Не было бы счастья, да несчастье помогло,

Владимир Галин
        НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО.

                Глава 7


      Как я не храбрился, но нервное переживания не замедли сказаться на состояние личного здоровья.Но до себя руки пока ещё не доходили.

      5 июня в училище вновь приехал Зам. Председателя Госкомитета Сов. Мина по по профтехобразованию Наговицин В.И. и провёл общее собрание работников училища.Для того, чтобы все сотрудники могли поместиться  собрание провели не в конторе за зоной, а внутри её в клубе. На время собрания для учащихся были организованы соревнования по футболу.

      Собрание длилось больше двух часов. Всех подробностей сейчас не передать, но вот копию его протокола привожу без капюр.

   
                ПРОТОКОЛ
     общего собрания работников Беловодского Спец.ПТУ№2

     От 5 июня 1970 года.             с.Беловодское


                ПОВЕСТКА   ДНЯ
     1Доклад Зам. Председателя Госкомитета сов. Мина по профтехобразованию тов. НАГОВИЦИНА .В. И. О результатах проверки анонимного письма,посланного в ЦК КП Киргизии.




           ПРИСУТСТВОВАЛИ: Все члены коллектива училища,
                Представитель РК т.Романцов,
                Зам пред Госкомитета т. Наго-
                вицин В. И.


       О результате проверки анонимного письма доложил тов. НАГОВИЦИН В. И.
       В ЦК КП Киргизской ССР поступила анонимная жалоба на неправильные действия и плохую работу директора училища тов. МАКАРОВА В.А.

       Представитель Райкома партии РОМАНЦОВ В.К. Ознакомил членов собрания с содержанием анонимного письма. Далее доложил, что комиссией проведена проверка деятельности тов. МАКАРОВА и состояния дел в училище. Большинство фактов , изложенных в анонимке, не соответствуют действительности , что подтверждается опрошенными сотрудниками, и имеющимися в деле документами.
         В анонимке написано, что санитарная работа запущена, что мебель уничтожается, ломается, не производиться работа по присвоению степеней, не правильно произведено награждение сотрудников к 100-летию со дня рождения В, И, ЛЕНИНА.

             Сотрудники во главе с МАКАРОВЫМ  отмечают религиозные праздники, зам. Директора по УПР тов. АБДЫКАДЫРОВ систематически пьянствует.

      В результате проверки установлено, что награждение медалями сотрудников было произведено по согласованию с ПРОФКОМОМ, ОТДЕЛОМ КАДРОВ, ПАРТБЮРО  СПЕЦ. ПТУ.

       Пьянство АБДЫКАДЫРОВА К. Действительно имело место, но после разговора на партбюро АБДЫКАДЫРОВ прекратил, стал к работе относиться серьёзнее. Обнаружена приписка уроков у тов. АБДЫКАДЫРОВАза что ему поставлено на вид.

        Директору в ходе проверки указано на имеющиеся недостатки в работе. Но в основном он справляется с возложенными на него обязанностями . Вызывает одобрение среди сотрудников. Пользуется уважением среди учащихся.

          На этом собрании мы должны глубже вскрыть недостатки в работе, чтобы их исправить.

          Все сотрудники должны высказать своё мнение.

 
     ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ВЫСТУПИЛИ:

       ОГДАНСАЯ М.Н.(кастелянша)

       Стыдно говорить об этих анонимках.Их писали и раньше. О недостатках в работе надо говорить открыто , вслух. Люди сознательные. Я работаю здесь 8 лет. Эти проверки только вносят раздор и нервируют весь коллектив. У нас трудные дети, которые не приучены беречь ни бельё, ни мебель. Мы все обязаны помогать их исправлению.

       ПРОКОПЕНКО П.И, (медсестра)
       Анонимку надо подвергнуть экспертизе, чтобы найти клеветника автора. Потому что подозрения падают на моего мужа ПАРХОМЕНКО и секретаря ГЛАДКОВУ .Анну Хрисановну, что она напечатала. А зачем это нужно Роману Захаровичу?Он не писал.Он хорошо относится к МАКАРОВУ ВЛАДИМИРУ АНАТОЛЬЕВИЧУ. Я тоже не писала. Я работаю от души, пусть все скажут. Я не понимаю, что анонимщик имел ввиду, когда писал, что санитария запущена?

       ГЛАДКОВА А.Х.(ЗАВ КЛУБОМ)
       Я тоже прошу провести экспертизу, чтобы установить анонимщика, который навёл тень на весь коллектив. Когда я печатала? Кто видел? У нас проводятся собрания и педсоветы, где надо выступать , а не молчать в тряпочку. Предлагаю не обращать внимания на на анонимку, не брать во внимание все анонимки.

