Возвращение имён

Дина Мильнер
 Сегодня, 30 октября, День памяти жертв политических репрессий. Я убеждена, что этот день должен по значимости стоять в одном ряду с Днем Победы.

В честь этого дня, накануне, 29 октября, вот уже в девятый раз, с 10 до 22, в режиме нон-стоп, в Москве около Соловецкого камня люди читают имена расстрелянных в этом городе. Каждый раз времени для того, чтобы прочитать все имена, не хватает. Я не смогла быть здесь в прошлом году. Но рада, что сейчас здесь, в достойной компании.

Эта акция называется "Возвращение имен". Я стою и слушаю. Евреи, немцы, татары и русские. Банкиры, бухгалтеры, писатели, экономисты и рыночные торговцы. НКВДшники и безработные. Комсомольцы и попы. Это была какая-то адская машина, которая косила всех. Без разбору и логики. Чудовищный компьютер с рандомным порядком выбора жертв. Сегодня он. А завтра ты.
Я замерзаю и иду к газовой горелке, пытаясь согреться огнем и немножко слезами. Плачу. Думаю о своем расстрелянном деде.

Пусть поклонники "эффективного менеджера" и те, кого периодически сносит не в ту сторону, придут сюда хотя бы раз. И постоят хотя бы пятнадцать минут:этого более чем достаточно чтобы понять, что такое преступление. Преступление против собтвенного народа. И что ни одно, ни одно даже самое благое намерение не может оправдать ни одной смерти. Ни одна, даже самая пафосная, идеология не заслуживает ни единого волоска с головы человека.

Я продержалась всего час: холодно. Но унесла с собой свой листочек.

Орлов Виталий Николаевич. Расстрелян. Орлов Петр Захарович. Расстрелян.

Длинная, длинная очередь. Свечи. Белые листки бумаги. Люди читают имена. Много имен.

Расстрелян. Расстрелян. Расстрелян. Расстрелян.

Помнить.