Человекобог Кириллов и Богочеловек Христос

Алексей Салов-Алипов
В отличие от романов Тургенева, чьи герои проходят "испытание любовью", герои позднего творчества Достоевского испытываются "идеей", это её мученики и слуги.Как правило, подобная "идея" высказывается в форме вопроса, который требует безотлагательного решения и не приемлет компромиссов. Герои-идеологи Достоевского, будучи "мыслителями-экзистенциалистами" ( "Или - или" ), приходят к радикальным выводам. Например, персонаж романа "Бесы" Кириллов. Он принимает решение о самоубийстве, бескорыстном и беспричинном. Единственное его желание заключается в преодолении "боли страха смерти", который, как думает Кириллов, вынуждал человека выдумать Бога и верить в Него. Речь Кириллова "порывиста и невнятна" (Ф.Степун), контакт с реальностью утрачен, законы формальной логики, логики силлогизмов - нарушены. Евгений Шифферс говорит, что Достоевский видит в Кириллове персонаж с "новоречью". Косноязычие героя увязывается с его "человекобожеством". Жертвенный характер самоубийства Кириллова подчеркивается многими исследователями творчества Достоевского. Но в том, что касается смысла этой жертвы, существуют разногласия. Бердяев  полагает, что цель - в спасении человека, в утверждении его бессмертия, но не в мире горнем, а здесь, на земле."Кириллов хочет утвердить здешнюю вечную жизнь" По мнению Бердяева, "образ Кириллова во всем противоположен образу Христа. Человекобог и должен во всем быть противоположен Богочеловеку". Бердяеву вторит Шифферс, предполагая, что Кириллов - "явная культовая пародия на святого Кирилла - просветителя славян". О подражании жертве Христа свидетельствуют и слова самого героя: "Я начну и, и кончу, и дверь отворю. И спасу..." Камю замечает: "...не отчаяние, а любовь к ближнему, как к самому себе, толкает его на смерть".  Все указывает на "религиозную раздвоенность" Кириллова. Причина его самоубийства в том, что он "не осознал своей любви к Спасителю" (Ф.Степун)
Кажется, что Кириллов заслуживает лучшей участи, хотя говорить так о литературном герое - значит покушаться на замысел автора. Но иногда думаешь, что Даниил Андреев был прав, считая, что литературные герои (где-нибудь в иных мирах)обладают реальным существованием.


Список использованной литературы:

Ф.М.Достоевский. Бесы

Н.А.Бердяев. Миросозерцание Достоевского

А.Камю. Миф о Сизифе

Ф.А.Степун. "Бесы" и большевистская революция

Е.Шифферс. Отношение христианства к самоубийству