Турпоходы, экскурсии

Владимир Будько
Так или иначе, школьники всегда путешествуют. – Мы регулярно ездили в Ленинград на концерты, в театр, цирк, зоопарк и даже ботанический сад, поэтому дорога в Северную Пальмиру через Кингисепп мне была хорошо знакома. Помню, нас несколько раз сопровождал экскурсовод – Евгений Николаевич Петров. Его рассказ я неоднократно слушал, не подозревая о том, что со временем мне придется изучать краеведческие материалы, разматывая виток за витком бесконечный клубок истории.
В детские годы были путешествия по р. Плюссе на пассажирских судах. В п/л «Чайка» детей катали вверх по реке на теплоходе, который курсировал по маршруту Сланцы – Чернево (Псковское пароходство). Обозревая чудные берега, мы достигали места стоянки, дабы сделать привал. Однажды на остановке я увидел змею, плывущую по реке. Это вызвало переполох. Неоднократно на теплоходах мы ходили в Нарву. Путь при этом лежал и далее, на балтийское побережье – в Усть-Нарву. По дороге была остановка в Кривой Луке, на которой сходили грибники и ягодники. В урочище сохранялась тогда длинная насыпь старого моста, разрушенного в войну. Один раз мы посетили Усть-Нарву самостоятельно, без взрослых. По пути следования, чтобы досадить пассажирам, мы вздумали орать бесконечную песню «Двенадцать негритят пошли купаться к морю».
С группой одноклассников в школе № 4 под руководством классного руководителя мы совершили поход на берега р. Наровы. С нами увязался некий Федя, которому вздумалось бросать в воду гранаты, припасенные им для этого случая. Хорошо, что ни одна из них не взорвалась в руках сумасшедшего. Боеприпасов в Понаровье всегда было много. Огромная группа «поисковиков» ищет их и сегодня. «Коммерческое» предприятие крышуется силовиками.
Пеший поход был предпринят пионерами под руководством вожатых, когда я однажды находился на отдыхе в п/л «Дубок». Мы ушли достаточно далеко в сторону Новоселья и ночевали пару-ночей на берегу красивого озера. Отдыхая в «Зеркальном», – Лагере комсомольского актива (1969) я участвовал в чудном туристическом походе по Карельскому перешейку. Природа края сильно отличается от природы Сланцевского района.
Однажды с коллективом предприятия «Мебельщик», где работала моя мать, был выезд на пикник в район оз. Долгого. Остановились мы в левобережье Устья, против больницы, которая в то время еще существовала. Мы ходили с бреднем по мелководью и наловили на уху достаточно рыбы и раков. Бывали выезды на побережье Чудского озера, в район Спицыно, и в район, где сегодня выросло садоводство «Здоровье».
Неоднократно по линии профсоюзов мы посещали Михайловское и Печерский монастырь. Памятными бывали поездки в Таллин, Нарву и Пярну.
Работая в СПАП, я пользовался льготными путевками. Запомнилась чудная поездка на теплоходе по маршруту Ленинград – Свирь – Ладожское озеро – Кириллов – Кижи. Бывал я на Валааме. Незабываемыми были поездки в Домбай и Приэльбрусье. От той поры у меня лежат неплохие слайды, которые сегодня следует цифровать.
Система давала возможность недорого путешествовать. Путевка в Крым, напр., обошлась мне в 50 рублей. Мне ее предоставила знакомая.

