Красная Шапочка знакомится с хоккейной командой "Великолепная пятерка и вратарь".
Великолепная пятерка и вратарь
1, 2, 3, 4, 5 и 0.
В некотором царстве, в некотором государстве жила неразлучная семья: дедушка Равно(=) и молодая пара Плюс(+) и Минус(-), детей у них не было. А страна, в которой они жили, называлась Математика.Они очень любили детей и поэтому основная работа была их играть с детьми и учить их различным действиям с цифрами. Дело было вечером, делать было нечего. Они сидели в избушке за столом и слушали сказки от дедушки Максима, который читал Равно(=). Они знали, что дедушка Максим живет в их стране, но они с ним не встречались.
Их общие близкие друзья однозначные цифры : ноль 0, один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5 любили играть в хоккей, когда было свободное время, но сегодня они сидели в большой коробке и молча ждали, когда и кого позовут для каких- либо действий. Это была их основная работа. Цифра 0 была вратарем в команде , хотя и похожа на дыру, но стояла на ноль, когда играла великолепная пятерка игроков из страны Математика. Цифра десять 10- была уже двузначной, т.к состояла из двух однозначных цифр: единицы 1 и ноля 0, сидела в другой коробке с двузначными цифрами и тоже ждала, когда ее позовут.
Но вот дверь отворилась и на пороге избушки появилась Красная Шапочка с корзиночкой в руке.
-Здравствуйте. Я обещала, что буду заходить к вам, вот и пришла , да не с пустыми руками, принесла вам яблок со своего сада,- сказала Красная Шапочка.
- Хочу продолжить занятия по математике, если вы не возражаете.
Минус (-) от радости даже подпрыгнула на столе, пытаясь встать вертикально, чтобы лучше разглядеть, как много яблок в корзиночке, но у нее ничего не получилось.
Дедушка Равно (=) захлопал своим горизонтальными линиями ( палочками) , как крыльями, но от стола так и не оторвался. Рожденный ползать, летать не может, да и возраст был уже не тот, чтобы оторваться.
Плюс (+) ответил за всех: Мы очень рады, что ты пришла и готовы продолжить занятия по математике. Ему было трудно прыгать и хлопать.
Дедушка Равно(=) спросил у Красной Шапочке знает ли она что-нибудь о хоккее на льду. Красная Шапочка была современным ребенком, она не знала математики, но игры, в которые играют мальчики- настоящие ребята, она знала. Она сказала, что ходит на пруд смотреть, когда там ребята играют в хоккей.
-Хорошо, дай мне корзиночку с яблоками , сейчас проверим , как ты усвоила о чем мы говорили при нашей первой встрече,- сказал дедушка Равно (=), - есть хорошая пословица: повторение- мать учения.
Красная Шапочка протянула корзиночку с яблоками.
Равно(=) позвал замечательную команду- великолепную пятерку и вратаря, однозначных цифровых друзей 1, 2, 3, 4, 5 и 0
Положи цифру на стол, которая говорит, что на столе нет ни одного яблока,- сказал дедушка Равно(=).
Красная Шапочка взяла цифру ноль 0- вратаря и положила на стол. Правильно,- сказал Равно(=).
В хоккее и в футболе и не только - это начало игры, шайб и мячей в ворота пока нет и все по нолям 0:0.
А теперь положи цифры от 1 до 5 в возрастающем порядке и наоборот от 5 до 1 в понижающем порядке при этом называй эти цифры,- сказал дедушка Равно(=).
Красная Шапочка начала,- Один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5 и наоборот, пять 5, четыре 4, три 3, два 2, один 1. Она помнила считалку: один, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять.
Правильно,- сказал Равно(=). Пойдем дальше. Я уберу всех наших цифровых друзей, а потом стану вразброс приглашать их на стол. Ты должна называть их по имени и вынимать из корзины соответствующее количество яблок.
Будем считать, что команда будет играть в хоккей яблоками,- произнес дедушка Равно(=).
Равно(=) выложил на стол вразброс все пять цифр: 2, 5, 4, 1, 3.
Красная Шапочка все их назвала правильно и вынула соответствующее количество яблок. Только в одном случае произошла заминка , когда на столе появилась цифра 4, а Красная Шапочка вынула из корзины 3 яблока, но поняла она сразу, что после цифры 3 идет цифра 4 и вынула еще одно яблоко. В хоккее с яблоками , если эти цифры на табло, то это значит, что команда забросила в ворота противника 4 яблока, и на столе должно быть 4 яблока.
