Колобок и Причастие

Надежда Хисметова
КОЛОБОК И ПРИЧАСТИЕ

Посвящается Ирочке Дедушкиной

Распрощавшись с Деепричастием, Колобок, задумавшись, покатился дальше. Вдруг он услышал чьи-то всхлипывания. Колобок остановился, прислушался. И тут он увидел нечто, старающееся к чему-то или к кому-то прильнуть. Слёзы стекали из чего-то на песок крупными и тяжёлыми каплями. «О чём плачешь?» - спросил участливо Колобок. «Потерялось!...» - удрученно ответило нечто. «Заблудилось?» - уточнил Колобок. «Нет потеряло свою часть», - печально ответило нечто. «Часть чего?» - удивленно поинтересовался Колобок. «Часть речи, к которой я причастно», - сообщило задумчиво нечто. «Да что ты такое? Объясни мне, пожалуйста!» - взмолился Колобок. «Я? Я тоже - часть речи. Причастие - я. Из моего названия видно, что я должно быть причастным к чему-то - к действию, к объекту. Если я при части речи, называемой именем существительным, то выполняю функции прилагательного, только в действии. Если это действие нужно более живо описать, то для меня образуют причастный оборот. Описывая имя существительное, я обязательно образуюсь от глагола, описывающего его действие. При описании имени существительного или местоимения, я обязательно принимаю его число: единственное или множественное, и род: мужской, женский и средний, полную или краткую форму. Может быть, это звучит нескромно, но мне кажется, что мои описания и определения более точные и более сочные, правда, возможно, конечно, не такие красочные и конкретные, как у прилагательного. Я могу сказать о предмете, что он покрашенный, но чтобы уточнить в какой цвет – мне нужен причастный оборот, например, – забор, покрашенный в зелёный цвет. Можно просто сказать: «Зелёный забор». Но моё присутствие подчеркивает, что его покрасили в такой цвет. Или, например, – «краснеющее яблоко». Моё присутствие говорит о том, что яблоко ещё не приобрело окончательную окраску, что в дальнейшем яблоко может стать ещё более красным. «Высыхающее озеро» отличается по описанию от «неглубокого озера». «Высыхающее озеро» в настоящий момент, может быть достаточно глубоким, но это означает, что скоро оно станет совсем мелким, и даже может высохнуть совсем. Понятно я рассказываю или нет?» - спросило неожиданно Причастие. «Очень понятно и очень интересно!» - ответил довольный Колобок. И добавил: «Если ты такое потерянное, то становись причастным мне. Например, Колобок, познающий синтаксис и образность русской речи. Идёт?!» «Идёт!» - обрадовано воскликнуло Причастие. «А теперь расскажи, как ты можешь быть причастным к глаголу», - попросил Колобок. «Только тогда, когда я принимаю краткую форму, то уже становлюсь причастным к глаголу или становлюсь «отглаголенным» наречием. Например, «взволнованна до слёз». Эта фраза говорит о том, что женщина или девушка так волновалась, что заплакала. «Или напугано до слёз». Так мог сказать обо мне ты, увидев меня. Или завораживающие слова отличаются от фразы: «Говорил заворожённо». Эта фраза описывает не только слова, которые говорит человек, но его состояние при этом рассказе. О моём значении в русской речи можно говорить очень долго. Но я очень усложняю правописание. Во-первых, если мой оборот стоит после имени существительного, то этот причастный оборот нужно выделять запятыми. Во-вторых, если я выполняю функции прилагательного, то нужно помнить: если я образовано от глагола с приставкой, то пишусь с двумя буквами «н», если у глагола нет приставки, то с одной буквой «н». Например, «описанный», но в тоже время «писаный». Только не выполняется это правило для краткой формы причастия: «писано», но и «описано», - продолжало свои объяснения Причастие.
«Как хорошо, что ты можешь быть всегда причастно ко мне. Я теперь, благодаря, тебе стал интересующимся Причастием Колобком, подружившим с Причастием Колобком, идущим с Причастием Колобком, собирающимся с ним вечно путешествовать по свету неустанно, неограниченно», - выкрикивал весело и непринужденно Колобок. «Ах, как я могло забыть ещё очень важное правило. Краткие причастия пишутся с частицей «не» раздельно, а прилагательные вместе. Кроме того, полное Причастие, пишется с частицей «не» раздельно, если оно входит в состав причастного оборота и вместе, если причастие пишется самостоятельно без причастного оборота. А, впрочем, чего я так волнуюсь, мы будем долго путешествовать и я тебе ещё о многом расскажу, Колобок!» - сказало весело Причастие, прильнув к Колобку.

25.01.2001