2. Красная Шапочка в стране Математика. Пятерка

Максим Горлов 2
Красная Шапочка знакомится с хоккейной командой "Великолепная пятерка и вратарь".

Великолепная  пятерка и вратарь

1, 2, 3, 4, 5 и 0.  

В некотором царстве, в некотором государстве жила неразлучная  семья:  дедушка  Равно(=)  и молодая пара Плюс(+) и Минус(-), детей у них не было.    А  страна, в которой они жили,   называлась Математика.Они очень любили детей и поэтому основная работа была их играть с детьми и учить их   различным действиям с цифрами.  Дело было вечером,  делать  было нечего.  Они сидели в избушке  за столом и слушали сказки от дедушки Максима, который читал    Равно(=). Они знали, что дедушка Максим живет в их стране, но они с ним   не встречались.               

Их общие близкие друзья однозначные цифры : ноль 0, один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5 любили играть в хоккей, когда было свободное время,  но сегодня они   сидели в большой коробке  и молча  ждали, когда и кого позовут для каких- либо действий.  Это была их основная работа.  Цифра 0  была вратарем в команде , хотя и похожа на дыру, но стояла на ноль, когда  играла  великолепная   пятерка  игроков  из страны Математика.     Цифра десять 10- была уже двузначной, т.к состояла из двух однозначных цифр:  единицы 1 и ноля  0,  сидела в другой коробке с двузначными цифрами и тоже ждала, когда ее позовут.

Но вот дверь отворилась и на пороге  избушки появилась Красная Шапочка с корзиночкой в руке.

-Здравствуйте. Я обещала, что буду заходить к вам, вот и пришла , да не с пустыми руками, принесла вам яблок  со своего сада,- сказала Красная Шапочка.             

- Хочу продолжить занятия по математике, если вы не возражаете.               

Минус (-) от радости даже  подпрыгнула  на столе, пытаясь встать вертикально, чтобы лучше разглядеть, как много  яблок  в корзиночке, но у нее  ничего не получилось.

Дедушка Равно (=)   захлопал своим горизонтальными линиями ( палочками) ,  как крыльями, но от стола так и не оторвался. Рожденный ползать, летать не может, да и возраст был уже не тот, чтобы оторваться.               

Плюс (+)  ответил за всех: Мы очень рады, что ты пришла и готовы продолжить занятия по математике. Ему было трудно  прыгать и хлопать.

Дедушка Равно(=)  спросил у Красной Шапочке знает ли она что-нибудь о хоккее на льду. Красная Шапочка  была современным ребенком, она  не знала математики, но игры, в которые играют мальчики- настоящие ребята, она знала.  Она сказала, что ходит на пруд смотреть, когда там ребята играют в хоккей.

-Хорошо, дай мне корзиночку  с яблоками , сейчас  проверим , как  ты усвоила о чем мы говорили при нашей первой встрече,- сказал дедушка  Равно (=),   - есть хорошая пословица: повторение- мать учения.               

Красная Шапочка протянула  корзиночку  с яблоками.     

Равно(=) позвал  замечательную команду- великолепную пятерку и вратаря,  однозначных цифровых друзей    1, 2, 3, 4, 5 и 0

Положи цифру на стол, которая говорит, что на столе нет ни одного яблока,- сказал дедушка  Равно(=). 

Красная Шапочка взяла цифру ноль 0- вратаря и положила на стол. Правильно,- сказал Равно(=).

В хоккее и в футболе и не только - это начало игры, шайб и мячей  в ворота пока нет и все по нолям 0:0.

А теперь положи цифры от 1 до 5 в возрастающем порядке  и наоборот от 5  до 1 в понижающем порядке при этом называй эти цифры,- сказал  дедушка  Равно(=).

Красная Шапочка начала,- Один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5 и наоборот, пять 5, четыре 4, три 3, два 2, один 1.  Она помнила считалку: один, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять.               

Правильно,- сказал   Равно(=). Пойдем дальше. Я уберу всех наших цифровых друзей, а потом стану вразброс приглашать их на стол. Ты должна называть их по имени и вынимать из корзины соответствующее количество яблок.               

Будем считать, что команда  будет играть  в хоккей яблоками,- произнес дедушка  Равно(=).               

Равно(=)  выложил на стол   вразброс все пять цифр: 2, 5, 4, 1, 3.

