Честь и хвала культур триггерам

Ян Подорожный
                Фото из Интернета.

Этот забавный эпизод однажды рассказал мой соотечественник. Поэтому не берусь настаивать на подлинности происшедшего. Наши рассказывают…многое.

В миграции у большинства бывших совков события, случившиеся в минувшей жизни, воспринимаются в несколько преломленном ракурсе. Бояться здесь особенно некого, немцам эти воспоминания «до лампочки». Очень помогает возрастная болтливость. И фантазии «имеют место быть».

Короче, в глубокой молодости некоторые житейские обстоятельства, о которых собеседник не слишком распространялся, забросили его в эвенкийский национальный округ. «нахимичил по молодости», - как кратко выразился он.
«поселили меня в посёлке Стрелка-чуня. А там, - делился впечатлениями рассказчик, - летом до плюс сорока, зимою до минус 70! Жил, в основном в помещении. То от жары спасаешься, то от холода.

У них ещё столица имелась. Под названием Тура. Большое село. Тыщ пять народу проживало. Мне после Киева, сам понимаешь? Сплошной цурес. Но работу удалось заполучить не пыльную. Музыкальным руководителем в доме культуры. У меня батя был лабухом. А я по его следам пошёл. Эвенки, отмечу, страшные любители песен и плясок. День и ночь готовы гоцать и петь. И всё что-то новое норовят разучить.

А где это новое и не затасканное брать? Как меня осенило, и сам не пойму. Будто током ударило. Начал разучитвать с ними…еврейские песни и танцы. Пришлось приписать себе авторство. А потом для пущей солидности выдавать их за народные песни…эвенков.

И они начали во всю наяривать «семь сорок», «фрейлахс», «хаву нагилу», «идишен маме» и что-то другое. Даже песни молдавских евреев были в ходу. Столько лет прошло - всего не припомнишь. А солист танцевальной группы такой фортель выбрасывал. Хор поёт "купите бублики", а он в это время вылетает в зал со связкой баранок и предлагает зрителям покупать. Бывало очень удачно распродавался. Товар-то брал в пекарне свежий.

Один танец сами придумали. «эвенкийский ползунок» назвали. По ходу танца арканы друг на друга набрасывали, в оленьи маски наряжались. И всё это под песенку «семь сорок». Жаль, что не мог для них пару котелков (головных уборов, конечно) раздобыть для этого танца.

Наших в этой самой Чуне и близко не было. Поэтому всё шло, как по маслу. Пока не вызвали нас на какой-то самодеятельный сбор народных талантов. Мои ребята с первых же минут покорили зал. Дружно подпевали, некоторые из зрителей в пляс кидались. Представь, как звучала песня «друзья, купите папиросы» в исполнении подвижного оленевода в лёгкой шубёнке. А как эвенкийки в балетках из оленьей кожи грациозно отплясывали «наше милое местечко".

Но после окончания меня срочно вызвали к устроителям. Там сидел некий носатый товарищ с кислым выражением лица. А рядом не менее хмурый и прокисший с лица руководитель мероприятия. Что они мне наговорили про народные эвенкийские песни, сам понимаешь. И все мои радости тут же закончились. А жаль. Талантливые ребята – эвенки».

Меня потом местные мужики в шаманы приглашали. Даже имя подвесили: кэпэлэ. Что по ихнему: сухой. Я тогда тощий был, как палка. А имя почти как наше. У них, помнится, пацанам давали по два имени при рождении. Злых духов гоняли этим.
Но не получилось. Хотя и в бубен наловчился тарахтеть, и танцевал вприсядку, и рожу разрисовали - просто жуть! Но не заинтересовало как-то. Даже на харчи не польстился. А с этим было не просто. Но тянуло обратно к своим танцорам и певунам.
Просто сроднился с ними.

А недавно звонил моему старому приятелю из этих шаманов. Хороший мужик. Футбол любил смотреть, за наше Динамо даже болеет. Так он рассказал, что у них брал уроки один крупный телевизионный деятель. С канала "Россия". Лысый на всю голову. Но фамилию не открыл. Побаивается.

В любом случае, нельзя не нарадоваться деятельности подобных «культуртрегеров», несущих в массы доброе и светлое.
P.S. и вспомнился схожий эпизод, когда один из самодеятельных коллективов Енакиево в далёкие пятидесятые лихо исполнял т.н. «шахтёрскую задорную» на мелодию той же «хавы нагилы». Воистину: мир тесен.

Лабух (жарг.) - музыкант
Цурес (идиш) - горе
Культуртрегер (der Kulturtr;ger – нем.) – работник культуры