Она была Первой. Фонетика. Часть 1

Елена Пытьева
Моему дорогому Учителю ,старшему преподавателю кафедры фонетики английского языка МГЛУ Анне Михайловне Топоровой посвящается….

Она была ПЕРВОЙ..А мы –первокурсники. Это была первая встреча с «серьезной фонетикой» английского языка и с нашем необыкновенно талантливым педагогом- Анной Михайловной Топоровой..
Вообще нашей группе повезло. Мы занимались фонетикой долго. ОЧЕНЬ долго. И с английской фонетикой с самого начала складывались ОЧЕНЬ серьезные отношения.
Я помню наше самое первое занятие..Мы –студенты – первокурсники, едва знаем друг друга. И ,как положено на первом занятии, все мы должны кратко рассказать о себе.
Каждый  на английском языке рассказывает свою  историю. Второе высшее. Все мы уже кем-то стали(первое высшее). У всех позади -опыт. Опыт 1-го высшего, опыт прожитой жизни,»ордена»,»регалии» и прочее.
Дошла очередь и до меня..
Практически у всех были речи-заготовки-типа подготовленного на языке резуме.
Я рассказала  про себя, про свою жизнь, про своих троих детей и троих внуков, про свою научную деятельность, прерванную земледелием и скотоводством. Этакий неожиданный разворот.  Заранее я ничего не готовила..Поэтому, как мне показалось, моя речь не могла произвести впечатления.
Однако, Анна Михайловна, внимательно посмотрев на меня, неожиданно спросила:
-А Вы до МГЛУ где-нибудь учились языку?Вам ставили звуки?
-Ну да..В английской школе-30 лет назад..Еще курсы «делового английского».После медицинского ,после клинической ординатуры поступила в МГЛУ .Без всякого «блата».Но учиться мне там не дали. В то время я занималась клонированием, серьезной медициной, серьезной наукой. И мне поставили ультиматум: либо язык, либо медицина.(Хотя кому мешал мой язык?)
И проучившись с огромным удовольствием на переводческом факультете полгода, я, без всяких на то оснований, ушла. А училась я отлично. Но это было так давно- в 1983 году..
-У Вас ОЧЕНЬ хорошие звуки. Вы их можете не менять..
Потом нас проинформировали, что учить нас будут британскому варианту английского языка.
И…началась…ПАХОТА.
Помните так называемую возможность «не менять звуки»,предложенную Анной Михайловной?????
Мне «переломали» и «перелопатили» весь рот.
Я до сих пор не расстаюсь с моим первым замечательным учебником Н.Д. Лукиной «Практический курс фонетики английского языка».Гениальный учебник.
 Мы один только звук могли отрабатывать неделю.
Трудно давались звуки. Пока не поняли,
 что в английском языке очень важен артикуляционный сеттинг. Т.Е определенное положение органов речи.
 И ,если он будет неправильным, то мы никогда не получим правильных звуков. Вот нам этот “setting” ставили ГОД))
 У русскоязычных  мышцы лица, гортани, языка, мягкого неба ,ответственные за произнесение английских звуков, атрофированы.Мы уже рождаемся с русским артикуляционным сеттингом.
 Вспомните лицо английской королевы? Многим оно кажется надменным. Да нет же- таков артикуляционный сеттинг.
Ведь в  английском языке, несмотря на мягкость звучания, жесткие губы. И плотно прижатые к зубам.
Что в английском языке НЕТ ни одного звука ТАКОГО же, как в русском. И есть и такие, которых вообще нет в русском языке.
Что в английском языке СВОИ интонационные шкалы-диаметрально противоположные русскому. Русских узнают за границей именно по русским интонациям!!
И для меня было очень важно понять,  насколько важна работа  диафрагмы.
Именно благодаря определенному положению языка, мягкого неба и работе диафрагмы гласные звуки получаются такими резонантными и красивыми в английском.
В английском языке очень важен  ритм. Который зависит от долготы или краткости гласного звука. Кроме того, сонорные гласные в английском -слогообразующие. И слог преимущественно закрытый. Ритм в языке  строго выдержан, равно как и порядок слов  в предложении.