Дома вырежи две карточки с цифрами три 3 и четыре 4 . Положи на стол три 3 пирожка или яблока ( любые однотипные предметы), рядом положи карточку с цифрой три 3. Добавь один пирожок или яблоко ( или однотипный предмет) и посчитай, сколько теперь пирожков, убери карточку с цифрой три 3 и положи карточку с цифрой четыре 4. Теперь убери один пирожок или яблоко, замени карточки с цифрой четыре 4 на три 3. Несколько раз проделай этот пример. Ты должна запомнить, как выглядят четыре 4 пирожка,4 яблока или любых 4 однотипных предмета, должна определять сразу без подсчетов и без меня, что ты видишь четыре 4 предмета или четырех4 живых существ. Очень важно сразу определять : один 1 предмет, два 2 предмета, три 3 предмета или четыре 4 предмета или живых существ. Четыре предмета, это значит, 1+1+1+1=4 или 2+2. Важно , что количество равно четырем,- сказал дедушка Равно(=) и похвалил ее. В такие моменты в мозг ребенка со всех сторон втекают реки новых знаний, в нашем случае реки новых значений и терминов из области математика, образуя море цифр, в котором ребенку придется плавать всю жизнь: одним по поверхности, другим поглубже, а некоторым погружаться очень глубоко.
Сейчас,- сказал Равно(=),- я положу на стол несколько яблок, а ты нам скажешь, не считая, сразу, сколько яблок на столе и положишь рядом нужную цифру. Дедушка Равно(=) выложил из корзиночки на стол несколько яблок. Красная Шапочка посмотрела внимательно на яблоки и сказала, что на столе три яблока, взяла цифру 3 и положила рядом. Она вспомнила, как выглядят три пирожка, которые она отнесла бабушке, после посещения друзей из страны Математика.
-Правильно,- сказал Равно(=).
- Ты хорошо усвоила предыдущее занятие, видно, что тебе нравится математика.
А теперь,- сказал дедушка Равно(=),- поиграем в домик. Вот у тебя на голове красная шапочка , которую тебе подарила бабушка, я это знаю по сказке, сними ее и дай мне. Это будет наш домик, в котором будут жить наши волшебные яблоки.
Красная Шапочка сняла свою шапочку и передала ее.
Дедушка Равно(=) положил несколько яблок на стол и спросил: сколько на столе яблок? -Два яблока, - ответила Красная Шапочка. –Правильно, положи соответствующую цифру из великолепной пятерки рядом. Она положила цифру 2.
Затем он поместил эти два яблока под красную шапку- домик и положил на стол еще несколько яблок.
-А сейчас сколько на столе яблок?
-Два яблока, - ответила Красная Шапочка. –Правильно.Она положила рядом цифру 2.
- Теперь, я эти яблоки тоже помещаю в домик.
Вопрос: сколько теперь яблок в домике? – продолжал дедушка Равно(=).
Теперь Красная Шапочка задумалась.
Тут не выдержал Плюс(+).
- В шапке яблок прибавилось, поэтому я встану между цифрами два 2 и два 2. Вспомни, о чем мы говорили в предыдущий раз,- сказал Плюс(+).
Получилось: два плюс два . 2+2
- А теперь и я встану, - сказал дедушка Равно(=) и встал в конце строчки: два плюс два равно, или в математической форме 2+2=.
Красная Шапочка задумалась : два, это один и еще один. Она вспомнила, что после цифры два 2 идет цифра три 3. Это я добавила одно яблоко. После цифры три 3 идет цифра четыре 4 . Это я добавила еще одно яблоко. Красная Шапочка поняла , что количество яблок под шапкой равно четырем 4. Она положила после дедушки Равно(=) цифру четыре 4.
2+2=4.
- Правильно,- сказал дедушка Равно(=).
Равно(=) достал из корзины еще одно 1 яблоко и положил его в домик- шапку и обратился к Красной Шапочке, чтобы она на столе выложила математическое действие, которое позволит определить сколько яблок в шапке. При этом, он сказал, что корзиночка пуста, больше яблок нет. Красная Шапочка положила цифру 4 .