По мере врастания в региональное краеведение я совершал немало пеших прогулок, которые всегда были полезны. От гдовско-нарвского тракта неоднократно я хаживал в Кярово, где сохранился господский парк и уникальный храм с дворянскими могилами, которые большевики разрушить не посмели .Ходил пешим ходом и в район Черно – Монастырек – Вороново. От храма Черно, к сожалению, даже цоколя не осталось. Здесь меня поразило количество однотипных домов из кирпича. Несколько раз доводилось осматривать пог. Скамьи и Ольгина Креста, то, что от них осталось. Цветущий некогда край сегодня имеет иной статус. Население в массе своей покидает неприветливые места, но дачник наоборот – стремится к реке. В Омуте возводится агломерация загородных домов, иногда очень приличных. Там квартирует мой знакомец – Лев Моисеевич Соколинский, который взял отчасти в свои руки омутское строительство. Превращение музыканта в строителя и бизнесмена для меня представляется загадкой, впрочем, я сам из художника неожиданно стал краеведом. Виной всему – мой интерес к родословию, от которого я плавно перешел к региональной истории .
Прекрасные прогулки были у меня вдоль р. Кушелки, от стадиона в Лучках до Попковой горы. Мне представляется, что некогда здесь была езжая дорога, тем более, что это кратчайший путь от пог. Поля в Нагинщину и Кушелу. Она сегодня сохранилась отлично. Куклина Гора, кстати, расположена в створе выхода этой дороги на шоссе Сижно – Выскатка. – Это не случайно. Место Перебор бл. д. Попкова Гора с неким Богатырским курганом (у Перебора), о котором упоминает Е.Н. Петров, может свидетельствовать о существовании в этом месте переправы и бора перевозных денег. Феномен Нагинщины еще предстоит разгадать историкам будущего. Ясно, что здесь в XI-м и последующих веках квартировали фискалы – богатыри, надзиравшие над стратегической дорогой .
Богатырский ручей и курган известны в районе Рожек, а ведь рог в старорусском прочтении – сила! Знаковый топоним Рожновье существует на перекрестье дорог бл. пог. Пенино, о котором известно, что в нем в допетровщину стояли военные .
Чудное место – Кушела и урочище тамошнее – Иван Р;чий. Кушела упоминается в Псковских летописях. На протяжении XIV в. и последующего времени она являлась центром одноименной губы, статус которой изменился, очевидно, с присоединением Пскова к Москве в 70-х гг. XVI в.  В старинных источниках так и писали – псковское село Кушела, чем подчеркивалась административная подчиненность.

«…(6849/1341) То же месяца догадавшеся псковичи пешцы молодые люди поидоша воевать Занаровьа 50 муж о Калеке о Карпе о Даниловиче, а в то время Немци переехавше Норовоу, повоеваша села псковскаа по берегоу, и Карп с дружиною сретошася с Немци с норовцы на Коушели оу села на болоте, и, ополчивеся, псковичи сташе с Немци битиси крепко, на память Рожества святого Ивана Крестителя, и оубиша Немец на припоре 20 моуж; и побегоша прочь посрамлени, повергыи полон всь добыток свои, и прогнаше их за Наровоу, а сами псковичи, поимавше всь добыток их и самых оружие и порты, воротишася во Псков» .

Неисповедимым образом в Иван Ручье сохранились языческие обряды, которые сегодня выражаются в поклонении брачующихся источнику в большом разлоге. Из Ручья они едут к другому языческому артефакту – Лунному камню на р. Плюссе. О древности действа упоминается в «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии»:

Из часовен (прихода Рудно – В.Б.) замечательна часовня в деревне Кушеле, при Иванском ручье, устроенная там, где, по народному преданию, псковской посадник Карп Данилович Колека победил немцев, в 1340 г. Тут есть курган, под которым, будто бы, погребены убитые немцы. Победа произошла на 24-е июня и потому здесь долго бывали на этот день, игрища с кулачными боями. Игрища в 18 в. были запрещены, образ Иоанна Крестителя, написанный, будто бы, самим посадником, перенесен в Гдовский Николаевский монастырь, а в погосте Рудне устроен придел в честь Иоанна Предтечи. Чрез несколько времени образ снова явился в Кушельской часовне и, по воле псковского и нарвского архиепископа Симона, снова перенесен во Гдов. По упразднении монастыря, образ, протоиереем Несвицким, перенесен в Гдовский Дмитриевский собор, где находится и ныне. О победе посадника над немцами есть надпись на образе.