Красная Шапочка все их назвала правильно  и вынула соответствующее количество яблок. Только в  одном случае произошла заминка , когда на столе появилась цифра 4, а Красная Шапочка вынула из корзины 3 яблока, но поняла она  сразу, что после цифры 3  идет цифра 4 и вынула еще одно яблоко. В хоккее с яблоками , если эти цифры на табло, то  это значит, что  команда  забросила в ворота противника   4  яблока,  и на столе должно быть 4 яблока.

Дома вырежи две карточки с цифрами три 3 и четыре 4 . Положи на стол три 3 пирожка или яблока ( любые однотипные предметы), рядом положи карточку с цифрой три 3. Добавь один пирожок или яблоко ( или однотипный предмет)  и посчитай, сколько теперь пирожков, убери карточку с цифрой три 3 и положи карточку с цифрой четыре 4.  Теперь убери один пирожок или яблоко, замени карточки с цифрой четыре 4 на три 3. Несколько раз проделай этот пример. Ты должна запомнить, как выглядят четыре 4 пирожка,4 яблока или любых 4 однотипных предмета, должна определять сразу без подсчетов и без меня, что ты видишь четыре 4 предмета или четырех4 живых существ.  Очень важно сразу определять : один 1 предмет, два 2 предмета, три  3 предмета или четыре 4  предмета или живых существ. Четыре предмета, это значит,  1+1+1+1=4 или 2+2.  Важно , что количество равно четырем,- сказал дедушка  Равно(=) и похвалил ее. В такие моменты в мозг ребенка со всех сторон втекают реки новых знаний, в нашем случае  реки новых  значений и терминов из области математика, образуя море цифр, в котором ребенку придется плавать всю жизнь: одним по поверхности, другим поглубже, а некоторым погружаться  очень глубоко.               


Сейчас,- сказал Равно(=),- я положу на стол несколько яблок, а ты  нам скажешь, не  считая,  сразу, сколько яблок на столе и положишь рядом  нужную цифру.  Дедушка  Равно(=) выложил  из корзиночки на стол  несколько яблок. Красная Шапочка  посмотрела внимательно на яблоки  и сказала, что на столе три яблока, взяла цифру 3 и положила рядом. Она вспомнила, как выглядят  три пирожка, которые она отнесла бабушке, после посещения друзей из страны Математика.

-Правильно,- сказал Равно(=).

- Ты хорошо усвоила предыдущее занятие, видно, что тебе нравится математика.

А теперь,- сказал дедушка  Равно(=),- поиграем в домик. Вот у тебя на голове красная шапочка , которую тебе подарила бабушка, я это знаю по сказке,  сними ее и дай мне. Это будет наш домик, в котором будут жить наши волшебные яблоки.

Красная Шапочка  сняла  свою шапочку и передала ее.               

Дедушка Равно(=) положил несколько яблок на стол и спросил: сколько на столе яблок?  -Два яблока, - ответила  Красная Шапочка. –Правильно, положи соответствующую цифру из великолепной пятерки   рядом.  Она положила цифру 2.

Затем он поместил эти два яблока под красную шапку- домик  и положил на стол еще несколько яблок.    

-А сейчас сколько на столе яблок?               

-Два яблока, - ответила  Красная Шапочка. –Правильно.Она положила рядом цифру 2.               

- Теперь, я эти яблоки тоже помещаю в домик.               
Вопрос: сколько теперь яблок в домике? – продолжал дедушка  Равно(=).

Теперь Красная Шапочка задумалась.

Тут не выдержал Плюс(+).

- В шапке яблок прибавилось, поэтому я встану между  цифрами два 2 и два 2. Вспомни, о чем мы говорили  в предыдущий раз,-  сказал Плюс(+).               

Получилось:  два  плюс  два . 2+2

- А теперь и я встану, - сказал дедушка  Равно(=) и встал в конце строчки:  два  плюс  два  равно, или в математической форме   2+2=.           

Красная Шапочка задумалась : два,  это один и еще один. Она вспомнила, что после цифры два 2 идет цифра три 3. Это я  добавила  одно яблоко. После цифры три 3 идет цифра четыре 4 . Это я  добавила еще одно яблоко. Красная Шапочка поняла , что количество яблок под шапкой равно четырем 4. Она положила после дедушки Равно(=) цифру  четыре 4.               

2+2=4.

- Правильно,- сказал  дедушка Равно(=).

Равно(=) достал из корзины еще  одно 1 яблоко и положил его в домик- шапку и обратился к Красной Шапочке, чтобы она на столе выложила математическое  действие, которое позволит определить сколько яблок в  шапке. При этом, он сказал, что корзиночка пуста, больше яблок нет. Красная Шапочка положила цифру  4 .               

