Неженская женская проза

Борис Рябухин
НЕ ЖЕНСКАЯ  «ЖЕНСКАЯ  ПРОЗА»

Принято считать, что  литературные произведения создавались обычно  мужчинами. Женщина во все времена была главной темой литераторов-мужчин. Женственное было объявлено мужчинами «тайной», «загадкой», которую и разгадывала на протяжении столетий мужская половина человечества. Но эту тайну могла  открыть  только «женская проза».
Однако для самоутверждения  дамы брали мужские псевдонимы – Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен),  Ал. Алтаев  (Маргарита Владимировна Ямщикова) и др. В XIX в. сестры Бронте публиковали свои шедевры под именем братьев Белл, поскольку, как писала Шарлотта Бронте, «у нас было смутное ощущение, что к писательницам принято относиться с предубеждением».
Эстонка  Хелью Ребане  не взяла псевдоним, хотя пишет  даже больше про мужчин. С открытым забралом она вошла в литературный мир с убеждением, что пишет не только женскую прозу, но и мужскую. Может потому, что она вошла в энциклопедию писателей-фантастов? Но и в этом случае для солидности  лучше было  взять псевдоним. Так, например , считает редактор издательства «Penguin»: «Иногда женщинам-писательницам стоит взять мужской псевдоним, особенно в тех случаях, когда главными героями их произведений являются мужчины. Или же, когда произведение написано в "мужском" жанре, например, военная фантастика, некоторые виды фэнтези или жесткие триллеры».
Казалось бы, проза Хелью Ребане вполне соответствует именно канонам «женской прозы». Ни один мужчина не может рассказать о мире таким образом, как это может сделать  женщина. Поэтому «женская проза» всегда занимала особое место в литературе. «Женский» взгляд на мир проявляется в том, что очень большое внимание уделяется таким понятиям, как дом, семья, верность, муж и жена, любовь, личная жизнь, а не общественная.
И проза  Хелью Ребане, даже с умным, интересным фантастическим сюжетом, – это «о жизни». Даже в  лихо закрученных сюжетах, как «Не все деревья одинаковые», речь идет о личной жизни. Но  в них  важно то, что думают обо всем случившемся герои, какие уроки они, а вместе с ними и читатель, выносят, какова позиция автора. Герой этой  «женской прозы» –  герой мыслящий, размышляющий о смысле жизни, он  не устает искать ответы на извечные вопросы, которые остаются вечными  даже в фантастических историях бедующих веков. Потому что, действительно, например,  на планете Альтрус попавшие туда альтруисты воспитывают своих детей эгоистами, а на планете Эгос попавшие туда эгоисты  воспитывают наследников-альтруистов («Город на Альтрусе»). 
Женская проза еще в одном  отличается от мужского взгляда на мир. В прозе от женского лица автор больше внимания уделяет семейным ценностям, понятиям дома, любви, верности (рассказ Хелью  Ребане «Стена»). «Женской прозе» присущ глубокий психологизм.
Даже страна описывается в женской прозе, в отличие от мужской, не с точки зрения политики, отношения с внешним миром, а ограничивается  ситуацией в квартире, в школе, на пляже  у моря, на улице родного города… Так как Хелью Ребане эстонка, то вместо русских имен и названий городов и улиц  в ее рассказах  они –  эстонские. Но она  далека от кипения политических страстей, от общественных споров и разбирательств. Ее  внимание сосредоточено на личной жизни конкретного человека, на глубине его души. И эта душа порой куда более загадочна и интересна, чем социальные, экономические  или фантастические  перипетии (рассказ «Моя голова»).
Однако роль литературных произведений  Ребане  огромна, так как мир домохозяек, жен, матерей ничуть не беднее жизни мужчин («Маленькое  кафе»). Многие рассказы Хелью Ребане  печатал, например,  журнал «9 месяцев» – для молодых мам. Ее рассказы вышли в книге «Женским взглядом…». Женским…
И, тем не менее,  жанр фантастики позволяет Хелью Ребане приподняться над «женской прозой». Потому что ее фантастика  философски серьезная, несмотря на типичную для нее авторскую иронию. А стиль письма до эссенции сжат.  Ее писательский мир  постепенно поднимается по ступенькам духовной лестницы: Я – Я; Я – Ты; Я – Мы; Я – Все; Я – Мир; Я – Всё.
Темой ее рассказов, в том числе и фантастических, являются неожиданные,  экстремальные, непредставимые порой ситуации. И каждое  произведение – как уравнение  с неожиданным философским ответом в конце рассказа, даже самого маленького. Поэтому по типу авторского сознания это мужская/женская проза. Такое сознание,  соединяющее  в себе  «признаки системности и ризоматичности, проявляется в творчестве Л. Петрушевской, Т. Толстой, О. Славниковой…». Мужское  и женское в прозе в жанре фантастики  вступает порой  в более сложные отношения, образуя новые (у Ребане – фантастические) модели взаимодействия полов. Ну,  кто, например, гуманоид – парадокс взаимодействия полов? (рассказ «Астральное тело»).
Надо сказать, что в прозе  Хелью Ребане, в отличие от «женской прозы»,  не проступает явной темы «телесности». Даже в таком рассказе, как  «Интервью для журнала «Эмансипированная женщина» с Иммануилом Кантом». Это подтверждает уже его название. Интереснее для автора, как девчонке – оторви и брось  –  попасть в прошлое и взять интервью у философа Канта.
Особенность Ребане в том, что она пишет небольшие по объему рассказы, занимающие от двух до пяти страниц. По жанру ее  рассказы напоминают миниатюры, этюды, зарисовки. Но их нельзя назвать короткими, если задуматься над глубиной их проблематики и объемом жизненного материала. (В свое время меня поразил короткий объем романов Вольтера, например «Кандид, или Оптимизм». Меньше рассказа. Но какая глубина и сила! Это к слову о «густоте» изложения).  Когда начинаешь читать рассказ Ребане, порою сразу  и не поймешь, к чему ведет тебя автор. Такой вопрос может возникнуть, например,  у читателей представленного рассказа «Монако. Маски». Однако масса  подробностей  и намеков постепенно  проясняют  общую картину действия. Композиционно все детали, дорисовывающие ситуацию, создают ощущение полноты замысла. Ищешь идею. И находишь в конце рассказа.  Это похоже на стратегию и тактику создания стихотворения. Не случайно Ребане пишет и стихи. 
Жесткое  сцепление всех конструкций сюжета, без лишнего слова и интонации, свидетельствует  об огромном напряжении душевных сил автора. Да и как можно оставаться спокойными, когда речь идет о драматических стечениях обстоятельств, ломающих устоявшийся порядок жизни. Даже в фантастическом будущем. А Хелью Ребане находит порой фантастическое в обычной жизни человека, которое глядит на нас, а мы его не замечаем. 
Например, к   рассказу (на одну страницу)  Хелью Ребане  «Бабочка», в интернете,  читатель Сергей  написал такой комментарий: «Вы, наверное, очень любите Брэдбери (И грянул гром)? Эффект бабочки... Но стиль и слог заставляют поверить в новизну сюжета. Автору удалось приковать внимание к судьбе героя, от исхода которой зависит развитие цивилизации. А ведь счастье было так близко... Всего лишь бабочка. И целый мир! Чудесная фантазия».
Неженскую «женскую прозу» Хелью Ребане  активно читают в интернете.  За рассказ «Аристарх и ручная бабочка» она включена  в список лучших авторов Рунета. Она получила литературную премию литературного интернет-журнала «Точка Зрения» (2007) за рассказ «Моя голова». Талантливый автор. Читать интересно.