Сколько же этих фонограмм и транскрипций нам пришлось писать!!!
 Если ты неправильно произнесешь гласный звук- ты получишь совсем другое слово. Или же оглушишь звонкую согласную в конце слова. В английском это недопустимо, как, например, в русском или немецком.
  Только представьте! Мы занимались фонетикой -3 года
 .Вообщем, возвращались  домой с фонетики.., как с тяжелейшей работы. У меня болели все мышцы лица и шеи.
-Если такого не происходит- значит вы  плохо работаете. И звуки ваши -неправильны. Так и должно быть. -говорила Анна Михайловна.
Целую  неделю нам  ставился звук S.Мы ходили и неделю говорили слово Zebra.(между ж-з).Каждый день. По дороге, дома ,везде..
Сколько же таких невероятно важных упражнений ,песенок у нас было, придуманных Жанной Борисовной Верениновой.
Что мы только не делали .Мы бесконечно готовили выступления. Нужно было приготовить речь английской королевы. И сделать все абсолютно точно, с ее интонациями, с ее звуками.
 То нужно было озвучить кусок из фильма.
То- приготовить презентацию с определенной звуковой шкалой.
Сколько же Анна Михайловна с нами работала!!!
И очень редко бывала мною  довольна..Нет, я получала свои «заработанные» пятерки ..Но я прекрасно видела по ее лицу, что я где-то «дала маху», и могла сделать лучше.
А все потому что, Анна Михайловна знала ВСЕ СВОИ ЛЮБИМЫЕ ЗВУКИ «на вкус».Она их «пробовала» на вкус при нашем говорении.
Каждый семестр мы сдавали СВОЙ экзамен по фонетике. Независимо от того, был ли он официально запланирован деканатом или нет. А у нас он все равно- БЫЛ.
Каждый интонационный нюанс отрабатывался  в бесконечных текстах и диалогах ,и в фонетических разминках.
 Я даже поехала отдыхать с внуком на море с диктофоном, наушниками, учебником Н.Д.Лукиной и с записями уроков Анны Михайловны.
  И все фотографии на пляже(даже на пляже)-в наушниках.
Анна Михайловна нам запрещала делать перерыв в «слушании» больше, чем на два дня.
Мы знали свою гениальную Жанну Борисовну Веренинову (я о ней напишу обязательно и отдельно) задолго до того, как я с ней познакомилась на лекциях, и на отдельном курсе британского английского.
 Все знания, которые Анна Михайловна  получила от Жанны Борисовны, которую она  почитала, считая себя ее последовательницей, она передала нам..
Весь свой опыт, ВСЕ свое мастерство -ОНА отдала нам.
Сейчас, заканчивая наш тяжелейший ВУЗ, понимаешь, как много СВОЕГО  в нас вложила наш дорогой Учитель –Анна Михайловна..
«КАКОЙ ценой завоевано счастье»…Счастье –красиво и правильно говорить на языке..Это ТОЖЕ понимаешь.
Первую серьезную школу работы в языке, работы над каждым звуком, над каждой интонацией, над каждой интонационной шкалой  нам дала ОНА.
А сам образ Анны Михайловны очень солнечный..И очень детский..Она любит зеленый и ярко желтый..
Когда она нас готовила к экзаменам ,она говорила:»Это будет добрый экзамен».
Когда мой сын и моя старшая дочь впервые увидели Анну Михайловну..Они были потрясены.
\Судя по тому, сколько я занималась фонетикой. и как почтительно относилась к своему педагогу, они представляли ее почему-то «очень серьезной теткой» и почему-то с клюкой..
А увидели молодую девушку, с золотыми вьющимися волосами и голубыми улыбающимися глазами..
Всех своих первых учеников я обязательно приводила на встречу с Анной Михайловной…И они «шпарили» тексты, которые студенты сдают на первом курсе. И отвечали ей теорию. Все, как положено.
Анна Михайловна много нам рассказывала о нашем ВУЗе. О традициях ВЕЛИКОГО Мориса Тореза -так я всегда его называю…..
Пролетели годы обучения. Но остался тот фундамент, та основа, те знания ,которые вложили в нас наши УЧИТЕЛЯ.
Вообще, ФОНЕТИКА- наука о звуках, это некое ВОЛШЕБСТВО..Это Сказка..Это ТАЙНА и Таинство.
 
Спасибо Вам, наш дорогой Волшебник, Анна Михайловна)