Плюс(+) не дожидаясь, когда Красная Шапочка обратится к нему, сам подскочил и встал после цифры четыре 4. Получилось 4 +. Затем она положила цифру 1, т.к. она видела , что в домик было добавлено только одно яблоко, после знака плюс , получилось 4+1. Как только появилась эта форма записи , дедушка Равно(=) встал после цифры 1, 4+1=. Красная Шапочка вспомнила , что после цифры четыре 4 идет цифра пять 5 , поэтому она решила , что
4+1=5.
Она обрадовалась и сказала, что в домике великолепная пятерка- пять 5 яблок , но только без вратаря. Цифры ноль 0- вратаря среди цифр на столе тоже не было. Тогда она догадалась, что если мы добавим ноль 0 яблок в домик, то количество яблок не изменится, зато будет великолепная пятерка и вратарь на столе. Она сама догадалась, как будет выглядеть эта математическая запись:
5+0=5.
Всем понравилась эта идея и все захлопали ей , хлопали кто чем мог, особенно радовались игроки с цифрами из великолепной пятерки , т.к. появилось недостающее звено в команде- вратарь, игрок с цифрой ноль 0. Великолепная пятерка и вратарь стала готова играть в хоккей с шайбой или в хоккей с яблоками.Игрок под цифрой 3 тоже был на столе, хотя не участвовал в игре. Возможно его удалили с поля в это время за укус яблока, ведь играли они в яблоки- в хоккее это часто бывает. В футболе, где играют две пятерки и вратарь, игроки кусают противников за все , что попало и их тоже удаляют с поля ( На чемпионате мира по футболу в 2014г. уругвайский нападающий укусил итальянского защитника за плечо). Так что , все нормально, пусть лучше кусают яблоки.
Теперь выполним действие с привлечением Минуса(-), а то она что-то загрустила,- сказал дедушка Равно(=). Он сунул руку под шапку и вынул оттуда несколько яблок. Затем обратился к Красной Шапочке , чтобы она определила, сколько яблок осталось под шапкой.
Красная Шапочка вспомнила , что под шапкой было пять 5 яблок, поэтому она положила на стол цифру пять 5 , тут выскочила Минус(-) и стала после цифры пять 5 .Получилось 5- . Красная Шапочка посмотрела на яблоки, которые вынул дедушка Равно(=) из под шапки и сразу определила- на столе два 2 яблока, поэтому после Минуса(-) она положила цифру 2. Равно(=) похвалил Красную Шапочку и степенно встал после цифры 2. Получилось 5-2=?
Красная Шапочка задумалась. Она вспомнила, что перед цифрой пять 5 идет цифра четыре 4, а это значит, мы отняли от пяти яблок одно яблоко. Перед цифрой четыре 4 идет цифра три 3 , отняли еще одно яблоко , а от пяти 5 яблок отняли уже два 2 яблока. Она положила после дедушки Равно(=) цифру три 3.
Получилось 5-2=3. Под шапкой осталось три 3 яблока,- сказала Красная Шапочка .
Правильно,- сказал дедушка Равно(=),- и отдал шапку Красной Шапочке, а все яблоки , которые участвовали в игре , сложил в корзиночку. Она знала, что в корзиночке пять 5 яблок.
Иногда "великолепная пятерка и вратарь" приглашали Клюшку , так они между собой звали Минуса(-), на свою игру в хоккей и просили отнять несколько шайб у противника у своих ворот. И когда шайба при атаке противника неожиданно перелетала через борт и пропадала " с концами", то они чувствовали, что Клюшка не дремлет и в душе благодарили ее, но это было редко, чаще ее все- таки звали Свистушкой.
А сейчас, для закрепления понимания игры великолепной пятерки ,- сказал Равно(=) обращаясь к Красной Шапочке, - ты разобьешь пятерку игроков на группы, но в сумме- это всегда должна быть великолепная пятерка. Красная Шапочка поняла , что от нее хотят, ведь все предыдущие примеры, которые она делала, подводили ее к решению этой задачи.
Она вспомнила счет 1, 2, 3, 4, 5 и привлекла к решению математические знаки: +(плюс), -(минус) и =(равно), а необходимые карточки с цифрами она брала из дополнительной коробки. У нее получилось: 5=1+4, 5=2+3, 5=3+2, 5=4+1.
