, последний, (вернее, выражаясь военным языком), крайний раз, я обучался за пять лет до ухода на пенсию, в 2007 году, в Хабаровском учебно-курсовом комбинате, подтверждая своё право заниматься вопросами охраны труда и техники безопасности. Полученные знания позволили мне в течение двух лет успешно защищать от произвола командования право на труд и здоровье многочисленного гражданского персонала, работавшего в войсках Дальневосточного военного округа, пока мою должность весной 2009 года не сократил в процессе создания «нового облика» (а фактически – развала) Армии пресловутый Сердюков.


       Учёба в столице в 2003 году для меня, снявшего офицерские погоны всего пять лет назад, кроме всего прочего, явилась хорошим поводом для встреч со своими сослуживцами, с которыми мы вместе прошагали военными дорогами не один год и которые давно перебрались с Дальнего Востока в центр. В частности, мне повезло побывать в «святая святых» - Главном финансово-экономическом управлении Минобороны, где ещё продолжали служить многие мои коллеги по службе в Армии.

       Я встретился с руководством главного финансового центра Вооружённых сил РФ, с которыми мы в прежние годы проходили службу в Финансово-экономическом управлении Дальневосточного военного округа. Теперь это были, убелённые сединами, отягощённые высокими должностями и большими звёздами на погонах, мои постаревшие братья-офицеры. Встречи были очень тёплыми и искренними.

       В эти сентябрьские дни 2003 года мне повезло побывать ещё в одном месте, очень значимом и памятном для меня. Служебная «Волга» быстро домчала меня и сопровождающих коллег до боли знакомого  шестиэтажного помпезного здания, что находится на проспекте Мира, 126, почти напротив ВВЦ (бывшего ВДНХ). Военный финансово-экономический университет Министерства обороны РФ – «Альма-матер» большинства моих армейских коллег – военных финансистов!
 
       Он уже два года возглавлялся известным и уважаемым в военной среде талантливым руководителем генерал-полковником Василием Васильевичем Воробьёвым. Это под его началом я служил в Финансово-экономическом управлении Дальневосточного военного округа в 1987-90 гг. Это он возглавил и руководил Центральным финансовым управлением Минобороны в самые расстрельные для Армии и Флота годы развала СССР: с 1991 по 1995. Это он за свою принципиальную позицию по защите финансовых интересов оборонного ведомства был отстранён всесильным тогда Чубайсом руками Черномырдина от должности, но не опустил руки и занялся военно-научной деятельностью, а через 5,5 лет возглавил главный научный финансовый центр по подготовке высокопрофессиональных офицеров финансовой службы Армии и Флота.

       Состоялась очень тёплая дружеская встреча с генералом В.В.Воробьёвым и его боевым замом. Им оказался, давно и хорошо мне знакомый, полковник Николай Михайлович Хохлов, бывший заместитель начальника Финансово-экономического управления ДВО, которого я знал ещё с 90-х годов по Сибирцевской дивизии, и которого Василий Васильевич, обладавший особым даром подбирать себе грамотные кадры, год назад забрал из Хабаровска к себе, разглядев в нём кипучую и деятельную натуру.
 
       Да, в его организаторских и хозяйственных талантах мы воочию смогли убедиться, пройдясь по коридорам и этажам Института. ВУЗ блистал идеальной чистотой, недавно проведённым ремонтом, а два помещения вызвали у нас восторг и бурю положительных эмоций: актовый зал и музей.

       Музей финансово-экономической службы Вооружённых Сил РФ – это воплощённая в экспонатах, документах, фотографиях, живых предметах история развития ГлавФЭУ МО, финансовых органов видов Вооружённых Сил, родов войск, главных и центральных управлений, военных округов (флотов). Мы с трепетом переходили от экспоната к экспонату и, естественно, надолго «застряли» у раздела, посвященного истории нашего родного Дальневосточного финансово-экономического управления, в котором я прослужил 17 лет. Знакомые даты, фотографии, фамилии офицеров и генералов, со многими из которых мы служили не один год…

       Я в очередной раз был покорён и восхищён подвижничеством Василия Васильевича Воробьёва, старавшегося оставить в памяти поколений моих коллег и, прежде всего, молодых офицеров, тот славный путь, который прошла моя родная военная финансовая служба, которой мною было отдано четверть века.
Василий Васильевич, словно предчувствуя скорый приход «смутного времени» и для военных финансистов, и для Армии в целом, спешил проанализировать основные исторические этапы, состояние и направления развития финансов Вооружённых Сил и военного финансово-экономического образования в Министерстве обороны РФ.
 
       К сожалению, я многого не знал тогда, но чисто интуитивно чувствовал важность всего проделанного и запланированного им в рекордно короткие сроки: и создания за год до этого самого Музея финансово-экономической службы Вооружённых сил РФ, приуроченного к 55-летнему юбилею создания Университета; и реализации дальнейших грандиозных творческих замыслов – издания двух научно-исторических энциклопедических трудов, первый из которых «Военная финансово-экономическая служба России: история и современность», выпущенный в конце 2003 года и приуроченный к 85-летию Главного управления военного бюджета и финансирования, второй - «Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в Победу», к 60-летию Великой Победы (выпущен в 2005 году).
 
       Увы! Об их существовании я узнал значительно позже, когда мне довелось не только познакомиться и поработать с обоими фолиантами, но, более того, второй из них, не без моего участия, и сегодня украшает личную библиотеку моего отца, дополненный справочным материалом о моём деде – военном финансисте, погибшем в Берлине накануне Великой Победы.

Продолжение:http://www.proza.ru/2015/12/17/719