       ДАНИЛОВА Н.И. (учительница)
        Я работаю в училище 8 лет.Работали при колонии спокойно. Анонимок не было. А теперь постоянные нервотрёпки. Писали и при Пархоменко. В анонимке изложены факты, о которых мы часто говорим на педсоветах. Создаётся впечатление, что кто говорит на педсовете, тот и написал. Я часто говорю на педсоветах, но никогда не буду писать анонимку. Вместо того, чтобы работать , мы разбираемся, кто виноват. Теперь что же делать? Молчать на собраниях? Предлагаю: без подписи письма не разбирать.

       ШАБАНОВ М.Т.( мастер)
       С приходом нового директора у нас улучшилась учебно производственная работа. Большое внимание обращено организации  производственной практике учащихся, что до него не было. В «Комсомольской правде» была статья, в которой написано, что анонимщиков привлекают к уголовной ответственности. И нам надо это сделать.

        БАКЛАНОВА О.А.(ст. Бухгалтер)
       Кто пишет анонимки? Не нужно шептать в рукава. Надо говорить на собрании. Недостатки у нас действительно есть. Мебель бьют. Окна бьют, Мягкий инвентарь рвут. Почему не сказать ,что это есть? Но вина в этом не одного директора, а всех, кто непосредственно работает с трудными детьми. Тов. МАКАРОВ всё отдаёт для детей, много души, времени. Но безобразия в училище есть. Ребята курят, сквернословят. Директор ушёл с учащимися в турпоход-все возмущались, а вслух никто не сказал. Директор мало считается с сотрудниками, а почему об этом не говорят на собраниях? Нужно о недостатках говорить открыто, вслух.

         ЛУШНИКОВА О. Е.( библиотекарь).
        Удивительно, что в анонимке задели и меня, что меня не наградили медалью.Можно было бы скорее обидеться на замполита ЗАЙЦЕВА, он непосредственный мой начальник. Недостатки у нас в работе есть,но эти недостатки общие,а не одного директор. Один много не сделаешь, коллектив должен работать. Поддерживаю предложение подвергнуть экспертизе анонимку и кляузника наказать.

         БАКИН С.Н.(инструментальщик)
         Два года тому назад всё это было. Старое руководство убрали,коллектив подумал, что можно работать спокойно. И опять всё началось. Человек, написавший анонимку преследует свою цель, хочет быть директором. Работать хорошо сразу трудно. Недостатки могут быть. МАКАРОВ и АБДЫКАДЫРОВ работают неплохо. Ошибки есть. Они могут быть по неопытности, по незнанию. Надо говорить правду в глаза. Не надо заниматься подсиживанием. Не тот друг, кто в глаза льстит , А тот , кто говорит правду. У нас есть замашки затирать человека, кто критикует. Этого делать нельзя. В отношении  тов. МАКАРОВА этого не скажешь. Он обращает внимание на критику.Недостатки в работе надо искоренить.

         ДУБОВИК В. Т. (мастер п/обучения)
         О порче имущества. Оно было и раньше. Списывали по 180 кроватей. А сейчас списали 15 тумбочек. Разве это порча? По сравнению с тем, что было, всё улучшается. Что можно изменить за 5 месяцев, когда училище существует 5 лет. Совет училища стал работать лучше. Ступени учащимся присваиваются.Ребята ходят с нашивками. Эту анонимку на собрании  можно было и не разбирать.

        КРУПИЯНСКИЙ В. М. (преподаватель)
        Падает подозрение на меня, что я написал анонимку. Если мне нужно будет написать, я подпишу своё имя. Я писал в ЦК Киргизии в период «зайцевской» эпопеи. И подписывался. Теперь у меня нет никаких претензий ки руководству училища. Директор работает хорошо. И что ходил с учащимися в в поход, это очень хорошо. Педагогика наука гибкая. Может быть этот шаг достиг много в установлении контакта в отношениях с ребятами. Я знал директора школы в Сибири, он с учащимися обследовал весь край. Разве это плохо? Недостатки в работе директора , конечно, есть. Они есть у всякого. Недостатком я считаю то, что долго присматривается, надо жестче требовать с коллектива. Факты в письме надуманные. Это письмо надо передать в следственные органы. Анонимщика надо найти. Раз поймать, наказать- в другой раз подумает, прежде чем писать.

        МАКАРОВ В.А.-директор училища.
          У лжи короткие ноги. Она долго не живёт, но неприятностей и душевных переживаний доставляет много. Особенно, если ещё приходится доказывать, что ты не верблюд. Эта анонимка -клевета и злопыхательство , направленные прямо на меня, но и коллективу она оказывает медвежью услугу, сея между сотрудниками раздор и подозрения. В то время, когда для достижения поставленной перед училищем цели , требуется сплочённость и самоотверженный , добросовестный труд каждого на своём месте.