Теперь введем два новых понятия. Когда мы складываем(+) две или более цифр ( чисел) , то эти цифры в математике называются "слагаемыми". В нашем случае цифры 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1- слагаемые. Результат сложения слагаемых, который стоит в нашем случае перед знаком равно = , а может стоять и после знака равно =, называется "суммой". В нашем случае цифра пять 5 - сумма сложения двух слагаемых. Запомни эти два новых понятия.
Чтобы легче было запомнить, что такое "слагаемые" и " сумма", обратимся к чаепитию, без которого мало кто обходится. На столе чашка, наполненная чаем. Вы берете один 1 кусок сахара и бросаете в чашку с чаем , попробовали- не сладко, берете еще четыре 4 куска сахара и бросаете в чашку- это и есть слагаемые, которые складываются в чашке в количестве пяти кусков сахара- это и есть сумма. В математике это 1+4=5. Будет , правда, сладко, но ничего, ради математики можно и сладкий выпить. Теперь, когда ты забудешь, что такое "слагаемые" и "сумма" , ты вспомнишь очень сладкий чай и сразу все вспомнишь. А когда будешь пить чай с мамой, расскажи ей о слагаемых и сумме, она тоже будет знать эти термины из математики.Мама будет пить чай и неосознанно совершать математические действия.
Правильно, - сказал дедушка Равно(=), великолепную пятерку ты разбила, - а теперь вспомни предыдущее наше занятие и разложи цифры четыре 4, три 3 и два 2.
Она вспомнила, как они считали пирожки: 4=1+1+1+1.
4- это сумма, а 1+1+1+1- это слагаемые,- сказал дедушка Равно(=).
3=1+1+1 2=1+1
Молодец,- сказал дедушка Равно(=), - но четыре 4 и три 3 можно еще разложить так: 4=2+2, 3=1+2. Я все поняла,- сказала Красная шапочка.
А сейчас проверим, как ты на слух воспринимаешь наших цифровых друзей из великолепной пятерки ,- сказал Равно(=). Отвернись и внимательно слушай , как я буду стучать своими горизонтальными линиями ( палочками) друг об друга.
Тук- тук. Два 2 ,- сказала Красная Шапочка. Правильно.
Тук- тук- тук-тук. Четыре 4,- сказала Красная Шапочка. Правильно.
Все,- сказал дедушка Равно(=),- мы считаем, что ты усвоила игру с великолепной пятеркой и вратарем.
Спасибо вам за увлекательную математику,- сказала Красная Шапочка,- но я ведь принесла вам яблок и хочу их раздать. Она знала, что в корзиночке пять 5 яблок, это стало известно, когда все яблоки были под шапкой, а в корзиночке было пусто.
Дедушка Равно(=), это Вам яблоко,- сказала Красная Шапочка,- и она положила на стол цифру 1.
Плюс(+), это Вам яблоко,- и она убрала цифру 1,а положила цифру 2.
Минус(-), а это Вам яблоко, - произнесла Красная Шапочка,- и вместо цифры два 2 положила цифру 3.
Она поняла, что отдала три 3 яблока, а это, значит, количество яблок уменьшилось на три 3.
Она вспомнила, что пять 5 = 3+2, поэтому в корзиночке осталось только два 2 яблока. Она отдала их великолепной пятерке и вратарю. Как они будут делить два 2 яблока на всю команду, она не знала, но надеялась, что когда-нибудь узнает и об этих математических действиях.
Я обязательно зайду снова,- сказала Красная Шапочка.
Она сказала всем до свидания и пошла домой, чтобы перед сном мысленно повторить все действия с цифрами великолепной пятерки , о которых она узнала сегодня.
А дедушка Равно (=), Плюс (+) и Минус (-) сели за стол и стали ждать новых гостей, чтобы показать замечательные действия, которыми славилась страна Математика.
Родители с детьми могут проиграть описанные действия с кубиками или другими однотипными предметами, а «плюс», «минус», «равно» и необходимые цифры вырезать из бумаги или картона и добиться понимания ребенком использования этих знаков при различных действиях в пределах от 1 до 5.
С двух лет, а иногда и раньше, необходимо играть с ребенком в математику, чтобы «шарики» ребенка постоянно крутились.
И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения мегазвезды SONY.
В своей книге он пишет: « Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться « перекормить» или перевозбудить его, детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало , чтобы полноценно развивать малыша. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве».
Успехов Вам на длинном и увлекательном пути, а победы обязательно придут!