Два дня в Стамбуле

Александр Самец
На днях занесло меня в Стамбул. На пару дней.По делам. Но как не выкроить время и не посмотреть хоть что-нибудь интересное в городе,находящимся и в Европе и в Азии? Впрочем,все по порядку...


Первые впечатления

Моя гостиница Park Inn оказалась в самой западной части Стамбула. Одно приемущество - недалеко от аэропорта,поэтому на машине удалось добраться минут за пятнадцать. Почему приемущество? Потому что интенсивность движения такова,что в часы пик приходится двигаться не более 10-15 км в час. Это вам даже не Москва! Это Стамбул с его 18-20 млн. жителей и гостей города. Когда на следующий день мне пришлось добираться в противоположный конец Стамбула,это заняло чуть больше двух часов: ехали по 3-5 минут с минимальной скоростью и каждые 2-3 минуты - остановка. Обратно вечером покрыли это же расстояние за 45 минут и уже без остановок.

Масштабы Стамбула поражают. Он кажется городом без границ. Разбросан по холмам и низинам. Районы старых невысоких домов и строений с узкими улочками чередуются с современными застройками и магистралями.Город по-восточному шумный,живой,торговый и не похожий ни на какие другие города. Таково первое впечатление...


Завтрак по-Стамбульски

Если утрорм вы едете по автостраде и в спешке не успели позавтракать - не беда! Прямо навстречу вам между полос автотранспорта идут ребята и толкают перед собой  стеклянные тележки-шкафчики и предлагают  вам напитки,булочки и бутерброды. Все что вам надо,высунуть руку из окна,получить заказ и заплатить. Благо,что стояние в пробке позволяет это сделать спокойно и не спеша. Такой вот ненавязчивый сервис.


Аквариум

Итак,взглянув на карту Стамбула в лобби гостиницы,я понял,что до его самого интересного места - района Султанахмет мне едва-ли есть смысл добираться. На часах - 17:10. Если дорога займет около полутора часов и будет стоить на такси  под 60 евро,а вечереет здесь сразу после 18:00, то стоит ли овчинка выделки? 

Спрашиваю совета на ресепшн у черноволосой приветливой девушки.
- Вам пожалуй стоит побывать сегодня в Аквариуме,- говорит она.- Это совсем не далеко,всего 10-15 минут на такси.
-А что это за аквариум?
- О-о-о! Это большой большой павильон с водой,где много много всяких рыб.Все это находится в большом торговом центре на берегу моря. Вы можете успеть полюбоваться закатом солнца,сидя в кафе или баре...

Собственно выбора большого у меня не было и я воспользовался советом служащей гостиницы.И не пожалел.

Часть современнейшего торгового центра (кстати с весьма привлекательными ценами на многие товары!) была отведена под аква-шоу. Купив на входе билет за 15 евро,вы попадаете в сказочный морской мир - вся морская фауна Средиземноморья перед вами. Аквариум расположен в нескольких ярусах,всего павильонов штук двадцать или более. И везде - сбоку,внизу или вверху над вами рыбы,рыбы,рыбы. Стекла прозрачные и иногда кажется,что огромная рыбина плывет прямо на вас и готова отхватить вам пол-руки. Дети визжат от страха... Впрочем,это надо просто видеть.

В пол седьмого вечера уже стемнело.Я вышел на воздух и сразу почувствовал нестихаемый гул самолетов. Каждые 2-3 минуты огромные брюхатые Боинги похожие на акул проплывали прямо над головой в сторону аэропорта им. Кемаля Ататюрка.
Я взял такси и поехал в отель.

Таксисты в Турции

Желтые пузатые машинки-такси здесь на каждом шагу. Проблем с такси нет.К тому же оно не слишком дорогое. Вы спросите,а как же метро? Отвечаю: метро явно не покрывает всю площадь города и линии действуют только на нескольких ключевых направлениях.

Итак,останавливаю такси,сажусь на переднее сиденье и по привычке присматриваюсь к водителю:не облопошит ли он неопытного гостя Стамбула. Но вроде счетчик есть,включает его при мне. Водитель при галстуке,уже в годах,доброжелателен. В салоне - динамик на всю мощь, из него веселая турецкая песня.Как я заметил позже - музыка в салоне да погромче - это стиль жизни,можно сказать норма для водителей любых видов транспорта. Веселый народ,ничего не скажешь!

Водитель по-английски почти не говорит,но кое-что понимает. Общаемся жестами. Крутя левой рукой баранку на скорости 120 км в час,он достает правой рукой из бумажного пакета мандарин,ловко его частит и закидывает дольку себе в рот. Потом отламывает другую дольку и предлагает мне - угощайся,мол! Отказываться не удобно и я принимаю угощение. От второго мандарина он уже отламывает половину и снова предлагает мне. Такого сервиса в такси разных стран мира я еще не встречал.