         После окончания педагогического института мне волею судьбы довелось 10 лет проработать в системе исправительно трудовых учреждений Министерства Внутренних Дел. Я прошел все виды колоний от общего до строго режима и повидал тысячи заключенных. И самые трудные судьбы были у тех, кто свою преступную деятельность начинал с малолетства и прошёл «курс молодого бойца преступного мира» , начиная с детской воспитательной колонии, которые 5 лет тому назад были преобразованы в специальные профтехнические  училища. Я разделяю мнение, что главным средством борьбы с преступностью в стране должно быть не суровость наказания, предупреждение преступного поведения  и одновременно с неотвратимостью наказания, если совершено преступное деяние. Так что смею вас заверить, что мне задачи нашего спец училища ясны и понятны более, чем некоторым из вас.

      Анализ , который я сделал, говорит о печальных фактах. За 5 прошедших лет из училища было выпущено 200 учащихся. 80 воспитанников тот час совершили преступления и были привлечены у уголовной ответственности. И в том,что у наших воспитанников «с юных лет счастья нет», есть вина работников, которые к делу исправления и перевоспитания относятся формально, бездушно, безответственно.

       Чтобы быть успешным воспитателем каждому надо знать средство как укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, а для этого мы сами должны постоянно учиться .У нас с вами каторжный труд, а многие на работе отдыхают от домашних забот.

        Я расцениваю эту анонимку как личное оскорбление. Тот, кто написал эту кляузу, не думал о деле.Он преследует узко корыстные цели  и чёрные дни его сочтены. Не зря в народе говорится, что Бог шельму метит, не смотря на то, что я со своего пионерского детства и как коммунист далёк от религиозности, которая считается «опиумом для народа»

       НАГОВИЦИН В.И.-Зам Пред Госкомитета.
          Спасибо, что помогли в рассмотрении этого дела. Хотелось было поближе услышать о недостатках , чтобы потом устранить их. Всё дело не должно сводиться к одному человеку, когда касается общего дела, а не его проступка. В анонимке сообщались факты, имеющие целью раздавить человека , разделаться с ним, за общие недостатки. Это нездоровое, затхлое отношение к человеку. Я не могу поверить, чтобы Данилова Нина Ивановна могла написать. Есть целесобразность найти анонимщика. Дайте время.

     Воспитание -дело сложное, особенно у нас. Будут всегда недостатки. И будут ломать мебель учащиеся. И долго будут. Если бы вы могли сразу справиться с этим , мы бы всем вам медали дали. За то, что вы уже сделали-0 спасибо. Старайтесь, работайте. Делайте эксперименты. Пробуйте силы. Институт у нас новый. Опыта маловато. Вы поможете комитету набирать опыт в этом деле. Раз родители не сумели, общество не сумело воспитать ребёнка-нам нужно это сделать. Надо вернуть обществу человека. Одним словом не перевоспитаешь. Только делом. Личным примером. 

       Мы знаем отношение МК и партбюро в деятельности директора и коллектива. Смена руководства отражается на работе. Мы не собираемся менять руководство у вас. Всегда поддержим директора. Если будет работать честно. Но если лично допустит нечестность, пощады не будет.

       Недостатки в работе есть у каждого. Их надо устранять , помогать друг другу в работе.Парторганизация должна проявлять принципиальность.В отношении вашего училища мы часто бываем обеспокоены. Но раньше было хуже. По 2 ящика стекла списывали.Часто  бывал я здесь даже ночью. Сейчас больше порядка. Надо душевней относиться к учащимся.Помогать им надо. Душу надо вкладывать в работу. Дети часто подражают взрослым. И курить могут , и пить могут. Но бить их нельзя. Нужно перевоспитывать, сделать их хорошими детьми. И ходить в походы с учащимися нужно, Нужно всё делать. Ошибки в работе можно исправить , но лучше их предотвращать.

       Нужно лучше знать друг друга. Чаще выезжать вместе отдыхать, но в кабинете директора отмечать праздники не следует. Нельзя создавать недружественные отношения. Кому много даётся, -с того много спрашивается. Требования должны быть жесткими.Но каждое распоряжение директора не должно подвергаться сомнениями. Приказы надо выполнять . Зажимать критику тоже нельзя. Это наша борьба за коммунизм.


       Председатель собрания:    СТЕРЕХОВ В.А.
       Секретарь собрания:      Крупиянская А.Г.


    После этого собрания мои недоброжелатели поняли, что я пришёл всерьёз и на долго. Так что нет худа без добра. Я получил дополнительный карт бланш для своей педагогической деятельности. Но для творчества и научных занятий не оставалось времени. Каждый день, чтобы не сказать , каждый час , надо было решать производственные и хозяйственные вопросы. О чём я постоянно корил и упрекал себя, сетуя: «...суждены нам благие порывы, да свершить ничего не дано».