У истоков самарского туризма

Андрей Демидов 2
               
                У  истоков  самарского туризма
   ( на фото: дача Егора Никитича Аннаева)

   Когда в  18  веке  из столицы в Самару поступало предписание  отправить некоторое количество дворянских недорослей для обучения за границу, то это  воспринималось родителями и детьми  как настоящая трагедия. В дворянских   особняках   раздавался женский плач, крики. Часто глава  семьи, на которую выпал этот тяжкий жребий,  отправлялся в Петербург, где за взятки старался  освободить  наследников от участи  обучаться за границей. Самарцы панически  боялись иностранцев, считая их  супостатами  и дьявольским  отродьем. Граждан других стран  называли  немцами, то есть немыми,  так  как непонятный  иностранный язык воспринимался как бесовщина. Более того, считалось, что  звучание чужого языка разрушает гармонию и энергетику  человека, что приводит к болезни. Хозяйки говорили так – от бусурманских   слов  кастрюли сминаются, молоко  прокисает.  Самарский  чиновник  И.А. Второв  оставил уникальные воспоминания о реакции  горожан на  появление в Самаре  пленных французов из разбитой наполеоновской армии: « …я испытал неудовольствие удержания здешних глупых жителей от ссоры с пленными французами, которым не только ребята, но и взрослые не дают прохода, дразнят их как собак».
 Самарцы проявляли  полное недоверие к иностранным гражданам, считая их поголовно  жуликами. Приведем следующий юмористический случай.
Английский коммерсант Норман попытался взять в кредит наличными деньгами в Волжско-Камском банке. Он предоставил управляющему официальное письмо министра финансов России и кредитные циркуляры "Лондон энд Вестминстер Бэнк". Вот как британец описывает дальнейшее развитие событий: "Управляющий главного банка в городе с 100 000 населением, расположенном в центре товарного и пассажирского движения..., посмотрел на мои финансовые документы с нескрываемым любопытством, словно я показал ему папскую буллу или портрет китайского императора. Но уже одна мысль о выдаче на основании их каких-либо денег показались ему очевидной нелепостью". Только немецкая фирма "Кеницер и Ко" согласилась выдать наличные. Видимо, права поговорка: "Европеец европейца видит издалека".( ГАСО, Ф.4940, оп.3,д.8,с.4)
Отношение  к Западу стало меняться в эпоху либеральных реформ  Александра 11. Самарскому  капитализму  требовалось  все большее количество образованных людей. Среди молодежи стало модным получать образование за границей. Своего рода  Меккой для интеллигенции стал швейцарский город Цюрих с его древними университетскими  традициями. Туда за новейшими знаниями потянулись не только юноши, но и девушки. Среди дворян стало правилом  хорошего тона ездить всей семьей в Европу. Это было начало индивидуального туризма. Надо отметить, что такого понятия, как туристическая  путевка  тогда не существовало. Гражданин российской империи  писал заявление в МИД, оплачивал гербовый сбор и получал  паспорт с правом  выезда за границу. Такой документ автоматически являлся  открытой визой практически в любую страну мира. Читаем дневниковые записи И.Ф. Кошко. 1906 год: «…По словам местного общества, госпожа Наумова ( супруга предводителя самарского губернского дворянства) была добрейшей, деликатнейшей женщиной, которую все любили. Она в это лето жила с детьми где-то во Франции, кажется, в Аркашене…» Самарские дворяне освоили курорт Ниццу, посещали Монако и Лихтенштейн. Кстати в этих маленьких  европейских государствах до сих пор местным населением сохраняется традиция праздновать православное Рождество и русский Новый год. Российские аристократы  устраивали там грандиозные  застолья с фейерверками, коньячными фонтанами и купанием в бассейнах с шампанским. Прижимистые  европейцы  испытывали  настоящий шок от гульбищ «русского медведя». Иногда неумеренное веселье приводило к печальным результатам. Так помещик самарской губернии граф Н.А. Толстой, отец известного писателя,  автора «Хождения по мукам» умер в Ницце. В Самару его доставили в деревянном костюме и похоронили  у стен Иверского монастыря.  Самарские дворяне также отличались  любовью к рулетке и азартным играм. Немало имений в нашей губернии было заложено в Европе. Обратимся к записям вице-губернатора  И.Ф. Кошко: : «Мы сели играть в карты ( в особняке Наумова), а Якунин (самарский губернатор) в карты не играл. По его словам, он прежде вел большую игру, но однажды, познав Монте-Карло на французской ривьере, проиграл там в рулетку целое состояние, что-то более 100 тысяч рублей. Заняв у кого-то несколько тысяч рублей, он снова поехал туда играть и, вернув значительную часть проигранного, дал слово больше в азартные игры не играть…»
