Дорожные Хроники. Полная версия

Алексей Хазанский
1.Вагон из прошлого столетия

Сажусь я в Прошлого вагон -
Времен утраченных…
Прощальным сумраком перрон
Вдогонку плачется…

Я снова волею судьбы –
Командированный…
Обычных дней покой забыт –
В купе впрессованный.

Как сельди в бочке, на контакт
Приговоренные…
Среди таких же бедолаг,
Сижу стесненный я…

Одежда вся давно комком –
Напрасно гладился.
Терплю и балуюсь чайком,
Чтоб жизнь наладилась.

В проем меж полкой и стеной
Все куртки втиснуты…
А тот, кто сверху, их ногой –
Носками скисшими.

Ковры впитали бурных лет
Многообразие…
От запахов спасенья нет –
Лишь эвтаназия…

Раздали влажное бельё -
Стелись, убогие!
Люблю отечество моё
За нравы строгие…

Купе последнее в «раю»
Бывает странное:
Там часто люди водку пьют –
Страна стаканная.

Стакан граненый – без него
«За жизнь» – не клеится…
Сначала каждый про дела,
На что надеется…

Но после третьего  - поэт
В душе рождается -
Историй прожитых скелет
Всем улыбается.

Стакан наполнен не «огнем» -
Любовным опытом...
И тост как память о былом -
Игривым шепотом…

Лишь проводница не даёт
Уйти в фантазии -
Она порядок здесь блюдёт,
Зайдя с оказией.

То веником взмахнёт она
С улыбкой строгою,
То чай - лекарство ото сна -
Вручит с тревогою…

Под мерный шум и суету
Сдаюсь усталости
И погружаюсь в темноту,
Уснув без жалости.

А среди ночи сквозняком
Опять разбуженный -
Ругнется кто-то матерком -
Дрожит, простуженный.

Не сон, а муки в полусне -
До пробуждения.
Но вот заветный свет в окне -
Освобождения.

Когда увижу я перрон,
Родного города,
Покину Прошлого вагон -
Прощай, до скорого!

2. Эпизод 1. Страна Стаканная

Опять вагона душный ад -
Деваться некуда.
Уж поздно на перрон – назад…
Ну что ж, поехали!

Один в купе сижу и жду
С надеждой тлеющей,
Что без соседей мой маршрут,
Хотя б до следующей.

Но тщетны все мои мечты:
Лишь поезд тронулся,
Ввалились «сумки и тюки» -
Лихая троица.

Долой покой и тишину:
«Привет попутчику!»
А тело клонится ко сну
По воле случая.

Тюки распиханы везде
В пространстве скученном.
Вопрос: «Здесь можно посидеть?»
Звучит заученно.

За окнами бушует ночь,
Вагон качается.
В купе ж компания не прочь
Еще помаяться.

Да, спать, увы, не суждено –
Собрались ужинать.
Хотя и вредно перед сном,
Но…жор недюжинный.

«Ну, что скучаешь? Как зовут?
Налить по маленькой?
Мы пошумим немного тут,
Давай, подваливай!»

Еды домашней запашок
Сильней вагонного –
Сон отбивает хорошо.
Сажусь к ним скромно я.

Передо мной стоит стакан,
Гранёной твердостью.
Беру его, дрожит рука
От сонной робости.

«Ну, за знакомство! Сон долой,
Страна Стаканная!» -
Одним глотком отправил в бой
Я жидкость странную.

Пошла горячая волна
Отнюдь не радости.
Я понял, что хлебнул сполна
Какой-то гадости.

Палёной водкой стар и млад
У нас не брезгует.
Народ  любой «игрушке» рад –
Мы все - болезные.

Сижу с улыбкой на лице,
А в чреве – пучится…
Что ждёт распитие в конце?
И сколько мучиться?

Пошел на круг стакан второй,
Но нет желания.
Ловлю тяжелой головой
Поток сознания.

Проходит час, потом другой –
Глаза слипаются.
А за столом трубят отбой
И расстилаются.

