Каменные кресты

Владимир Будько
Намогильные каменные кресты наши «специалистами» всегда представлялись артефактами седой древности. Мне кажется, – это глубокое заблуждение. – В с. Ложголово, имеется уникальный крест из местной плиты, датированный 1833 годом. Всего на храмовом погосте села и в часовне сохранилось 5 каменных крестов 2-х видов. Очевидно, что все они изготовлены в одно время, – в I пол. XIX в., когда в Ложголово началась разработка берегового известняка для строительства нового храма во имя Св. Георгия. «После пожара деревянной церкви в 1831 г. к северо-востоку от села на холме усердием местного священника Феодора Кузьмина был выстроен в 1832 – 1835 гг. новый храм (по проекту арх. Комарова), освященный тестем св. прав. Иоанна Кронштадтского, прот. Константином Несвицким. Иконостас (арх. В. Бренна) был передан туда из церкви Воспитательного дома в С.-Петербурге» .
Плитоломка в Ложголово находится в километре от села, в створе деревенской улицы. Там еще лежат необработанные глыбы, которые хорошо сохранились . Региональные аналоги ложголовским крестам широко представлены на сайте «Регионавтика». Их много и они имеют видовые особенности.
К числу уникальных в Ложголово относится поклонный крест Св. Георгия, который первоначально в XIX в. стоял в Св.-Георгиевской часовне . В советское время он был поставлен при алтаре храма. В 2003 г. рабочие группы В.Д. Капинаса водворили георгиевский крест в отреставрированную и расписанную Св.-Георгиевскую часовню, где при большевиках была кузница . Сегодня эта часовня используется как зимний храм. В ней тщанием А.В. Ефимова (СПБ) установлен замечательный иконостас работы СПБ художников. Он выполнен в манере русского плоскостного письма.
В д. Ликовское (приход с. Ложголово) имеется старая часовня, в которой находится поклонный крест Св. Николая. Размерами и по форме он напоминает ложголовский крест Св. Георгия. Нижняя лопасть креста укрыта старым шитьем с херувимами, а на верхних лопастях возложена священническая лента. Крест украшен цветами. Примечательно, что памятник сохранил исконное убранство, хотя иконы давно украдены. До недавних лет на часовне имелся небольшой колокол. Сегодня, когда ушла из жизни крестьянка Силантьева, надзиравшая за часовней, строение не имеет даже замка. Священники, к сожалению, в Ликовском не бывают. В смежном Лососкино тоже имеется часовня, – граненый сруб, обшитый досками.. Когда-то в этой деревне как и при ЦПШ Ложголово стоял бюст царя – Александра II-Освободителя. От него сохранилось разрушенное основание.
На храмовом погосте с. Сижно имеется датированный крест из гранита (1838). Вряд ли здесь следует говорить о вторичном использовании креста, поскольку гранитчики уезда, а таковые, в XIX в. на Гдовщине имелись, могли без проблем производить подобные работы. Кроме того, местные мастера во множестве изготовляли ступени и цоколи храмов. По архивным свидетельствам в пог. Пенино на новый храм к 1892 г. крестьяне заготовили 250 саж. «серого песчаного гранитного цоколя» . Широкое использование намогильных изысков из гранита, песчаника и плиты отмечено в ряде моих файлов .
В Гдове на берегу р. Гдовки (у моста) находится широко известный крест из гранита, который ученые утвердительно относят к XIV в. Дело в том, что он упоминается в Псковских писцовых книгах XVI в. 
Прочие кресты Гдовщины исследовательского внимания не удосужились. – Первичную фотофиксацию их приходится делать местным любителям истории, тем более, что кресты со временем исчезают. Об этом писал еще краевед Ф.А. Чуркин. Он сообщил о «таинственном» исчезновении каменных крестов в родной деревне Ужово, к чему, возможно, сам имел непосредственное отношение . – В 2011 г. мне пришло сообщение от сотрудника СПБ Музея этнографии, куда Ф.А. спровадил какой-то крест. Писавший мне через slanist.ru сотрудник музея спрашивал координаты краеведа, дабы уточнить обстоятельства своза памятника:

Уважаемые создатели сайта! Огромная просьба –
сообщите можно ли как-то связаться с Ф.А. Чуркиным, автором текста «История одной деревни». Он пишет о том, что именно с его подсказки каменный крест
из д. Гостижбор, который сейчас находится в нашем
Музее, привезли к нам в Ленинград.
В настоящее время мы уточняем информацию
о поступлении данного предмета в наш музей.