Изучая феномен Кушелы, следует упомнить, что празднование православными Иванова дня совпадает с языческим Купалой в дни летнего солнцеворота (22 июня).
В связи с чтимым источником смею привести и некоторый материал Интернета:

Культ родников
и почитаемые источники
на Северо-Западе России

…Почитаемым родникам не были уделены специальные исследования; они рассматривались преимущественно в этнографических работах, изучавших уже христианизированные формы водных культов.
…По мнению археологов, первые жертвы источникам люди стали приносить ещё в палеолите и мезолите.
…Языческие жертвоприношения водной стихии зафиксированы в письменных источниках для древних славян начиная с VI в. н.э.
…Жертвоприношения воде как постоянный элемент языческого культа фиксируются в древнерусских летописях, связанных своим происхождением с Северо-Западом Руси.
…Культ воды продолжал существовать и после Крещения Руси.
…Начало культов воды (и родников в частности) уходит в индоевропейское языческое поклонение стихиям мироздания и выражается в организации вблизи мест проживания природных сакральных комплексов.
…В культе воды отмечаются постоянные элементы, которые сопутствуют родникам и источникам на всем протяжении их существования.
…Христианские корни почитания источников многочисленны; они почти во всех случаях отсылают нас к Евангелию, так как в Ветхом Завете редко встречаются упоминания родников в качестве почитаемых объектов или мест, около которых устанавливаются жертвенники
…»Перевод» почитаемых источников в христианский план восприятия постоянно поддерживался в православной традиции.

Довелось мне участвовать и в установке памятного креста на месте порушенного храма Иван Ручья. – На эту тему мной в свое время была составлена статейка, фрагмент которой я желал бы привести здесь:

Поклонный Крест в Иван Ручье

7 июля 2003 года, на Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна у храмового места в урочище Иван Р;чий по наитию верующих был установлен Православный Крест. Малое объявление в Кушеле и добрая весть в Заберезье и Пантелейково собрали до тридцати человек – патриотов своей малой Родины. Пришли убеленные сединами и цветущая молодежь. Вспомнили прошедшее, посетовали на сегодняшнее. Кто-то посетил сельский погост.

В преддверии праздника уроженец края Владимир произвел малую росчисть на месте руинированного храма. Загодя был заготовлен металлический Крест, который в деталях привезли издалека. К сожалению, официальные согласования произвести сегодня сложно. Поэтому, событие свершилось без участия властей светских и духовных.
По собрании жителей Крест забутили храмовым и иным камнем. Каждый принес по камню. Забутовку пролили раствором со Святой водой источника Иван-Ручий. К подножию поставили свечи и цветы. Укрепили приличествующую надпись, а ввечеру довезли на Крест малую иконку Пророка Иоанна. Многие выразили радость, что отныне, посещая близких на погосте, они будут иметь возможность поклониться Кресту на Святом месте. Это, воистину, нужно русскому человеку, истосковавшемуся в безверии.
Руины церкви 1909 года представляют из себя прямоугольник валунного фундамента размером 20х6 метров. Алтарь и входные крыльцы были граненые. На север и юг, к алтарю, читаются боковые крыльцы. Тут же пара-тройка могил, о коих ведает Господь. Сказывали, что где-то и священник сего храма похоронен – у стен. Но утвердительных слов услышано не было. В былые годы намоленное место было чисто от дерев, и церковь была видна из села. Она представляла из себя деревянное строение, крытое тесом, который красился по мере надобности. На колокольне имелся набор колоколов, благостный звон которых создавал неповторимую музыку, слышимую в селе. Храм и т.н. «Гора любви» представляли естественную доминанту округи, притягивая взор проезжающего. Тут проходили радостные ярмарки, тут отпевали усопших. В купели Иван Ручья крестили младенцев. Над ней существовал малый сруб на столбах и с крышей. Энтузиасты и прочие намывали в Купели разных монет, вплоть до золотых. Но это было давно. Выше и напротив Купели существовал осыпавшийся теперь грот. В нем и буренок могли напоить. – Теперь умываются свадьбы. Тут тоже детишки до червонца денег собирали. – Раньше женились много…