Тихонько вновь пытаюсь лечь,
Прижавшись к стеночке.
Но шепотом чужая речь:
«Погладь коленочки»…

Потом возня, и включен свет,
Без извинения.
«Курну. А после - в туалет,
Искать забвения»…

Дверь растворится на чуть-чуть,
Смешает запахи.
Мечтаю как-нибудь заснуть,
И чтоб до завтра бы…

Сифонит громко коридор –
Окно открытое.
Но тишина с недавних пор -
Сплю как убитый я…

Соседи вышли  через сон,
Когда, не ведаю…
Скрипит из прошлого вагон,
Своими бедами.

Как старый тертый чемодан,
Что видел многое.
В нем фотографий череда
Про жизнь убогую.

3.Эпизод 2. Телефон

Опять зовет меня с собой
Дорога дальняя.
Бегу привычно, как домой,
В страну вокзальную.

Перрон, и снова я сажусь
В вагон из прошлого.
Знакомо налетела грусть –
Что в том хорошего?

Как старый друг, мне тусклый свет
Сказать торопится,
Что Счастья в этой жизни нет –
Титан не топится.

Но, может, повезёт в другом,
Я верю в лучшее!
Пусть не судьба мне с кипятком,
Так, вдруг, с попутчицей?

Чу, слышу, кажется, шаги –
Замри дыхание!
Ну, провиденье, помоги -
Без испытания.

Вошел громаднейший «ковбой»,
Кивнул приветливо.
Мгновенно занял все собой
Но очень вежливо.

А я все жду, когда войдёт
«Судьба Дорожная».
Воображение плетёт
Надежды ложные.

Но набирает ход состав,
И зреет истина,
Что, был один лишь шанс из ста –
Пропал бессмысленно…

Прощай фантазия моя:
Не в этом поезде
Наш путь в далекие края
И встреча поздняя…

Сижу, вздыхая, в грёзах весь –
Жизнь продолжается.
Душа витает, тело здесь –
На полке мается.

Сосед же время не терял –
В том дань традиции:
Сменил, смотря на мой астрал,
Всю амуницию.
 
Открыты двери у купе –
Стесняться нечего.
Девчушка с пряником в руке
Зашла доверчиво.

Смеется, глядя на меня,
Многозначительно.
В нирване слышу, как бранят
Ее родители.

Я подыграл ей лишь слегка –
Состроил рожицу.
Бегом бежать от чудака –
Скорей, как можется.

А после – слёзы за стеной,
Да ссоры взрослые:
«Нельзя Дитю гулять одной
В «вагонном космосе»!»

Что ж, плач - лекарство от потерь -
Прошла прострация.
Сосед прикрыл от «дома» дверь
Для адаптации.

Стелюсь, надеюсь на чаёк,
Весь в размышлениях…
Вдруг слышу трель - звучит звонок
Шансона пением.

Так начинается беда
В кино посредственном:
Путь не дано предугадать,
Причинно – следственный.

Сосед взял трубку, в тишине
Сопенье громкое.
«Послушай, брат, плачу вдвойне!
Стели соломку мне!

Приеду завтра, разберусь –
Готовь строителей!
Все будет «спок», братан, не трусь!
Мы – победители!»

Остыла трубка лишь слегка.
Молчанье – золото!
Опять звонок, тверда рука,
И грубым голосом:

«Ищи бригаду на объект –
Есть дело верное.
Мы завтра сделаем их всех!
Пусть ходят нервные!»

Потом полился мусор слов
Не поэтических.
Что ж, лексикон, увы, не нов –
Терплю стоически.

Опять звонок. Прошли века -
Так показалось мне.
Вагон качается слегка
Или горит в огне?!

Но тон сосед уже сменил
На «муси- пусечный».
Услышал нежности жены
В раю подушечном.

Он пол часа ей пел о том,
Как любит «кошечку».
Чирикал в трубку не котом,
А птичкой крошечной.

Дыханье сбилось, а в ходу
Слова – скабрёзности.
От вечера уже не жду
Былой серьезности.

Лишь только в голове «чугун»,
Да опасение,
Что доведет меня болтун
До отупения.

Схожу-ка я к проводнику,
Спрошу печение.
Налью чайку и пожую
Для развлечения.

Печальный взгляд «вагонных служб»:
«Привет, экзотика!»
В купе проводника  в углу
Лежит «Эротика»…

Дверь с треском наглухо закрыл
Вагонный староста:
«Печенье? След давно простыл.
А чаю – запросто!»