Заранее признателен и благодарен,
старший научный сотрудник,
кандидат философских наук,
Александр Карпов.

Оценка сайта: Отлично

IP: 89.104.108.202
Дата: 16.05.2011, 17:13

Всего наилучшего».

К разряду курьезов следует отнести изложение Ф.А. обстоятельств поставления каменных крестов на курганах и жальниках:

«Могилы рядовых солдат обставлялись камнями, а могила офицеров отмечались крестами . Вот так и появились каменные кресты на древних языческих могилах. В подтверждение этого опять сошлюсь на книгу В.Н. Глазова, вот пример. В Крапивне было более 100 курганов и столько же жальников, но не было каменных крестов. Потому, что Крапивно было далеко в стороне от дорог, по которым ходили войска. Тоже и на многих других древних могильниках. Не укладываются в эту эпоху каменные кресты в деревне Малые Поля и селе Гвоздно. Но если посмотреть по карте, то эти селения лежат по водному пути, где плыли шереметевские воины. Так наличие шведских кладбищ в деревнях Орел, Лядины, Павлов Погост объясняется тем, что Шереметев вынужден был держать гарнизоны для защиты своей дороги Гдов – Добручи, от шведов сидящих в крепости Сыренец» .

Наряду с вольным толкованием вопроса, в следующей статье уважаемый краевед приводит реальную фактологию:

«У деревни Чехлово на небольшой площадке на берегу озера, стоят семь грубо сделанных каменных крестов, глубоко ушедших в землю. В восемнадцатом веке здесь была церковь Доложской сотни Сумерской волости, кресты были надмогильными памятниками» .

Е.Н. Петров сохранил для нас единственную фотографию каменного креста на храмовом погосте с. Зажупанье. Он сообщил, что некогда крестов было три. Я видел при алтаре в Зажупанье только один крест, зафиксированный Е.Н., но сегодня его уже нет. Меньше крестов стало и в соседнем Филево, (собственно, это и есть погост д. Чехлово, упомянутый краеведом Ф.А. Чуркиным) . Недавно Интернет сообщил об исчезновении креста на погосте д. Ельма. В сети видел сообщение каких-то шизофреников, которые предлагали… продать кресты погоста Ложголово!
Поиски каменных крестов на Гдовщине и в соседних уездах отображены мною в нескольких материалах:

Войносолово. Каменные кресты на сельском погосте,
Гдов. Каменные кресты у храма во имя Державной иконы Божией Матери,
Дизайн ложголовских крестов,
Доложск. Каменные кресты на старом погосте,
Древнее кладбище в деревне Малая Руя – выдающийся памятник археологии уничтожен,
Заянские кресты,
Каменные кресты из известняка у собора города Ямбург,
Каменные кресты с. Вейно. Гдовский район Псковской области,
Каменные кресты. Гдовский район Псковской области,
Каменные кресты. Сланцевский район Ленинградской области,
Каменный крест на погосте в деревне Ельма,
Ликовское. Часовня во имя Святого Николая Угодника и Чудотворца,
Находка каменного креста у храма в Лаптовицах,
Павлов погост. Поиски каменных крестов,
Утраченные кресты Зажупанья,
Филево. Старый погост.

