Любовь божественное чувство. Особенно в жизни росс

Надежда Хисметова
Любовь – божественное чувство. Особенно в жизни российского человека.

Второй раз перечитала рукопись сборников рассказов, миниатюр, очерков. Название будущей книги автор, Евгений Фёдорович Щербаков выбрал очень удачно – «Любовь». Именно Любовью с большой буквы пронизана каждая строка новой книги.
В одноимённом рассказе «Любовь» писатель повествует нам о необычно светлом чувстве, описывая жизнь трёх поколений простой крестьянской семьи Мальковых в сложнейший период истории страны, да и всего земного шара. На трагическую и пораженческую войну с благородными чувствами сражаться за отечество собирается муж главной героини Алёны Мальковой в один из светлых и радостных моментов её жизни. Игнатий Мальков пропадёт без вести на этой позорной для России войне, несмотря на то, что собирался простой солдат вернуться с неё победителем. Стольких тёплых полных любви и нежности говорит простой русской крестьянин при расставании своей молодой беременной жене: «Береги себя и мальчонку, или девку, если без меня родятся. Я люблю тебя, Алёна, ребёнка тоже буду любить. А, может быть, я и сама к твоим родам вернусь. Вот разобьём япошку и домой! Ведь русы немцев били, шведов били, французов, турок побеждали не раз и япошку победим. Правда, былые победы были победами отцов наших и дедов, но и мы не лыком шитые. Может быть, и помогут чем. Да и Дуня, сестра твоя со Степаном тоже вроде не чужие. А пока хозяйствуй, как знаешь».
В этом небольшом монологе простого русского малограмотного человека столько искренней, можно сказать неизъяснимой любви к молодой жене, неродившемуся ещё первенцу, к прошлому своей великой Отчизны. (Игнатий точно перечисляет названия народов, с кем пришлось российскому солдату воевать в неспокойном XIX веке; я не уверена, что так точно может перечислить эти народы выпускник средней школы XXI века).
Игнатий любит родню, уверен, что родственники не бросят в беде ни жену, ни ребёнка.
Солдат не вернулся с войны. Победила не Россия, а Япония. Но яркий свет любви Игнатия освящает и согревает Алёну Малькову всю её тяжёлую, но очень яркую и добродетельную жизнь, которая сломала её до срока и свела в могилу. Своему везвестно погибшему мужу Игнатию Алёна обещает: «Ну, уж нет. При живой матери Терёша – не сирота. Я, Игнаша, теперь буду и за мать, и за отца. И работать буду и за себя, и за тебя».
Она не смогла дать Терёше особое воспитание, образование. Её Терёша рос обычным вдовьим сыном: «Рос Терентий крепким мальчиком. Бывало, и болеть приходилось, да только с кем хворь не случается? А тут как не болеть? Обувь на ногах была только по снегу. А как снег сойдёт, и до следующего снега бегал Терёша, как и все его сверстники, босиком. Многие болели и умирали, а Терёшу Бог миловал.
Часто бегал Терёша к деду и бабушке, родителям Игнатия. Дмитрий Михаилович, хоть и не стало сына Игнатия, внука любил. Искал и находил в нём и в его поведении черты погибшего на бездарной войне сына. Учил внука всякой крестьянской работе. Терентий умел плести и ремонтировать лапти, подшивать валенки, пилить и колоть дрова, ухаживать за скотиной, работать в поле и огороде. Старался Дмитрий Михайлович помогать и снохе. Оставшись одна, Алёна не искала себе женехов, оставалась верной Игнатию.
Терёша, подрастая, потянулся за товарищами в школу. Учёба ему давалась легко. Только весной на третьем году учёбы был нанят в подпаски, пасти коров. Вечерами приходил к учителю и выполнял у него задания. А потом сдал экзамен за третий класс. Привыкнув к стаду, Терёша стал брать книжки с собой…», в любую свободную минуту, «читал книжки, которые брал у школьного учителя и у своего соседа, церковного псаломщика. Тут были и сказки, и рассказы Льва Толстого, и «Жития святых». Среди книг были стихотворные сборники со стихами Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова, басни Крылова. Иногда записывал в тетрадь понравившееся выражение из книги. А бывало, что и самому приходили интересные мысли, которые тоже записывал в тетрадь. Так что навыков письма Терёша не терял…
На деньги, заработанные за годы пастушества, справил себе Терентий взрослую одежду, а главное купил во двор лошадь, ещё не старую кобылицу, в надежде получить от неё приплод. Обновила одежду и Алёна. Не нарадуется она на сына. Терентия, взращённого ею в одиночку, в тяжких трудах…»
«Правда, понимает Алёна – радость её будет не долгой, не жилец она на белом свете».
Любовь к мужу Игнатию, верность ему до конца её до конца дней дорого стоила женщине. Расплатилась она за высокие чувства здоровьем… оставалась верной Игнатию. Поэтому и уважал её свёкор и помогал ей привезти с поля снопы ржи и пшеницы с алёниного надела, обмолотить их. Алёна в долгу не оставалась, тоже отрабатывала у свёкра. Приходилось и сено косить и рожь жать. И сполна. Выносила снопы из овина, махала вместе с мужчинами цепом на току, ударяя по снопам и выбивая из них зерно, веяла намолоченное зерно на ветру, засыпала зерно в амбар, складывала солому в омёт, убирала полову. Уставала Алёна, дрожали и руки, и ноги, болела спина. Но недугов старалась не выказывать. Ей казалось, что сделано ей мало, опасалась получить замечание от свёкра.
А чаще Алёне приходилось работать на подённой работе у богатых односельчан, у кого и землицы, и скотины было вдоволь, кого рабочих рук не хватало или кто берёг себя от тяжёлой работы. Одним словом, батрачила Алёна.

