Краеведы старшего поколения

Владимир Будько
Между краеведами советской поры и нами, краеведами нового времени практической связи никогда не было. Т.А. Павлова, правда, пригласила один раз на Краеведческие чтения Е.Н. Петрова, но конструктивной работы тогда не получилось. – Евгений Николаевич начал долго в подробностях рассказывать о перипетиях Северной войны, что не было воспринято присутствующими.
С Е.Н. Петровым я был знаком по учебе в школе № 2, где он преподавал географию. Этим предметом я всегда интересовался наряду с историей. Параллельно я очень интересовался политикой. В нашем доме всегда были карты – политическая карта мира, карта СССР и карта Ленинградской области. Я их внимательно рассматривал и знал неплохо. В семье нашей отец всегда выписывал много газет и журналов, а потому я имел возможность читать политические новости и сообщения с мест. Как правило мы получали московскую «Правду» и сланцевскую газету «Знамя труда». Кроме того, к нам ходили журналы «Работница», «Вокруг света», «Экран», «Человек и закон» . Последний журнал на производстве распространяли с ограничениями. При советах всегда и во всем существовал дефицит, – явление, незнакомое новому поколению россиян.
Евгений Николаевич вел в школе кружок политинформаторов, в который попал и я. Мы особой группой готовили интересные новости и докладывали их своим одноклассникам. Политинформации проводились с периодичностью один раз в неделю. Впоследствии я вел политинформации в армии – в «учебке», – Школе связи Черноморского флота (Николаев). Там со мной случился казус, за который я получил наряд вне очереди. Дело в том, что курсант Пащенко во время чтения мною газет… заснул. – Капитан, который вел политзанятия, заявил, что я читал газету «Правда» неинтересно. За невеселое изложение мне полагалось наказание, – наряд вне очереди. – Так я спустя рукава проводил в жизнь политику партии.
Однажды я посетил Е.Н. Петрова. Он жил на улице Ломоносова вблизи магазина «Юбилейный». Старый учитель рассказал мне о краеведческой работе в их время. В его доме имелся рояль и несколько томов старого словаря «Брокгауз и Ефрон», который мне хотелось листать. Такая возможность мне представилась в Москве, когда я работал в 2001 г. в Исторической библиотеке на ул. Старосадской. Прекрасное библиотечное собрание находится в старом доме и давно переполнено, так, что сотрудники уже не берут на хранение, напр., региональные газеты, которые я хотел, было, им подарить .
Один раз мы встретились с Е.Н. Петровым, когда уже новые краеведы с моей подачи решили проехать по району с ознакомительной поездкой, О предоставлении небольшого автобуса обеспокоился по моей просьбе Владимир Калинин, в то время функционер ЛДПР. На тему поездки есть небольшая заметка А. Зиновьева, который вел одно время Сланцевское телевидение.

Ростки возрождения

Предки оставили нам богатое архитектурное наследство - в начале века на территории нынешнего Сланцевского района насчитывалось 20 церквей, множество часовен. Крепкие религиозные традиции приумножали это достояние. Однако коммунистическая эпоха двадцатого столетия стерла с лица земли многие культовые памятники. До нашей поры сохранилось лишь 9 церквей, большинство из которых сейчас в полуразрушенном состоянии. Мерзость запустения царит не только в храмах, но и в душах – существуем одним днем, на скорую руку. Не потому ли жизнь свою не можем отладить, что нет крепкой сердцевины в душе?
Однако уже есть ростки возрождения - восстанавливаются храмы в Ложголово, Старополье. 21 августа состоится освящение отреставрированной часовни в Заручье – это событие можно считать началом новой жизни церкви. Конечно, делается все не так скоро, как хотелось бы, но даже эти факты вселяют веру в то, что наша жизнь может поправиться.
Прошлым летом группа сланцевских краеведов в составе Е. Петрова, Н. Баклагина, В. Будько (на снимке) совершила ознакомительную поездку по району. Осмотрели средневековые русские кресты, часовни, церкви, погосты. Лишний раз пришлось убедиться в том, что для серьезной краеведческой, а тем более восстановительной работы нужна комплексная продуманная программа, материальная и финансовая поддержка. А пока этого нет, приходится лишь созерцать плачевное состояние некогда богатого величия.

Я уже вспоминал выше, что в 9-м – 10-м классах мне приходилось слушать сопроводительные рассказы Евгения Николаевича при наших поездках в Ленинград. На одном из вечеров встречи выпускников школы № 2 мы с одноклассницей Г. Осиповой (Васильевой) сфотографировались на память с классной руководительницей Т.И. Левиной и Е.Н. Петровым. Эта фотография находится у Г. Осиповой. У меня ее, к сожалению, нет.
Помнится, к нам еще в начальную школу № 4 приходил с рассказами Н.Д. Симченков, который поведал нам о становлении нашего города. Будучи первостроителем Сланцев, Николай Денисович хорошо помнил приезд на Гдовские сланцы Сергея Мироновича Кирова. Запомнился его рассказ о том, как Киров показал шахтерам прием «на лимонадку», когда сошедшая с рельсов вагонетка поднималась со спины. Один раз доводилось бывать у Н.Д. Симченкова дома, – по поводу иллюстрирования его книги, но разговор не привел к конструктивным результатам. Бывал я и у С.А. Пронина, который проживал в одном доме с Е.Н. Петровым . Я рассчитывал увидеть у него архивные залежи, которых в наличии не оказалось. Я взял у него почитать несколько книг и какую-то малозначащую тетрадку. Он хотел сориентировать меня по части экскурсионной работы, но тема войны мне была малоинтересна. Позже в городской газете мне передали некоторые документы Сергея Александровича, которые представляют интерес для Сланцевского ИКМ.
С Ф.А. Чуркиным я знаком не был, но его статьи по истории советской власти на Гдовщине считаю исключительно ценным материалом. К сожалению, коренной гдович, Федор Алексеевич не оставил описания краеведческой работы.
Приходилось работать и с Л.П. Житниковой. Она тоже поведала некоторые моменты краеведения в Сланцах. Я в свою очередь, сообщил ей, что ее труды по созданию краеведческого музея в Доме пионеров уничтожены.
Она рассказала, что комиссар 9-й партизанской бригады И.Д. Дмитриев был репрессирован, что Н.Д. Симченков во время войны находился в плену в Италии, что именно она отговорила его давать информацию о плене. Чем руководствовалась Л.П., непонятно . Одна из бесед с Людмилой Павловной записана А.Д. Лукашовым на диктофон. Встреча была организована по просьбе доктора Г. Риттершпорна (Париж) . При прослушивании записи поражает некомпетентность рассказчицы в вопросах истории Заручья и Зажупанья . Патологическое приукрашивание советской действительности в рассказе Л.П. напоминает ложь.
Когда я учился в начальной школе на улице Маяковского (школа № 4), к нам в класс иногда приходили ветераны. Один из них – мой сосед, – дядя Саша Коменко. Он рассказывал нам, как в 1917 г. видел выступление Ильича на собрании питерского пролетариата. Сосед похоронен на старом городском кладбище, на Северной окраине города. Я несколько раз посещал его могилу и даже поминал деда с товарищами.