Интересную фотосессию довелось сделать мне в пог. Козья Гора. Я познакомился с тамошним священником о. Олегом (Нецветаевым). Он доверил мне свой цифровой фотоаппарат, поскольку своего в то время я еще не имел. Полученные снимки восполнили имевшуюся на тот момент лакуну по этому храму. – Место, воистину, прекрасно. Жаль, прихожан в церкви практически нет. Это беда постбольшевистской России. Этническо-конфессиональная революция огнем и мечом прошлась по душам людским.
В другой приход мой в Козью Гору я познакомился в д. Кошелевичи с чудным человеком, – Магдалиной Ивановной Критской. Ее сестра – Анна Ивановна Мнушко поведала мне удивительную историю о пребывании о. Иоанна Кронштатского в их родной деревне, где имеется замечательный дом крестьянина Федосеева. Батюшка, женившийся в свое время на Елизавете Константиновне Несвицкой, дочери гдовского благочинного, на изломе веков бывал у нас по поводу освящения храма в пог. Пенино. Впоследствии Анна Ивановна составила особые воспоминания, которые в свое время я записывал на диктофон у нее дома в д. Буряжки . Записки А.И. Мнушко по праву вошли в золотой фонд сланцевского краеведения. Кроме того, Анна Ивановна, работавшая в свое время экскурсоводом, привела мне интересную версию об этнической составляющей сомряков, которую я даю в книге «Север Гдовщины». Примечательно, что первоначально она отговаривала Магдалину пускать меня на ночевку. – Деваться мне было некуда. Впоследствии мы неоднократно общались с Магдалиной и она даже провела архивные изыскания по храму Пенино и часовни, выстроенной в Кошелевичах Федосеевым .
На Гдовщине мне пришлось свершить большое путешествие от большака Вейно – Добручи до д. Ельма, где я сфотографировал две части каменного креста, поставленные на соседних могилах. Сегодня сей крест украли, о чем есть сообщение Интернета. В Ельме я переправился через р. Плюссу и, осмотрев интересное урочище на берегу реки, двинулся в сторону д. Потрехново, а оттуда на шоссе Гдов – Сланцы. Ходил я и в Павлов Погост, и в Каменный Конец. – Хотелось все видеть собственными глазами.
Памятной была фотосессия на Крестном ходе в Трутнево. Дивное шествие к гроту и следовику начиналось в пог. Кунесть, куда мы прибыли на автобусе. На счастье я второпях надел на себя легкие сандалии, которые не препятствовали ходьбе по хляби. У тех же, кто надел сапоги, обувь быстро наполнилась водой и ходьба превратилась в мученье. – Переполненные сапоги хлюпали при каждом шаге и весом напоминали вериги. Лесная дорога шла по высокой траве, по хлипким мосткам и жидким фашинам. В конце нас ждала благодать молебна и купание в водах р. Куны. Этот Крестный ход составляет от 10-ти до 12-ти км; половина пути – лесом, половина – по старой дороге.
Крестный ход в Кярово проходил в солнечный день в комфортных условиях. Он короток, от силы 1 км по сухой грунтовке и далее 1 км по асфальту. Так же короток Крестный ход в Заручье. Он происходит 1 км по большаку и 1 км по лесу. Помнится, в 2000 г. на Св.-Успенской Пещере еще не было моста чтобы пройти к источнику. Впоследствии кто-то бросил через реку пару ольшин. Настоящий мост появился в 2003 г., если мне не изменяет память. Делала его группа В.Д. Капиноса. Разбор завалов осуществляли ученики Сланцевской специальной средней школы № 10 под руководством А.Ю. Дорошенко.
