Фотографии и документы

Владимир Будько
Одним из продуктов наших изысканий в городе и поездок по району являются фотографии, которые по существу – фотодокументы музейного уровня. Досадно, что никто из краеведов предыдущей поры не занимался фотофиксацией происходящих событий. Кануло в лету все, что они описывали. Городская газета «Знамя труда», которая сообщала обо всем на свете, не удосужилась сохранить и сотни черно-белых фотографий своих фотографов.
Помню, я посетил Е.П. Петрова с предложением разобрать бумаги, осмотреть его фотографии. Никаких документов он, к сожалению, мне не представил, и записывать нашу беседу на диктофон отказался. Что-то из его разговора, я помню, но смутно. Он рассказывал, что некогда им проводились длительные турпоходы, якобы из района Новгорода до Сланцев, но где фактический материал? Сегодня в библиотеке остались какие-то планы экскурсий, разработанные им и его коллегами. – Это непростительно мало.
Ф.А. Чуркин в свое время свершал водные вояжи по Плюссе и Долгой реке. – Та же беда. – Полное отсутствие фотографий. Слышано мною в Сланцевском ИКМ, что, якобы, когда Ф.А. скончался, пасынок все бумаги краеведа… сжег! – В этой ситуации музей палец о палец не ударил.
Ничего не удалось почерпнуть из личного общения с С.А. Прониным. Когда я обратился к нему, у него уже была амнезия. Он искал, между тем, книгу В.В. Иванова с дарственной надписью, экземпляр, который в историческом плане ничего не представлял. Неожиданно в редакции газеты мне выдали некоторые документальные материалы С.А. Пронина, которые он передал для публикации, и забыл.
Мало пришлось почерпнуть из разговора с Л.П. Житниковой, беседу с которой мы с Лукашовым и доктором Риттершпорном записали на диктофон. У нее хранилась тетрадка, в которой был перечень экспонатов бывш. кружка краеведения Дома пионеров. Она 20 лет там была руководителем.
Прослышав, что Ю.К. Потапов собирает материалы по истории СПЗ «Сланцы», я обратился к нему с просьбой – ознакомиться с ними, на что он ответил: «Если я дам тебе эти материалы, то их будут знать все!» – Странная гражданская позиция.
В свое время в Сланцах была разномастная группа туристов. Она известна из рассказов и фотографий Виктора Каштанова. Ее деятельность финансировала администрация СПЗ «Сланцы». Люди ходили на байдарках по Волхову, Плюссе, Луге. Фотографии у Каштанова были, но затерялись после его похорон. В критический момент его квартиру обокрали бессовестные люди. Пропала и нумизматическая коллекция, в которой были хорошие монеты.
Никто из исследователей прошлого не написал краеведческих мемуаров. Е.Н. Петров, единственно, по просьбе Т.А. Павловой составил оригинальную Автобиографию.