Плюс(+) не дожидаясь, когда Красная Шапочка обратится к нему, сам подскочил и встал после цифры четыре 4. Получилось 4 +. Затем она положила цифру 1, т.к. она видела , что в домик было добавлено только одно яблоко, после знака плюс , получилось 4+1.  Как только появилась эта форма записи , дедушка  Равно(=) встал после цифры 1,   4+1=. Красная Шапочка вспомнила , что после цифры  четыре 4 идет цифра пять 5 , поэтому она решила  , что

4+1=5. 

Она  обрадовалась и сказала, что в домике великолепная пятерка- пять 5 яблок , но только без вратаря. Цифры ноль 0- вратаря среди  цифр на столе тоже не было.  Тогда она догадалась, что если мы добавим  ноль 0 яблок в домик, то количество яблок не изменится, зато будет великолепная пятерка и вратарь на столе. Она сама догадалась, как будет выглядеть эта математическая  запись:           

5+0=5.               

Всем понравилась эта идея и все захлопали ей ,  хлопали  кто чем мог, особенно радовались игроки с цифрами из великолепной пятерки , т.к. появилось недостающее звено в команде- вратарь, игрок с  цифрой  ноль 0. Великолепная пятерка и вратарь стала  готова играть в хоккей с шайбой или в хоккей с яблоками.Игрок под  цифрой 3 тоже был на столе, хотя не участвовал в игре. Возможно его удалили  с поля в это время за укус яблока, ведь играли они в яблоки- в хоккее это часто бывает. В футболе, где играют две пятерки и вратарь,  игроки кусают противников за все , что попало и их тоже удаляют с поля ( На чемпионате мира по футболу в  2014г. уругвайский нападающий укусил итальянского защитника за плечо). Так что , все нормально, пусть  лучше кусают яблоки. 


Теперь выполним действие с привлечением  Минуса(-), а то она что-то загрустила,- сказал  дедушка Равно(=).  Он сунул руку под шапку и вынул оттуда несколько яблок. Затем обратился к Красной Шапочке , чтобы она определила, сколько яблок осталось под шапкой.               

Красная Шапочка вспомнила , что под шапкой было пять 5 яблок, поэтому она положила на стол цифру пять 5 , тут выскочила  Минус(-)  и стала после цифры пять 5 .Получилось 5- . Красная Шапочка посмотрела на яблоки, которые вынул  дедушка Равно(=) из под шапки  и сразу определила- на столе два 2 яблока,  поэтому после Минуса(-) она положила  цифру 2.  Равно(=) похвалил Красную  Шапочку  и степенно встал после цифры 2. Получилось 5-2=?               

Красная Шапочка задумалась. Она вспомнила, что перед цифрой  пять 5 идет цифра  четыре 4, а это значит, мы отняли от  пяти яблок  одно яблоко. Перед цифрой  четыре 4 идет цифра три 3 , отняли еще одно яблоко , а от пяти 5 яблок  отняли уже два 2 яблока.  Она положила после дедушки  Равно(=) цифру три 3.

Получилось 5-2=3. Под шапкой осталось три 3 яблока,- сказала Красная Шапочка .

Правильно,- сказал дедушка  Равно(=),- и отдал шапку Красной Шапочке, а все яблоки , которые участвовали в игре , сложил в корзиночку. Она знала, что в корзиночке пять 5 яблок.

Иногда "великолепная пятерка и вратарь"  приглашали Клюшку , так они между собой звали Минуса(-), на свою игру в хоккей и просили отнять несколько шайб у противника у своих  ворот. И когда шайба при атаке противника  неожиданно перелетала через борт и пропадала " с концами", то они чувствовали, что Клюшка не дремлет и в душе благодарили ее, но это было редко, чаще ее  все- таки звали Свистушкой.   

А сейчас, для закрепления понимания игры  великолепной пятерки ,- сказал  Равно(=)  обращаясь к Красной Шапочке, - ты разобьешь пятерку  игроков на группы, но в сумме- это всегда должна быть  великолепная пятерка.  Красная Шапочка поняла  , что от нее хотят, ведь все предыдущие примеры, которые она делала,  подводили ее к решению этой задачи.               

Она вспомнила счет  1, 2, 3, 4, 5  и привлекла к решению математические знаки: +(плюс), -(минус) и =(равно), а необходимые карточки с цифрами она брала из дополнительной коробки. У нее получилось: 5=1+4,  5=2+3, 5=3+2,  5=4+1.
Теперь введем два новых понятия. Когда мы складываем(+) две или более цифр ( чисел) , то эти цифры в математике  называются "слагаемыми". В нашем случае цифры 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1- слагаемые. Результат сложения слагаемых, который стоит в нашем случае перед знаком равно = , а может стоять и после знака равно =, называется "суммой". В нашем случае цифра пять 5 - сумма сложения двух слагаемых. Запомни эти два новых понятия.