Неплохие фотосессии случались в пределах города. В один из дней по зиме выпал пушистый снег, и я поспешил в Сижно, дабы запечатлеть чудо природы. В другой раз на город пал туман, что тоже позвало в дорогу. – В итоге появилось несколько уникальных кадров на Больничном городке и в Лучках. Погожим летним деньком, которые нечасто случаются на северо-западе России, мы с ТЮ отправились на прогулку в Нагинщину. Солнце сияло, а потому природа во всех своих проявлениях была благорасположена к фотографу. В тот день у меня появилась подборка фотографий старинной деревни, которая когда-то была селом. Так же, но уже под вечер была сделана фотосессия «Гавриловское». Косые лучи предзакатного солнца создали чудную игру света на снегу и деревьях. Снимки оттеняются контрастом темной воды Кушелки и Плюссы. Надо сказать, что для усиления впечатления, я малость фотошопил серию. Это же касается серий «Сижно» и «Нагинщина».
Вместе с художественными снимками существует масса репортажной съемки, которая является важным компонентом краеведческой работы. Так были сняты крестные ходы в Доложске, сцены праздника в сиженском храме, поездки верующих по району, праздничные шествия в Сланцах, др. Простая фиксация архитектурных объектов – тоже работа краеведа. Никто за нас ее не сделает.
Кроме своих фотографий я постоянно использую работы сторонних авторов, любителей и профессионалов. Об этом свидетельствуют странички моего сайта slanist.ru, а так же материалы ресурса на Яндексе, где в частности мною представлены снимки корреспондентов газеты «Знамя труда» (более 1 тыс. в настоящее время). Включая поисковики, я нахожу интересные работы по региону, и тоже ставлю на свой сайт (Ивангород, Копорье, Нарва, Таллинн, Тарту, Гдов). Кроме окрестных городов, интересными представляются сторонние фотографии окрестных деревень.
Хорошие снимки делал в Заручье один из дачников (Степанов), дом которого находится у храма. В Интернете я разжился кадрами Федорова Поля, Ужово, др. Много прекрасных фотографий найдено по теме «Плюсса». Они составили подборку, показывающую реку во всей красе на большом протяжении. На очереди подборки по Чудскому озеру. Фотографий озера в сети много.
Неоднократно хаживал я в окрестностях Долгого озера, о погосте которого уже сочиняю книги. Сегодня удалось отчасти проследить судьбу Ефима Андреева, который представил читателю историю региона, уникального по своей сути .
Прекрасные фонограммы были сделаны в Заручье, Бору, Изборовье, Столбово и Зажупанье. Они насыщены фактологией. Записи еще предстоит пройтись несколько раз, дабы изыскать очередное зерно истины. Многие факты, рассказанные памятливыми местниками, в нач. 2000-х гг. вошли в мои статьи и книжные материалы. К Крестным ходам я распечатывал статьи о Доложске и раздавал верующим. Помню, Н.Н. Наумова взъелась на меня, что я, якобы, использовал в одной из статей ее материалы. Но я тот материал от нее не получал. Рисунки, добытые ею в одном из архивов С.-Петербурга, попали ко мне от М.(†). Они должны служить людям, дабы не оскудевала вера наших отцов, а место прирастало известностью. – Надо убивать безверие, а не блюсти приоритеты. Перед лицом Господа – мы все равны, если делаем общее дело.
В один из Крестных ходов в Доложске, кажется, в 2003 г., я в преддверии шествия прошел из Изборовья до Пещеры береговой дорогой, а вернулся по тропе Богородицы. На пути хода кто-то растянул неприметные нити, закрепив на кустах и деревьях. Сатанинское действо мной было сорвано.
В свое время газета «Знамя труда» разразилась гневной статьей, суть которой заключалась в том, что молодым дачникам Долгого озера, якобы, негде плясать, что клуб села зря был отдан церковному старосте. Инициировали письмо и сбор подписей люди, которые продавали в Заручье разведенный спирт. Слава Богу, власти оставили статью без последствий. Сегодня в бывшем церковном доме проживает настоятель Доложского храма о. Адриан, монах. У него есть небольшой штат помощников, которые возрождают Святыню. – Так и должно быть.