Имеющиеся у меня фотографии крестов и тексты к ним я представил на сайте slanist.ru. Из старых записей стоит отметить поисковый дневник «Охота за крестами» и итоговый материал «Дума об отчих крестах». Все находится в собрании ОРБ. Оригиналы лежат в личных бумагах.
Первый осмотренный мною крест – сиженский. Очевидно, о месте поставления этого креста писал в свое время Ефим Андреев: «У входа в ограду церковную, с правой стороны, под тенистым кленом, покоится, уважаемый доныне, священник и кавалер Владимира 4-й ст. Феодор Филимонович, скончавшийся 23 августа 1836 г. Он почти из развалин восстановил настоящую, до него недостроенную, церковь» .
Следующий, осмотренный и сфотографированный мною крест находился при алтаре храма в с. Зажупанье.
В свое время А.Ю. Дорошенко, сотрудничавший с Институтом материальной культуры (СПБ) по части раскопок, привез в Сланцы копию замечательного атласа А.А. Спицына, в котором в частности сообщалось о большом жальнике в д. Б. Руя: «Жальник расположен на правом берегу реки Руйки близ самой деревни, на плоском холме, и состоит из грунтовых каменных могил, большей частью четырехугольной формы, расположенных рядами, и нескольких невысоких курганов (см. рис.). Могилы ограждены большими гранитными плитами, поставленными на ребро, и у многих находятся большие и малые каменные кресты с обычными буквами.
На обратных сторонах трех крестов были славянские надписи с именами погребенных (Петра, Стефана и Григория). На небольшой площади жальника расположено не менее сотни погребений. Два кургана и несколько грунтовых могил раскопаны были в 1880-х годах местным священником. Грунт плотный суглинок. Как в курганах, так и в могилах попадался мелкий уголь и зола, а так же черепки горшков светлой глины» .
По части руянскго жальника имелось сообщение Ф.А. Чуркина, в котором он в свойственной ему манере писал, что каменных крестов на сведенном жальнике, фактически – на груде камней – нет. Я решился лично убедиться в правоте его слов. – Каково же было мое удивление, когда после 3-х минут поиска в высокой траве я обнаружил большой гранитный крест, торчавший из камней. Очевидно, что Ф.А., традиционно объезжавший братские могилы в составе специальной группы, кресты искал невнимательно . Предпраздничные объезды-ревизии свершались сланцевскими краеведами совместно с представителями Горкома КПСС и шефствующих организаций .
Некоторое время я приглядывал за этим крестом, когда проезжал мимо. При очередном осмотре вдруг обнаружил, что крест обкопан, и, следовательно, подготовлен к вывозу. Я сообщил М. о своих опасениях, и он с рабочими группы В.Д. Капинаса вывез реликвию в с. Старополье. Крест сегодня стоит у стены храма, в котором прихожан практически нет. Впоследствии оказалось, что на этот крест положил глаз А.Ю. Дорошенко, дабы свезти его в школьное собрание, но я ненароком опередил его .
На старохрамовом погосте д. Филево сохранились несколько старинных крестов и остов памятника XIX в. Ф.А. Чуркин отметил здесь 7 каменных крестов . Сегодня некоторые кресты использованы для забутовки в фундаменты дачных домов . На погосте имеются гранитные сколы – крестьянские памятники прошлых времен. В.А. Лапшин отметил: «Филево. Жальничный могильник в южной части д. Филево, в 0,15 км к северо-востоку от восточной оконечности оз. Долгое. В 1891 г. раскопано 13 комплексов XIV – XV вв. Обследован в 1983 г. Могильник занят кладбищем» .
Несколько каменных крестов были разысканы на старохрамовом погосте в Доложске, причем, один из них стоял прислоненным к дереву. Очевидно, местные копщики достали его из земли. Этот крест сегодня находится в собрании музея Сланцевской средней специальной школы.
Как бы тщательно я со своими водителями не искал доложские кресты, все же один пропустил. Его нашел А.Ю. Дорошенко и свез в школьное собрание. Этот крест – редкой формы, – т.н. «мальтийский крест», единственный на Северной Гдовщине. Он сделан с применением циркулярной пилы. Для изготовления креста мастера оконтуривали плитняковый корж с четырех сторон, дабы получился прямоугольник. Лопасти формировали четыре раза путем двойного запила к центру, вынимая из прямоугольной заготовки узкие треугольники. – Достаточно простая метода. Такие кресты фиксировал еще В.Н. Глазов в своих путешествиях по нашим местам (Б. Руя) . Есть аналоги и в известном труде Шляпкина.
Опил циркулярной пилой был осуществлен и при изготовлении плитнякового креста, стоявшего в 1990-е гг. на внехрамовом погосте с. Выскатка. Выскатский крест имел абсолютно прямые лопасти, следовательно, из коржа выпиливали два квадрата и два прямоугольника (нижняя лопасть всегда больше).
Примечательно, что при входе на кладбище стоит столбец с датой – кон. XIX в. И технология (опил), и голбец с датой совокупно свидетельствуют о позднем происхождении выскатского креста, который с годами стал слоиться и рушиться. – Это свойство известковой плиты хорошо известно в наших местах.
На храмовом погосте Рудно известен очередной датированный крест из плиты (1891). Он стоит на горизонтальной плите, очевидно, безотносительно к ней. Радетельные сельчане подкрашивают на нем цифры и буквы (ВМП).
Единичные кресты имеются на кладбищах Новоселья и Иванова Ручья. В Новоселье замечен непримечательный кресток без верхней лопасти, небольшого размера, а в Иван-Ручье – полноценый крест из гранита (без надписей). Замечательный образчик камнерезного искусства стоит западной на границе кладбища.
Крест архаичной формы имеется на жальнике в д. Кологриво. Он сделан редким способом прямого окола и крестом может быть назван с большой натяжкой. Очевидно, ввиду хрупкости гранитного коржа мастер не рискнул производить дальнейшее оконтуривание. Могильник отмечен картой в атласе В.А. Лапшина . Согласно ей он прежде насчитывал несколько каменных оград. Сегодня площадь жальника сократилась ввиду хозяйственной деятельности крестьян.
Большой плитняковый крест лет десять назад лежал на погосте д. Вороново. Кроме него здесь имелась большая известняковая плита, которую я не смог перевернуть, дабы глянуть изнанку. Небольшое кладбище, сегодня опаханное по самому краю, в прошлом имело жальники. – Камни их свалены в большие кучи. Ефим Андреев оставил замечательные строки об этой местности и о старинном кладбище на берегу глубокого разлога:

«Прямо на полдень от Монастырька, в 2-х верстах, и в 3-х верстах от Черного к северовостоку, на правом берегу р. Площанки, впадающей в Черную, у деревни Вороновой, при шереметевской дороге, была, в прежние времена, большая деревня, ныне разоренная, …На красивом берегу Площанки существует старинное кладбище, со множеством каменных крестов, камней и, должно быть, надгробных плит. Из 25-ти кам. крестов три, древнейшие, очень велики и имеют на себе изображение семиконечного креста; другие не так древни и сделаны из нарвского цоколя; на них четвероконечный крест» .

Впечатление такое, что на вороновском кладбище еще до войны поработали воинствующие атеисты. В противном случае, – куда делись 25 каменных крестов? – Не стали же в самом деле крестьяне рушить могилы предков…
Позже всех найдены два массивных прямолопастных креста на старохрамовом погосте Пенино. На плитняковом кресте голгофа, сделана обводкой и имеет в нижнем основании круг. В 2008 г. группа А.Ю. Дорошенко произвела росчисть этого кладбища, заросшего сорным лесом . На месте уничтоженного в 1930-е гг. храма XVIII в. поставлен поклонный крест.
Кроме крестов в Сланцевском районе, неоднократно фиксировались каменные кресты Гдовского (Гдов, Вейно, Павлов Погост, Дедино, Прибуж, Ельма, Лаптовицы, др.), Кингисеппского (Кингисепп, Войносолово), Лужского (Задейшино, Самро) и Плюсского (Заянье) районов.
Уникальным представляется скопление крестов на храмовом пог. с. Вейно (6 крестов классической формы). На внехрамовом пог. с. Заянье насчитывается ок. 25 каменных крестов, разм. 30 – 40 – 50 см над поверхностью земли.
Большое количество крестов, частью вросших в землю, обнаружено на кладбище Войносолово. Один из войносоловских крестов, замечательный с художественной точки зрения, с пол-года стоял у меня в словорубной мастерской на Больничном Городке. Впоследствии он был взят о. Михаилом (Женочиным) в собор г. Гдова.
Найденные мальчишками в Павловом Погосте песчаниковые кресты с голгофами и письменами, сегодня находятся в Сланцевском ИКМ . На мой вопрос: «Возить ли еще в музей кресты?», В.Д. Никулин (директор) ответил: «Не надо». – Так в СССР работали музеи .
Замечательный размерами и письменами крест находится на опаханном жальнике в д. Дедино (бл. д. Купково). Голгофа и тексты его с трудом читаются. Мне кажется, они могут содержать дату, написанную славянскими буквами. Попытка прочтения надписи представлена в моей работе «Дума об отчих крестах».
Сайт «Регионавтика» представляет сегодня анализ стилистики крестов, что я считаю пока преждевременным. Материал по крестам северо-запада России находится еще в стадии накопления, поэтому, сегодня невозможно сводить в таблицы труд и задумки мастеров прошлого. На примере одного региона общую стилистику крестов, как правило, ухватить нельзя, тем более, что ее нет. – Наряду с широко распространенными видами на местах существуют кресты штучной работы, ни на что не похожие. Аналоги некоторым гдовским крестам можно усмотреть в других регионах России. Форма их наряду с традицией диктовалась материалом и технологией.
Посещая Гдов в дни 80-летнего Юбилея Гдовского музея, я захватил с собой альбом фотографий каменных крестов, известных мне на ту пору. Представлять альбом в пылу празднования было некому. В конце-концов он перекочевал в собрание о. Михаила (†), который выдал мне за труды сотню-другую тугров и пожурил за то, что я за праздничным столом какой-то турбазы непочтительно обошелся с академиком А.Н. Кирпичниковым. – Чего не случается на извилистых путях краеведения?..