Иду, не солоно хлебнув,
Дорожной данности.
Пришел: сосед, ура, уснул –
Такие странности.

Я тихо прошмыгнул в постель –
Игра финальная.
В мечтах - конечная б скорей,
Страна вокзальная…

Когда нога ступила вновь
На твердь перронную,
Почудилось кошмарным  сном
Эссе вагонное…

4.Эпизод 3. Исповедь

Сегодня смута на душе,
А ехать надобно.
Беру билет, опять в купе –
Для сердца снадобьем.

Так уж сложилось на Руси:
Жизнь – дело случая.
Бессмысленно его просить –
Лишь верить в лучшее.

Не жду спасенья от дорог,
Все меры – временны.
Душа устала от тревог
И мыслей бремени.

Приму походные сто грамм
Для расслабления
И снова в путь: «Эй, где ты там –
Моё смятение?»

Дорожный миф - что лечит дух
Кому-то исповедь.
Сомненья прочь, в вагон иду –
На поиск истины.

Привычно быстро пройден путь
В пространство тесное.
Я захожу, смущен чуть-чуть
От вида местного.

Одна, в купе, чуть средних лет,
Сидит попутчица.
И мне сюда – сомнений нет.
Ну что ж, помучаюсь.

Улыбки маска на лице –
Вхожу, здороваюсь.
Играю «циника» - концерт
Про жизнь суровую.

Чуть-чуть «поддатый» весельчак -
Интеллигенция.
Имел у Прошлого в гостях
Аудиенцию.

Ну, перебрал, чего скрывать,
Лекарства крепкого…
Но…некуда глаза девать
От взгляда цепкого.

Еще «шуткую» невпопад,
Стелюсь болтливо я.
А сам Её молчанью рад
На речь игривую.

Так мне хотелось, хоть чуть-чуть,
Найти отдушину.
Чтоб принял смуту кто-нибудь
Души разрушенной.

Поток прервался слов хмельных
Кровотечения.
Но среди вязкой тишины
Нет облегчения.

Сижу, боюсь поднять глаза –
Неловкость нервная.
Не знаю больше, что сказать
Грущу манерно я.

Надежда только на одно:
Хмель улетучится
И станет завтра странным сном
Моя попутчица.

Сижу, краснеющим юнцом –
Само отчаянье.
И громче шума за окном –
Моё дыхание.

Смотрю украдкой на Неё –
На симпатичную.
Растет смущение моё
До неприличия.

Прошло ведь только пол часа
Дорожной повести.
И… успокоился гусар –
Заложник совести…

И вдруг как гром под стук колес:
«Куда путь держите?»
Врасплох застал меня вопрос
Своею дерзостью.

«Да…я…» - проблеялось в ответ,
Почти что шёпотом.
«Был…где…меня сегодня нет…
Делился опытом…

Командировка, заодно
Проведал Прошлое.
Хочу теперь, чтоб стали сном
Нюансы пошлые…

Простите, был нелеп, шумлив
В момент вторжения.
Не ждите дальше рецидив
Хмельного пения…»

«Да что Вы, не сержусь ничуть,
В глазах заметила:
От боли Ваш проложен путь –
Они не светятся…»

Спасло в тот миг Её тепло –
Прикосновение…
Меня как будто прорвало
На откровения…

Нечаянно Её рука
Моею встречена…
Душа взахлёб вела рассказ,
Печалью меченный…
…………………………………
Я не забуду никогда
Поездку давнюю.
Летели мимо города –
Дорога дальняя…

Светилось издали окно
Купе вагонного.
Два сердца бились как одно
Средь мира темного…

Ведь…в жизни все не «просто так»,
Судьбы знамения…
Случайность встречи – добрый знак
И… Излечение…

5.Эпизод 4. Любовь

          1.

Случайность – это перст Небес,
Подсказка умному.
Жизнь – управляемый процесс
Для тех, кто думает!

Иному сердцу не понять
Реальность доводов.
Оно способно счастье ждать
Без лишних поводов.

А Он уже давно не ждёт
От жизни праздника…
Дни примелькались – чёт-нечёт
Какая разница?