Чтобы легче было запомнить, что такое  "слагаемые" и " сумма", обратимся к чаепитию, без которого мало кто обходится. На столе чашка, наполненная чаем. Вы берете один 1 кусок сахара и бросаете в чашку с чаем , попробовали- не сладко, берете еще четыре 4 куска сахара и бросаете в чашку- это и есть слагаемые, которые складываются в чашке в количестве пяти кусков сахара- это и есть сумма. В математике это 1+4=5. Будет , правда, сладко, но ничего, ради математики можно и сладкий выпить. Теперь, когда ты забудешь, что такое "слагаемые" и "сумма" , ты вспомнишь очень сладкий чай и сразу все вспомнишь. А когда будешь пить чай с мамой, расскажи ей о слагаемых и сумме, она тоже будет знать эти термины из математики.Мама будет пить чай и неосознанно совершать математические действия.

Правильно, - сказал дедушка  Равно(=), великолепную пятерку ты разбила, - а теперь вспомни предыдущее наше занятие и  разложи  цифры  четыре 4, три 3 и  два 2.               

Она вспомнила, как они считали  пирожки: 4=1+1+1+1.               

4- это сумма, а 1+1+1+1- это слагаемые,- сказал дедушка Равно(=).

3=1+1+1 2=1+1

Молодец,- сказал дедушка  Равно(=), - но четыре 4 и три 3 можно еще разложить так: 4=2+2, 3=1+2. Я все поняла,- сказала Красная шапочка.

А сейчас  проверим, как ты на слух воспринимаешь наших цифровых друзей из великолепной пятерки ,- сказал Равно(=). Отвернись и внимательно слушай , как я буду стучать своими горизонтальными линиями   ( палочками)  друг об друга.               

Тук- тук.  Два 2 ,- сказала Красная Шапочка. Правильно.

Тук- тук- тук-тук.  Четыре 4,- сказала Красная Шапочка. Правильно.

Все,- сказал дедушка  Равно(=),-  мы считаем, что ты усвоила игру  с  великолепной  пятеркой  и вратарем. 

Спасибо  вам  за увлекательную  математику,- сказала Красная Шапочка,- но я ведь принесла вам яблок и хочу их раздать. Она знала, что в корзиночке пять 5 яблок, это стало известно, когда все  яблоки были под шапкой, а в корзиночке было пусто.

Дедушка Равно(=), это Вам  яблоко,- сказала Красная Шапочка,-  и она положила на стол цифру 1. 

Плюс(+), это Вам   яблоко,- и она убрала цифру 1,а положила цифру  2.

Минус(-), а  это Вам яблоко, - произнесла Красная Шапочка,- и вместо цифры два 2 положила цифру 3.

Она   поняла, что отдала три 3 яблока, а это, значит,  количество яблок уменьшилось  на три 3.   

Она  вспомнила, что пять  5 = 3+2,  поэтому   в   корзиночке  осталось только  два 2 яблока.    Она отдала их великолепной пятерке и вратарю. Как они будут делить два 2 яблока на всю команду,  она не знала, но надеялась, что когда-нибудь узнает и об этих математических  действиях.               

Я  обязательно  зайду  снова,- сказала Красная Шапочка.

Она сказала всем до свидания и  пошла домой, чтобы перед сном мысленно  повторить все действия с цифрами великолепной пятерки , о которых она узнала сегодня.

А дедушка  Равно (=), Плюс (+) и  Минус (-)  сели за стол и стали ждать  новых гостей, чтобы показать   замечательные действия, которыми славилась страна Математика.

Родители с детьми могут проиграть описанные действия  с кубиками или другими однотипными предметами, а «плюс», «минус», «равно» и необходимые цифры вырезать из бумаги или картона  и добиться понимания ребенком использования этих  знаков при различных действиях в пределах от 1 до 5.

С двух лет,  а иногда и раньше, необходимо играть с ребенком в математику, чтобы «шарики» ребенка постоянно  крутились.

И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения   мегазвезды SONY.               

В своей книге он пишет: « Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться        « перекормить» или перевозбудить его, детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию.  Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало , чтобы полноценно развивать малыша. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве».               

Успехов Вам   на длинном и увлекательном пути, а победы  обязательно придут!