Метода сбора фотодокументов проста. – За чашкой чаю – люди дают на просмотр фотографии, реже – бумаги, которые у них есть. При этом некоторые совершенно не дорожат прошлым.
Я много работал с домашними собраниями жителей Сланцев и района, двигая дело к созданию Народного архива. По этой теме у меня в «Знамя труда» проходила заметка .
Сегодня сбором фотографий по истории много и успешно занимается Сланцевская ОРБ. Кропотливую работу ведет Тамара Арнольдовна Павлова, уважаемый исследователь. – Библиотека аккумулирует собранные материалы, дублируя работу городского музея (Сланцевского ИКМ), да и архива, который находится в Лучках. Выставки по результатам «фотографических изысканий» пользуются заслуженной популярностью у жителей города. – Серьезному исследователю они дадут многое.
Город – неисчерпаемый источник исторических документов. Нужно как можно больше исследовать домашние собрания. Никто этому не препятствует.
От прежних времен еще существуют ведомственные фото. Где-то они лежат на производстве, в школах, где-то унесены сотрудниками.
В перестройку в Сланцах внаглую прикрыли школьные музеи, которые имели уникальные экспонаты и переписку с фигурантами .
Начальником Отдела кадров Сланцевского пассажирского автопредприятия А.Я. Андреевой было сожжено собрание фотографий СПАП.
20 лет существовал краеведческий кружок при Сланцевском Доме пионеров (совр. Дом детского творчества). Директор его, г. Исаенкова уничтожила экспонаты кружка. По свидетельству Л.П. Житниковой, в собрании были документы времен войны.
Директор ДК СПЗ «Сланцы» – г. Бегункова уничтожила музей завода, который вел и инициировал  первый директор ДК – Г.Н. Таубин . В нем были представлены экспонаты, которые потом частично поступили в ИКМ и ОРБ. Оформление заводского музея осуществлял художник ДК – Август Васильевич Залешин.
Сегодня пустили по ветру сам завод. – Всесоюзная лаборатория сланца приказала долго жить. СПЗ всегда был нерентабелен и мог существовать только в условиях социализма, когда деньги и труд людской считать не умели.
Мероприятия по ликвидации музеев советского времени были спланированной акцией новой власти, которая не может противостоять натиску глобализма. Фактически власть эта – вороватая колониальная администрация, работающая под эгидой американских советников. Что она может во благо России, если даже деньги наши перекачивает за океан?
На наших глазах массово, в плановом порядке уничтожается история СССР . По счастью в годы т.н. «перестройки» (по сути – разрушения социализма) сохранились три сельских музея при школах Старополья, Новоселья, Загривья. Дикие веяния эпохи проникли туда только в виде разрушения совхозов . В «Час икс» в русском селе не оказалось хозяина. А уничтожила его – Москва с ее дикими пректами коллективизации. Сегодня и в кибуцах израильских больше работают гастарарбайтеры. – А где взять таджиков для русского села? Мы сами, как таджики, если подумать. Москва нас за народ не считает. Сколько мрази живет в столице? Сколько помоев она льет на головы россиян?
Сельские музеи Сланцевского района сегодня пользуются заслуженной популярностью и несут большую воспитательно-политическую нагрузку. Когда в городе устраивается историко-краеведческий сходняк, участников его непременно везут по маршруту: Ольгин Крест – Загривье – Скамья.
В наше время в Сланцевской Специальной средней школе А.Ю. Дорошенко создал исторический музей. В нем множество экспонатов высокого уровня. В витринах лежат материалы раскопок, старые документы, во дворе стоят каменные кресты и межевой камень. Андрей Юрьевич – сторонник своза каменных крестов в музеи. Я был свидетелем выноса им уникального креста т.н. «мальтийской формы» со старого кладбища в Доложске. – Это единственный крест данного вида на Северной Гдовщине  и на с.-з. страны.
Летом 2010 г. довелось ознакомиться с экспозицией и сотрудниками замечательного музея с. Заянье. В патовой ситуации, когда в школе села учатся несколько человек, двое энтузиастов за нищенскую ставку несут историческую вахту в старинном доме . Варварская англосаксонская система, оккупировавшая Москву, ведет неустанную войну с нашими хранителями и энтузиастами истории. Это началось не сегодня, это началось не вчера.

Из села происходят многие фотодокументы. В Дретно, напр., мне удалось найти старую фотографию храма с. Пенино. В Ложголово благодетель наших храмов А.В. Ефимов (СПБ) передал оцифрованную серию фотографий дореволюционного времени. Они рассказали о временах расцвета Ложголово, в котором сегодня живет десяток человек. Купцы Ложголово осуществляли строительство и реконструкцию Св.-Георгиевского и Св.-Покровского храмов, а так же прекрасной Церковно-приходской школы во имя Александра II-Освободителя. Множество ложголовских отходников трудилось в столичной торговле, на Сенном рынке.

Зажиточных людей на Гдовщине было много. – Об этом свидетельствует статистика строительства церквей в наших местах:

Храмовое строительство
на Северной Гдовщине
Сер. XIX – нач. XX вв.

1855 – 1884 Скамья +
1857 – 1864 Заручье +
1862 – 1868 Выскатка +
1878 – 1888 Старополье +
1879 Ложголово *
1887 Ольгин Крест +
1888 Криуши +
1889 – 1900 Пенино +
1893 – 1898 Никольщина +
1895 Новоселье +
1896 – 1899 Заручье +
1898 Низы +
1899 Шавково +
1903 Козья Гора +
1907 Козья Гора +
1907 – 1912 Ложголово *
? Ложголово +
1908 Пещера на р. Долгой +
1909 Кушела +
1909 Зажупанье +
_______________________________________________
Условные обозначения
+ – новое строительство
* – реконструкция

Приведенная таблица говорит о том, что крестьяне в России 100 – 120 лет назад совокупно были богаче, чем сегодня. На протяжении 50 лет в пореформенное время в десяти селах Северной Гдовщины возводились храмы.
Деревенские кулаки, нещадно грабившие сельчан, а так же богачи, уехавшие в город, ворочали капиталами. Деньги тогда работали на село, где велось интенсивное жилищное строительство, подымалось сельское хозяйство. Не случись социальная катастрофа 1917 г., село встало бы на рельсы капиталистического производства. Это шло вразрез с планами геополитических противников России, которые наняли для социализации бузутеров во вглаве с Лениным. Он никогда не руководил даже заводом и жил в Европе на деньги западных спецслужб. Теперь это хорошо известно в среде историков .