Когда дворянские дети, зайдя в самарский магазин, начинали требовать от родителей неумеренных покупок,  им строго говорили: «  Купиш   уехал в Париж,  остался один кукиш».
Вслед  за дворянами  за бугор  потянулись и купцы. Может быть,  они были менее изысканны в своих манерах, сыпать деньгами научились не меньше.  В ряде европейских стран сохранилось название русский кегельбан. Смысл этой игры был в том, что по длинной  барной стойке  выходцы из Самары с усердием катали царские  золотые червонцы, пугая бармена  и посетителей обилием  наличных денег.  Кстати золотой червонец  имел славу самой надежной валюты. При Александре 111 он имел одиннадцать граммов чистого золота. При Николае 11  полегчал до семи граммов, хотя славы своей не потерял.  О самарских купцах в Европе  существовала следующая байка. Один скотопромышленник  решил развлечься  в Париже. Он купил  себе купе и заставил его ящиками с водкой. Всю поездку до столицы Франции он боролся  с зеленым  змием  путем его употребления. Этим  же он занимался две недели в гостинице. Беспробудно  пил он и всю обратную дорогу, а потом в Самаре сказал друзьям -  ну, в Париже  и пьют,  а еще, говорят,   цивилизация.
Постоянно ездил в Европу  купец  и художник  К.П. Головкин. Отправил на учебу в Германию своего сына богатейший предприниматель Е.Н. Аннаев. Славу выдающихся  путешественников  и знатоков  мировой культуры  приобрела семейная чета Шихобаловых . Павел Иванович, его жена Вера Лаврентьевна урожденная Аржанова, а также сын Лаврентий Павлович  побывали  даже в Китае и Японии. Кроме того, семья Шихобаловых посетила с 1895 по 1914 годы Австро-Венгрию, Италию, Францию, Испанию, Португалию, Грецию, Кубу, Мексику, Египет, Мальту, Индию Тасманию, Новую Зеландию, Филиппины, США и даже Синайскую пустыню. В.Л. Шихобалова  самостоятельно  выучила несколько языков. Она изучала  местный быт и обычаи, перед каждым путешествием тщательно продумывала маршрут. Во время экспедиций Павел Иванович, как истинный  предприниматель, исследовал  мукомольное дело и животноводство. Все наиболее интересное потом внедрялось в  Самарской губернии.  Шихобаловы были страстными коллекционерами, собирателями древностей и экзотики. В их дом на Заводскую  приходили посылки с  редкостями из всех частей  Света. Их дом с атлантами  превратился в настоящий музей, где в разных комнатах был интерьер различных экзотических стран.
Особенно модной в начале ХХ века была культура  Японии, с ее умением увидеть чудо и красоту  в самых простых окружающих  предметах. От японцев  самарцы учились восхищаться красотами  Самарской Луки. Цветущую  черемуху  сравнивали  с  сакурой. Сад камней  видели в   естественных нагромождениях  валунов. Сама Вера Лаврентьевна говорили, что чем дальше она от Самары, тем ближе для ее сердца  Волга.  В  газетах и журналах самарцы любили читать переводы  японских танков:  «  Облако  над горой – тонкое белье. Я узнал его тайну.»,  « Горный поток, разделенный валуном пополам,  соединяется вновь».
По мере того как капитализм расцветал, росли и доходы населения. Все большее число самарцев входило в средний класс. К концу Х1Х века  в обеспеченный слой, способный отдыхать за границей входили  юристы, бухгалтеры, квалифицированные рабочие, и даже учителя гимназий. Читатель  удивится, но для самарских учителей издавались специальные памятки  с курсом валют,  с соотношением  мер и весов  в случае посещения других стран.
Смотрим «Календарь для учителей за 1912 год»: австро-венгерская крона – 39 3/8 копейки; английский фунт стерлингов – 9рублей 45 ; копейки; немецкая марка – 46 29/ 100 копейки; французский франк – 37 ; копейки; японский золотой йен – 96 4/5 копейки; турецкий пиастр – 8 ; копейки, итальянская лира – 37 ; копейки; швецкая крона – 52 1/16 копейки. Американский доллар официально приравнивался к 1 рублю 94 1/2 копейки, но резервной валютой естественно не являлся. Соотношение потребительских корзин России и США давали совершенно другие цифры. Рубль оказывался на деле во много раз более емким и сильным. По номиналу реальных валютных сил не высчитаешь, так как на тот же 1912год персидский томан приравнивался к 3 рублям 30 копейкам; мексиканское пезо – к 1 рублю 91 1/5 копейки.
В самарских гимназиях  много часов выделялось для изучения иностранных языков. Помимо греческого и латинского, как гимназисты,  так и реалисты должны были знать  французский,  английский и немецкий языки. Основное внимание  уделялось разговорному языку. Все это делалось ради расширения международных связей.