Работа – дом, всё как всегда
Без вдохновения…
Летят лишь к старости года –
В страну забвения…

И вроде бы ещё огонь
Желаний теплится –
Тревогой, бередящей сон,
Под утро стелется…

Уже не ищет взгляд в толпе –
Глаза знакомые.
Не верит в счастье и себе,
Вся жизнь скомкана.

Погряз в романах проходных -
Коротких повестях.
Он ничего не ждёт от них:
Осадок – горечью.

И каждый день рутины плен.
Лишь дело случая
Сменить банальность жизни сцен
На что-то лучшее…

          2.

Он получил входной билет –
Командировкою.
Вокзал, перрон и тусклый свет
Купе «с ночевкою».

Привычно сдвинутый матрас,
Билет на столике.
Все как всегда – «здесь и сейчас» -
Пути символика.

Томителен минут отсчёт
До отправления,
Вагонный мир сюжет плетёт
Без настроения.

Поплыл за окнами пейзаж –
Рекой беззвучною.
А мы продолжим наш рассказ
О роли Случая…

          3.

…Прошло всего лишь пол часа –
Собой все занялись.
В вагоне шум и голоса,
И поднят занавес.

Герой – «на сцене», перед ним
Ребёнок с мамою
И заняты они своим –
Борьбой с пижамою.

Убрал Он с глаз нехитрый скарб -
Портфель с бумагами.
А вечер взял негромкий старт –
Дорожной сагою.

Что так роднит в пути купе
И общежитие?
Расскажет каждый о себе
За чаепитием.

Здесь первый раз «глаза в глаза»,
Как откровение.
Чужая скатится слеза –
Душ совпадением.

Ребенок, тихо засопел
Под речи «шёпотом».
А Он…про жизни беспредел –
Делиться опытом.
 
Потом «банальный» анекдот,
Без смеха встреченный.
И снова душ двоих полёт,
Вагоном меченный.

Чем больше «нерва» за столом
И понимания,
Тем им комфортнее вдвоём
В…Его страданиях.

Но не на жалости одной
И откровенности
Влеченье, маленькой искрой,
Сближает ценности.

Еще нет пламени в глазах,
А лишь доверие.
Еще нашептывает страх
О лицемерии.

А Он расправил от речей
Крыло забытое
И полетел навстречу Ей,
Мечтой избитою.

Он в этот миг был лучше всех –
Загадкой сложною.
Светился, рассыпая смех,
Сквозь речь тревожную…

Бывает в жизни день один,
Как откровение,
Когда ты с Будущим един
В своих решениях.

Не каждому даёт Судьба
Возможность хрупкую
Узнать, как в зеркале, себя
И душу чуткую.

…Остановился  ход времен,
Любви мгновением…
Катился в ночь, скрипя, вагон…
Без сожаления…

А сын, ворочаясь, сквозь сон,
Смотрел, разбуженный,
Как светится Её лицо
В купе сконфуженно…

          4.

…Лишь солнца луч напомнил им
О расставании,
Чтоб теплотой наполнить сны
И ожиданием…

А за окном опять вокзал –
Дорог развилкою…
Дорожной повести финал?
Начало пылкое?

Шагнул Он смело на перрон,
В одном уверенный,
Что в мир, которым грезил Он,
Открылись двери им.

Пусть впереди дорог не счесть –
Сюжета кружево…
Цените в жизни то, что есть,
И тех, кто нужен вам!!!

Вагон отправился давно
В дорогу дальнюю…
А в нём - кому-то Счастья сном
Купе венчальное…

6.Эпилог

Люблю ли я вагонный мир?
Часы дорожные?
В масштабе жизни это миг,
Но всё возможно в нём…

Меняют несколько часов
Судьбы течение.
Кому поездка - просто сон
И развлечение,

А кто-то ищет жизни суть
В народе встреченном.
И сам меняется чуть-чуть,
Другим излеченный…

Скажите мне: ну где ещё
В пространство тесное
Впрессовано «житьё-бытьё»
Российской местности?

Здесь жизни правила игры
Не соблюдаются,
И параллельные миры
Пересекаются…
……………………………………….
Люблю ли я вагонный мир?
Часы дорожные?
Давно уже сроднился с ним –
С его тревожностью.

Несётся Прошлого вагон
Страны просторами:
«Перрон - дорога – вновь перрон» –
Творит историю…


Опубликовано в сборнике  «РСП. Стихи 2015», №11