Несколько лет назад в д. Овсище удалось раздобыть бумаги музейного уровня 1920-х – 1930-х – 1940-х – 1950-х гг., – Книжки колхозника, квитанции о сдаче государству шерсти, молока, мяса, картофеля. Они свидетельствуют о том, что людям в колхозе жилось несладко. – Колхозники были обязаны сдавать государству плоды труда, которые они добывали на личном поле и огороде. Без огорода, коровки да хрюшки в нашем селе прокормиться невозможно.
Народ матюкается, вспоминая налоговые сборы советской власти. Это отчасти напоминало сбор податей в старой деревне, когда в пользу помещика, а потом и в пользу государства драли последнее. Зарплату семье советского колхозника давали раз в год, и то после того, как колхоз рассчитается с государством. Давали ее натурой далеко не лучшего качества. Колхозник до сер. 1950-х гг. не имел права добровольно покинуть деревню, поскольку жил без паспорта. Вопрос оставления колхоза решался общим собранием. Лица, покинувшие деревню самовольно, подвергались уголовному преследованию. В деревне Пуговично, сегодня на карте вовсе не обозначенной, один житель рассказал, что при въезде в их деревеньку некогда стояла бревенчатая арка, на которой висел лозунг с текстом: «Добро пожаловать в колхоз «N». На обороте столба при этом кто-то нацарапал: «Х… ты отсюда выйдешь».
Народ неоднозначно воспринимал колхозную жизнь. – Надо учесть, что миллионы людей в СССР прошли ужасы ГУЛАГа, которые сегодня уже не являются секретом.
Л.П. Житникова в работе «Колхоз «Супряга» невнятно излагает события 1937 г. в Доложске (Заручье). – Вселенская драма у нее превращаются в незначительное происшествие:

«Церковь (в Доложске – В.Б.) работала до 1937 года . Протоиерей Григорий Покровский был осужден за сокрытие бандитов из банды Булак-Балаховича и расстрелян . Осуждена была и певчая церкви Мария Родионова, которая просидела в тюрьме 10 лет, а по возвращении в 1950 году рассказала, что по указке Покровского ночью ходила доить колхозных коров, чтобы накормить бандитов и была выслежена заведующей фермой Матреной Васильевой.
В 1937 году оставили свои богатые дома торговцы Карповы и содержатели чайной Веселовы. Они уехали в Ленинград. Бежал в Германию царский офицер Петр Родионов, оставив сына и дочь, жену в своем доме.
Бывшие царские офицеры Никифоров Александр Дмитриевич и Бабков Константин Константинович работали учителями математики и физики в Доложской ШРМ и в средней школе. Они были уважаемы народом.
Емельянов Трофим, бывший царский жандарм, вел колхозное пчеловодство и охрану колхозных амбаров, а его сын Павел работал заведующим начальной школы в деревне Лосева Гора, дочь Татьяна работала математиком в Доложской ШРМ и в средней школе. Дочь Катя училась и вела комсомольскую работу на селе».

Краевед С.А. Пронин никогда не занимался вопросом репрессий в СССР, однако, походя замечает:

«Население района, ещё до массовых Сталинских репрессий, испытало период лишения избирательных прав и высылки с насиженных мест жительства. Конституция РСФСР 1918 года трактовала: «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересов Социалистической революции».
В 1927 году при окружных и районных Советах создавались комиссии или столы по лишению избирательных прав. Лишались избирательных прав лица, жившие на нетрудовые доходы: арендаторы, и владельцы фабрично-заводских предприятий, торговцы, землевладельцы, применявшие наемный труд, служители культа; лица служившие опорой старого строя или белых правительств, чиновники царских и контрреволюционных карательных и полицейских органов, офицеры и чиновники белых армий, руководители контрреволюционных отрядов и т.п. На основании этого были лишены избирательных прав: в Черновском сельсовете – 44 человека, в Ложголовском – 38, Заручьевском – 38, Кологривском – 28, Лужецком – 33, Поречском – 47, Старопольском – 76 человек. Причем лишались целыми семьями: в Поречском – 11 семей, в Старопольском – 12 семей. В Заручьевском сельсовете Бородулина А.В. лишена прав с сыном и четырьмя дочерьми, и т.п. С принятием новой Конституции в 1930 году было введено всеобщее избирательное право». Комиссии исполкомов по лишению избирательных прав прекратили свою деятельность. «Лишенцы» стали полноправными гражданами» .