Путешествие от Петербурга до Нарвы часть 1

Григорий Саталов
О ЧЁМ МОЛЧАТ КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ?

Войны, увы, являются неизбывным спутником человеческой цивилизации. Богатства и власть зачастую проще добыть в бою, когда сильный отбирает всё, что ему нужно у слабого, а не создаёт это своим трудом. И люди на протяжении тысячелетий стремились обезопасить себя от внешней угрозы, возводя укреплённые оборонительные сооружения — крепости и замки.
Те из них, что сохранились до наших дней, являются молчаливыми свидетелями давно минувших дел и героических подвигов людей былых веков. Но непростой труд историков состоит в том, чтобы заставить заговорить и таких молчаливых свидетелей.
Разве может слабый, разбитый, побежденный построить крепость? Строительство крепости- дело очень трудное и дорогостоящее. Тот, кто взялся её возводить, намерен остаться на этой земле навсегда. История крепостей- это история побед, история завоеваний и закрепления своего превосходства на отвоёванной территории. Нередко крепость становилась последним прибежищем от врага. Каменные стены и башни многократно увеличивали военную мощь защитников, а иногда при наличии запасов продовольствия внутри крепости позволяли им годами противостоять многократно превосходящему по численности противнику.
Наш  Ефремов тоже родился в начале XVII века, прежде всего, как деревянная крепость для защиты страны от набегов южных кочевников, как часть Засечной черты - сложной и разветвлённой системы укреплений.  Но, увы, крепость наша была деревянной и неумолимое время её не пощадило. В другом конце России, на северо-западной её окраине, врагов и военных угроз тоже хватало во все века. Там строилось много каменных крепостей, иные из них хотя бы частично уцелели до наших дней и стали местами паломничества для многочисленных туристов и любителей истории. Об одном из таких путешествий, во время которого мне представилась возможность подняться на стены и башни нескольких крепостей Северо-Запада страны, и пойдёт рассказ.

БЕЗЖАЛОСТНЫЕ ПИРАТЫ ИЗ ПЛЕМЕНИ ВОДЬ


В 2003 году Санкт-Петербург встретил 300-летнюю годовщину со дня своего основания. Это по масштабам человеческой жизни срок немалый. Но среди  крупных мегаполисов мира наша северная столица остаётся одним из самых молодых городов.  Однако сама эта территория, на которой Пётр Великий взялся возводить новую столицу, имеет гораздо более древнюю историю. Городов и крепостей здесь было возведено немало ещё со времён Средневековья. К тому же земли эти во все времена находились в приграничье. Здесь соприкасались сферы влияния многих стран и народов, и не всегда им удавалось мирно сосуществовать. Не раз и не два вспыхивали ожесточённые войны, и в былые эпохи, в особенности в те времена, когда люди ещё не изобрели  огнестрельного оружия, способного разрушать каменные стены, любая прочная крепость резко меняла стратегический расклад сил на театре военных действий.
Сама эта область в результате войн то и дело переходила из рук в руки и меняла своё название. В VIII-IX веках во времена язычества здесь обитало финно-угорское племя Водь и землю называли Водской. Именно здесь начинался знаменитый путь «из варяг в греки». Корабли скандинавских варягов  проникали из Балтики в систему рек Восточноевропейской равнины. Вожане, обитатели водской земли, занимались пиратством, устраивали засады на торговые корабли, обманом и хитростью выманивали их на мели, безжалостно истребляли экипажи, ради захвата ценного груза. Пленных вожане предпочитали не брать, потому что не занимались работорговлей.  Позже здесь поселилось другое финно-угорское племя Ижора, соответственно и землю стали называть Ижорской. До XVI века она входила в состав территорий, находившихся во владении Новгородской республики. После Смутного времени начала XVII века эти земли вошли в состав Шведского королевства. Шведы сделали их своей провинцией и назвали её Ингерманландия.

ТУРИСТОВ ВСТРЕЧАЮТ СОБАКИ

(фрагмент временно изъят на реставрацию)

(продолжение следует)

(Опубликовано в № 42 газеты "Панорама Красивомечья" 15 октября 2015 года)