В Гдовском уезде раньше каменных крестов было много. Они являлись обычными намогильниками. Об этом пишут многие авторы. Интересно, что на Нарове до Великой Отечественной войны существовал погост, в названии которого присутствовало слово «крест». Это легендарный Ольгин Крест. Несколько авторов передают нам толкования легенд, связанных с крестами:

«Погост назван Ольгиным по имени «Ольгина» креста, вделанного в стену церкви и водруженного на берегу Наровы, по преданию, святой Ольгою. Крест этот имеет в вышину до 1 арш. и совершенно похож на обычные кресты, в обилии встречаемые на местных жальниках».

«В церкви находится вытесанный из дикого камня крест, который по преданию был водружен на сем месте Св. Княгиней Ольгою в бытность её на рыбной ловле и звериной охоте, почему и село называется «Ольгин-Крест»

«По преданию, свято хранимому жителями Гдовского уезда, уезд этот, в просторечии до ныне чаще называемый вдовским, принадлежал к уделу вдовствовавшей княгини святой Ольги, и был посещён ею; причём она, после отдохновения на камне, на берегу Наровы, водрузила крест с молитвою, чтобы и здесь славилось имя распятого на нём Богочеловека. — Предание это подтверждается тем, что в 45 верстах от Нарвы, на реке Нарове существует погост, издавна известный под именем Ольгина Креста.
…В том же (1341 – В.Б.) году Илья, посадник псковский, ходил в лодках на немцев и опустошил их волости около озера и по Нарове, где и теперь на высоком холме возвышается каменный крест, и самый холм называется Ильиной горой (могила Ильи богатыря, близ Ольгина креста) .

«Местом охотничего лагеря княгини Ольги и ее свиты являлся Ольгин остров. Переправляясь через реку, княгиня чудом спаслась. Челн опрокинулся и сопровождавший ее дружинник Илья погиб. Его похоронили на высоком холме, возле деревни Степановщина. Исстари этот холм носит название Ильина гора. Спасшись от неминуемой смерти, княгиня Ольга долго молилась перед каменным крестом, стоявшим недалеко от того места, где позднее построили Никольскую церковь. Много лет спустя этот крест был вделан в стену Кресто-Ольгинской церкви, покрыли его стеклом, под которым славянский текст гласил: «Сей каменный крест по местному преданию, – личный дар святой Ольги».
…На расстоянии одного километра от Ольгина Креста по направлению деревни Омут находился небольшой холм с водруженным на нем с незапамятных времен каменным крестом, со следами какой-то непонятной надписи. В 1937 году крестьянин деревни Степановщины употребил этот крест на фундамент перестраиваемого дома» .

«Есть предания, что Иоанн Грозный лично проходил через Гдов. Кресты от времени его, при псковской дороге, за Рудницей, в 30-ти верстах от Гдова, носят название крестов Грозного.
…Другое кладбище находится на левом берегу реки Руйки, в 7 верстах от Вейно. На нем кресты весьма древни, с непонятною надписью.
…Площадь эта (Сороковой бор – В.Б.), занимающая пространство в 1140 квадр. верст, перерезана большою пустынною дорогою из Гдова ко Пскову, на которой встречаются: древнее кладбище, с каменными крестами…» .

«Выскатская волость. Деревня Малая Руя. При деревне с северо-восточной стороны на левом берегу реки Руи, по склону горы расположен небольшой жальник, состоящий из 3 – 4 низких курганов и грунтовых могил. На могилах есть много больших и малых крестов Новгородского типа. На некоторых на обратной стороне есть имена: «Петра», «Стефана», «Григория», «Тимофея», высеченные славянским шрифтом.
…Почти на всех жальниках Гдовского уезда есть каменные кресты подобного типа (от 1 – 2 до десятка и более), с расширяющимися концами и обычными надписями «IС – ХС – НИ – КА», т.е. «Иисус Христос – Царь Славы». Посредине крестов часто выбит ещё осьмиконечный крест, по сторонам коего и помещаются помянутые буквы. Даты, означающей год сооружения крестов, не наблюдалось. Такие же кресты иногда наблюдались и на вершинах некоторых курганов».