Задонские и Велесова книга

Александр Захваткин
Одним из аргументов противников «Велесовой книги», является полутаинственная история появления на свет её дощечек.

По канонической версии, со слов Ю.П. Миролюбова, дощечки были найдены полковником белой армии, Али Изенбеком в 1919 году в имении князей Задонских неподалеку от станции Великий Бурлюк, что под Харьковом.
После долгих скитаний в 1924 г. в Брюсселе дощечки попадают в руки Миролюбова, который в них сразу признает древнеславянский текст.

В 80-х годах прошлого века А.И. Асов провел «расследование» и доказал, что подполковник Али Изенбек действительно служил в Марковском дивизионе Добровольческой армии, и вполне мог в 1919 г. оказаться под Харьковом.
Но у противников «Велесовой книги» есть другой аргумент. Как могли дощечки попасть в усадьбу Задонских. И вот здесь действительно начинаются странности.

Установлено, что последней хозяйкой усадьбы была Екатерина Васильевна Задонская (1834 – 1918), в девичестве Неклюдова, трагически погибшая от рук украинских анархистов из банды Сахарова.
Дедом Екатерины Васильевны был генерал-майор (1801) и член археологического библейского общества Николай Васильевич Неклюдов (1762 – 1849). После смерти жены во время родов в 1805 г. повредился умом, и на долго исчез. Около 1840 г. был случайно обнаружен в Соловецком монастыре.
Его сын Василий Николаевич воспитывался у тети и жил в имении своей матери в Екатерино-Никольском в 12 км от В.Бурлука. В 1833 г. Василий женится на своей родственнице Елизавете Задонской. От этого брака в 1834 г. рождается Екатерина Васильевна Неклюдова, которая в 1860 г. выходит замуж, опять же за своего родственника Андрея Войновича Задонского. От этого брака в 1861 г. рождается Василий Андреевич Задонский (1861-1909).

В 1907 г. Екатерина Васильевна Задонская (Неклюдова) издала в Харькове свою книгу «Быль ХIX столетия», где пишет что от дедушки ей остались только четыре книги, остальные её мама отдала в церковь. В тоже время биографы Задонских отмечают, что у них была большая библиотека, которой пользовался её сын в подготовке материалов для сборника «В борьбе за правду». Конечно, ни о каких дощечках не было и речи.

В биографии Николая Васильевича Неклюдова необходимо отметить следующий примечательный факт. Его родственник Петр Васильевич Неклюдов (1745-1790) был близко знаком с Державиным, на столько близко, что тот написал эпитафию на его смерть, которую и сегодня можно прочитать на его могиле. Хорошо известно, что Державин и Сулакадзев были знакомы и обменивались редкими материалами. В частности Державин опубликовал копию «Боянова гимна» из коллекции Сулакадзева.

Ряд исследователей сделал предположение, что от Сулакадзева дощечки попали к Державину, от него к Петру Неклюдову, он уже предал их Николаю Васильевичу Неклюдову, который и привез их в В.Бурлюк.

Мне эта версия представляется маловероятной, так как Сулакадзев и Державин, были знатоками по древнерусской литературе, и мало вероятно, что они просто так стали бы раздавать единственный экземпляр редкой книги.

Но может существовать другое объяснение.

Николай Васильевич Неклюдов после смерти жены в 1805 г. исчезает на целых 35 лет и обнаруживается в Соловецком монастыре. Его помешательство может быть мнимым, или он мог исцелиться во время пребывания в монастыре. Находясь в монастыре, он вполне мог ознакомиться со странными дощечками, которые к тому времени уже ни кто не мог прочитать, но буквы которого напоминали буквы старинных библейских рукописей, с которыми Николай Васильевич, мог быть знаком во время своего членства в археологическом Библейском обществе. Покидая монастырь, он мог предложить настоятелю, перевести текст дощечек, чем он мог и заниматься в имении своей сестры, куда его очевидно и перевезли после возвращения из монастыря.

После его смерти, о дощечках благополучно забыли и они вероятно пролежали в Екатерино-Никольском вплоть до начала Первой мировой войны и революции. Это было смутное время для Украины, поэтому, из Екатерино-Никольского, наиболее ценные семейные реликвии моли быть свезены в усадьбу Задонских, среди них и могли оказаться дощечки «Велесовой книги».
 
То, что дощечки не воспринимались наследниками как книга и объясняет то, что о них ни кто никогда не упоминает. Эта связка дощечек была просто диковинной реликвией не более того.

 Миролюбов Ю.П. в 1924 г. так их описывает:
«…дощечки были приблизительно одинакового размера, тридцать восемь сантиметров на двадцать два, толщиной в полсантиметра. Поверхность была исцарапана от долгого хранения. Местами они были совершенно испорчены какими-то пятнами, местами покоробились, надулись, точно отсырели.
Лак, их покрывавший, или же масло, поотстало, сошло. Под ними была древесина темного цвета. Края были отрезаны неровно. Похоже, что их резали ножом, а никак не пилой. Размер одних был больше, других меньше, так что дощьки прилегали друг к другу неровно. Поверхность, вероятно, была тоже скоблена перед писанием, была неровна, с углублениями.
Текст был написан или нацарапаны шилом, а затем натерт чем-то бурым, потемневшим от времени, после чего покрыт лаком или маслом...
Каждый раз для строк была проведена линия, довольно неровная. Текст был написан под этой линией, как это на фотоснимке.»

 Как видим перед нами описание действительно очень старых досок, состарить которые до такого состояния за 4 года просто не возможно, поэтому о подделке в XIX веке не может быть и речи. То, что эти дощечки от Сулакадзева, то же невероятно, так как ни один фальсификатор не будет просто так раздавать свои работы, выполненные с таким трудом. Тем более их путь от Сулакадзева до Неклюдова вызывает обоснованные сомнения.