Я достаю смартфон и начинаю по ходу снимать вечерний Стамбул. Он светится обилием огней.
- Стамбул из вэри найс! - с энтузиазмом комментирует водитель такси,демонстрируя свои некоторые познания в английском.
Действительно,ночью Стамбул очень ярок и красив. А главное - нет пробок!

Оплату за проезд я оплатил ровно по счетчику. Вернее,ввиду того,что у меня не оказалось мелких денег,таксист взял с меня на пол-лиры меньше.
Этот таксист внушил мне надежду,что есть еще в этой сфере честные ребята,которые не наживаются на приезжих  инострацах. Респект!


Круиз по Босфору

На второй день моего пребывания в Стамбуле я вернулся в гостиницу около 16:30. На этот раз служащий отеля порекомендовал морскую прогулку по Босфору,поскольку она включала доставку от отеля до пирса и сопровождение гида. Поплавать между Европой и Азией плюс хорошо перекусить плюс посмотреть танец живота и народные турецкие танцы  было не плохой идеей.

Микроавтобус захватил меня в отеле около 19:00,хотя должен был гораздо раньше. Около часа мы ползли в потоке машин,подбирая туристов из других отелей. И вот - огрмный светящийся корабль-паром принимает нас в свое чрево. В нем - рядами сервированные столы,посредине - круглая сцена.

Меня усадили за стол №8. Компания вокруг оказалась интернациональной. Справа сидел парень-креол из Колумбии,который,не успев сделать шенгенскую визу,решил попутешествовать там,где виза не нужна - по Египту,Турции и США. Слева от меня шумно уселись два бородатых парня из Ирана. они сходу стали говорить мне что-то про Хомейни. На мой вопрос,как там жизнь в Иране,тот что с более густой бородой ответил:
- О,Иран очень хорошая страна! Люди у нас очень хорошие! - потом вдруг добавил как главное достоинство: - В Иране алкоголь не продают! Иран - очень хорошая страна!
Парни из Ирана пили колу и воду,а от алкоголя отказались...

Справа напротив сидел грузный пожилой египтянин в очках. Из его рассказа я узнал,что в Египте ситуация нормализуется,уже все не так как было пару лет назад.

Напротив сидели два молодых парня из Катара. Они говорили только на своем арабском и слегка перекидывались фразами с египтяниным. Так мы и плыли,глядя в сквозь огромные окна нашего судна. Слева была Европа,справа - Азия.

Мы проплывали мимо исторических дворцов и зданий на берегу. Однако главное впечатление оставил мост через Босфор. Гиганский светящийся мост, по нему нескончаемым потоком шныряют автомобили. Для пешеходов же мост закрыт. И вот почему: слишком многие стали испытывать желание покончить здесь жизнь самоубийством.А властям это зачем? Есть ведь и другие места не хуже...

...Ужин подали через час после отплытия. Типично-турецкое блюдо - супчик ишкембе-чорбасы:красноватого цвета,густой,мясистый,остренький,приготовленный из требухи,картошки,лука и хорошо проперченный. А под занавес трапезы - кофе по-турецки:крепковатое и ароматное,в небольшой узенькой чашечке.

Ну а с началом ужина началось фолк-шоу: танец живота,народные танцы в национальных костюмах (один мужской костюм очень похож на грузинский). Описывать это нет смысла - это стоит просто посмотреть.

Кошки

Когда сходили с трапа,я заметил небольшую компанию кошек.Они буд-то поджидали людей на берегу. Кстати,они в Стамбуле просматриваются повсюду и местные жители относятся к ним доброжелательно:подкармливают,гладят. Кошки запросто подходят к людям и трутся у их ног - трудно отказать им в какой-нибудь еде. В лавченках я замечал как кошки поудобней устраиваются поспать на ярких ковриках хозяев,полагая что сами они и есть хозяева.


Говорим по-турецки

Турецкий язык основан на латинице - и это для нас большой плюс. Однако турецкие слова как-то не очень быстро запоминаются. Тем ни менее за пару дней вполне можно осилить следующее:
"гюнайдын" (gunaydin) - доброе утро
"мерхаба" (мэрхаба)  - привет
"насисин" (nasisin)  - как дела


Как увидеть весь Стамбул?

О,на это надо как минимум дней 15. Что бы я еще хотел посмотреть,так это Софийский собор,проспект Независимости с его трамвайчиками,Ипподром,мечети Султанахмет и Айя-София,рынок Капалы Чаршы... Много чего можно еще посмотреть в Стамбуле. Если надумали,поезжайте! Не пожалеете.