Любимый край

Алексей Коротеев
Где бы нам ни пришлось на жизненной трассе искать приют
от невзгод, мы всегда наяву и в грёзах помним о том месте, где
родились, где впервые были сотканы иллюзии, где босоногими
детьми сбегали с бугра на луг и слушали его мелодичные шумы:
птиц, шелест осоки и камыша. Помним о том, как мы, подолгу
вглядываясь в протекающую холодную речушку, мнили о себе
невесть что: то видели мы себя в подвигах и крушениях, то взво-
лакивали себя на такую высоту фантазии, что дальше страшно
было думать.
Это было так давно, но это так притягательно. Щемящее чув-
ство недосягаемого будет всю жизнь томить, радостно волно-
вать наши мысли. И каждую ночь будут чередой приходить в
ярких одеждах различные воспоминания. И будешь ты радост-
но внутренним оком взирать на их нежную поступь и стыдливо
прикрывать ресницами увлажнённые глаза.
Вот ты видишь себя, лениво бредущим по лесу, и усталый,
охваченный истомой, кидаешься лицом вниз, мнёшь цветы и
вздыхаешь, и вдыхаешь запах первозданной земли.
И опять мечты… Мечты охватывают всё твоё существо. И
вдруг звуки скрипки вспугивают тебя. Но напрасно ты ищешь
её обладателя, который с безумным хохотом разрывал её серд-
це, откуда струёй текли слёзы-ноты.
А вот другое видение, возможно, посетит тебя. Из сада, где
пахнет весной, видна ширь полей. На их зелёных ладонях уже
нет никакого движения, и земля в зелёном покое сосёт грудь
матери-солнца, золотистым молоком высасывая её лучи. Ты
дивуешься этому первозданному чуду, обкрутившись спрутом
вокруг ветки яблони, как вдруг твои ноги обжигает что-то злое,
и слышишь: «Эк тебя, чертёнка, разморило!»
Уже немного отбежав, замечаешь под яблоней деда с крапи-
вой в руках и удивляешься, что любовался ландшафтом приро-
ды из чужого сада.
Да разве возможно в одно время вспомнить обо всех нюан-
сах переживаний детства. Детство и родной край, сплетённые в
одно целое, будут навевать сладостное воспоминание на закате
жизни.
Общение с природой отчего края в раннем возрасте сильно
обогащает душу, так разукрашивает её психологическими от-
тенками, что стоит вникать во всякие подробности и утруждать
глаз, смотреть в кажущееся никчёмное, и быть втайне любо-
пытствующим и, незаметно направляя разговор старших, вы-
пытывать у них о прошлом родного края.
Вот что можно узнать. Среди ночи непьющий человек вдруг
зычным голосом запевает крамольную песню. Сбегаются люди.
Он объясняет, что репетирует голос для поступления в духов-
ную семинарию. Люди с гримасой удивления покидают его. На
следующую ночь всё повторяется.
Или же такое. Опять-таки ночами другой человек разводит
костёр на кладбище. Долгое время никто не смеет приоткрыть
эту тайну, но потом какие-то маленькие балбесы связывают на
кладбище старого деда, и он чуть-чуть не умирает с голоду, но
потом через некоторое время опять повторяет свои опыты, уве-
ряя односельчан, что при свете костра ему легче привлечь вни-
мание бога. Всевышний всё-таки его однажды приметил и взял
его непокорную душу к себе в собеседники на небеса.
Возьмём для оживления сочинения ещё одну причуду при-
роды.
В саду росла яблоня. В течение пятнадцати лет возле неё
появлялась женщина с грудным ребёнком. Вы думаете, что это
был один ребёнок? Отнюдь нет! И теперь мать, гуляя по саду,
заходит в аллею берёз, посаженную с одной стороны её пятнад-
цатью выросшими сыновьями, с другой — пятнадцатью не по-
хожими друг на друга их отцами.
Нам нужно знать прошлое родного края, чтобы досконально
знать историю людей и историю родного края.
Да, над нашим краем прозвучали военные грозы, коверкая
людские судьбы, уродуя мягкую, чёрную, плодовитую землю.
Много наших земляков погибло с жаждой жизни на устах.
Их жизни разбросаны по земле цветами. Есть среди тех людей,
ушедшие на войну и пропавшие без вести. Они где-то без род-
ного дома в безудержной тоске по родному краю смотрят в реку
с мостов Сены, или топчут бульвары Версаля, или вдыхают воз-
дух полей Канады. У всех у них, убитых и пропавших без вес-
ти, были матери, они не все ещё ушли из жизни и всё ещё опла-
кивают своих детей.
Пусть сегодняшний день будет радостным и будет отличать-
ся мирным трудом, но с накалом азартного боя за хлеб. Мы дол-
жны отвоевать у скупой природы дары земли. Старость мудрых
людей ответит, что есть все основания для мирного боя, ведь
соха превратилась теперь в сложную технику. Безграмотный
слой крестьянства превратился в культурную, начитанную мас-
су общества, среди которой есть ядро передовиков осмыслен-
ного труда.
Мы, люди деревни, не должны ограничиваться достигнутым
благосостоянием. Мы должны шире внедрять наш ум, сметку в
дело труда, чтобы наш родной край стал богаче. Ведь мы долж-
ны видеть свою деревню в зелени, асфальтированной, чтобы за
воротами каждого дома урчал то ли мотоцикл, то ли автомо-
биль, а не подгулявший хозяин.
В заключение мне не хочется повторяться о том, что я чув-
ствую, когда говорю о родном крае. Об этом уже сказано!