Власть в стране перешла в руки народа.

Хоть и прибавилось в семье Мальковых землицы-кормилицы, батрачка Алёна и пастушок Терентий богаче не стали. Им по-прежнему чаще приходилось горбиться на чужой земле, на чужом подворье.

Застудилась Алёна, закладывая и укрепляя в речке снопы конопли для замочки. Осенняя вода уже была холодной, но батрацкое дело такое: нанялся – продался… 
Простая русская крестьянка Алёна совершала всей жизнью великий подвиг христианства с полной самоотдачей и безграничным терпением. И не разу этой великой женщине ни в голову, ни в сердце, ни в душу не пришло чувства сожаления по поводу самопожертвования, потому что с молоком матери в неё вошло высокое чувства долга, который всегда подпитывался безграничной материнской любовью к сыну и верностью мужу, продолжение которого она всегда видела в сыне, глубокой благодарностью родным и близким. Простая русская женщина глубоко понимала и осознавала, что высокую нравственность в сыне можно воспитать не словами, а своей жизнью, только своим личным примером. И она ошиблась. Когда Алёна заболела, застудившись в холодной осенней воде, то «Терёша, чем мог, старался помочь матери. Возил её к знахарям и к врачам в уездную больницу, давал ей отвары и настои трав, горькие таблетки из аптеки. Полегчало Алёне, снова работать стала».
Высокое материнское чувство Алёны посеяло в сердце Терентия добрые семена, которые дали благодатные всходы и выросли благодатью – прекрасной, всепоглощающей парня сыновьей любовью. Мать стала для него единственный свет в окне.
Земляки видели и чувствовали в Терентии Малькова прекрасные человеческие качества, уважали его жизнестойкость, природный ум, отзывчивость (и в первую мировую, и в гражданскую войны писал Терёша письма земляков на фронт).
Гордится сыном Алёна: «По весне отсеялся Терентий вместе со всеми мужиками. Не осталось его полоска, как раньше было, самой последней. У всех, бывало, уже поля зеленеют всходами, а на их с матерью полоске дед только зерно в землю кидает. Гордится Терентий – настоящий мужик стал. До достатка и богатства ещё далеко, но уже не последний в селе человек. И Алёна рада-радёшенька. Авось вместе с Терёшенькой и из нужды выбьются. И там, гляди, приведёт Терёшенька кралю, будут у них детки, а ей, Алёне новая радость. Будет Алёна помогать Терёша детей растить»