О страстях и увлечениях

Калинина Любовь
                Часть II.
                Глава 1.
                Страсть к книгам

  Свое первое стихотворение я написала в шесть лет – в 1961 году. Оно было таким:
  Летит ракета быстро-быстро,
  Как будто пух летит вверху.
  И я смотрю на небо чистое,
  И, кажется – сама лечу!

  Это стихотворение было мною не только сочинено, но и записано карандашом на листке бумаги, оно запомнилось навсегда! Многие из последующих стихов, которые долго хранил чердак батьковского дома на желтых листах и в ощущениях, чаще всего приходили по ночам, поэтому рядом с моей кроватью стоял стул, на котором всегда лежали карандаш и лист бумаги. Стихи периодами так и будут жить во мне: рождаться, дремать, плакать, любить, бурлить, мучить, во многом отодвигая меня от реальной жизни…
 
   Потом я составлю свой алфавит, который, как обнаружится позже, когда я уже буду учиться в университете, к моему удивлению, во многом будет похож на старославянский… Алфавит дал мне возможность защититься – я могла писать любые свои мысли на бумаге и эти листы не прятать, оставлять, где придется – все равно никто не прочтет! Книг, кроме сборника Шевченко, пока мне в руки не попадалось, поэтому первый удар моего интереса к печатному слову припал именно на него. Эту книгу я читала-перечитывала, можно сказать, сама упивалась и мученически топила в ней вынужденных слушателей…

   Уже когда я была в первом классе, Люська Бомко дала мне почитать яркую книгу большого формата, с картинками на белой гладкой бумаге – «Приключения Буратино» Алексея Толстого. Эта книга была для меня подарком, и я ее читала, как видела. Впечатление неизгладимое! Потом, будучи воспитателем в детском саду, каждой новой группе детей я буду с любовью читать эту необыкновенную сказку…
Наверное, с этих книг и родилась во мне трепетная любовь к литературе…
Долгое время книг у нас в доме, можно сказать, не было вообще, кроме разве случайно купленного сборника «Сказки 70 народов мира», которую мы с батьком сначала читали вместе, а потом – порознь.
   
   Да, еще: в моей жизни сыграла огромную роль одна книжонка – тонкая, из серой бумаги, мягкая обложка грязно-зеленого цвета, не помню, как называлась, ну, типа, для юного натуралиста… Я эту книжку перечитала вдоль и поперек и узнала много интересного: о реальных птицах, животных, растениях, о почве, о том, как нужно прививать деревья и делать скворечник… Батько выделил мне кусок земли возле Аниной яблони. В 6-8 лет я копала землю, удобряла ее, сажала картошку, редиску, лук, морковь, кукурузу, тыкву, дыни и арбузы, делала прививки на деревьях… Как мне нравилось там возиться! Помню, как после удобрения почвы я была поражена высотой ботвы картошки и гороху в клубнях, как я радовалась арбузу, созревшему ко дню моего рождения, зазеленевшей веточке, доверчиво выглядывающей из разреза на стволе, перебинтованного изолентой…

   А потом произошло следующее: Катя – Верина подруга – уезжала по комсомольской путевке на стройку, и, чтобы освободить квартиру, нам привезла дважды по целому мешку книг! Книги были высыпаны на пол в спальне возле моей кровати. Их ставить было некуда, так потом стопками они и будут лежали под стенкой у камина. Ага, не без дела! Я начала читать, в основном это была современная советская литература. Из одних стопок теперь книги перетекали в другие, делясь на две части: «прочитанное» и «непрочитанное».

   Вскоре в доме, где жили Кравченко, поселилась новая семья – они приехали откуда-то с Дальнего Востока. У них было много книг, среди которых чаще всего попадалась зарубежная литература. Эти книги стояли рядами в оконной нише, которую обременили полками, на веранде, где когда-то таяла жизнь мамы Тамары Кравченко.
 
   Я всегда с благодарностью вспоминаю  новых наших соседей за то, что они разрешали мне брать книги. Теперь под моей подушкой могли прятаться: Вальтер Скотт, Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Рабиндранат Тагор…

   Да, Лилькина мать выписывала журналы, к которым, как приложение, почтальоны вместе с почтой приносили книги. Лильку они не интересовали, а мне нужны были, как воздух! И еще в старом сундуке бабы Татьяны, кроме разных интересных вещей, мы нашли книгу В. Гюго «Разгром», 1911 года издания, которую я прочитала с упоением. Я помню, что там описывались только батальные сцены – массовый герой участвовал в какой-то войне. Эта книга: желтые листы обветшали по краям, черная обложка – плотный качественный картон – не сохранил ни одной буковки – пахла рассолом… Потом ценные книги у меня будут ассоциироваться с этим запахом.

   Вот теперь-то в моей речи появилось столько новых слов, которые, придя ко мне, стали проситься на волю. Мне их надо было употреблять в разговоре, и я начала всех изводить своими рассказами, особенно, когда вынужденным слушателям некуда было деться, например, в поле, когда копали картошку, или в стенах дома в плохую погоду!..

   Школьная библиотека меня и притягивала, и отталкивала… В библиотеке было много книг, но в ней хозяйничала очень своеобразная женщина (она мне напоминала ту, что когда-то испугала меня в посадке): рябое лицо, быстрые движения, образная речь, резкая и насмешливая…

   Ее звали Клавдия Михайловна. В школьной библиотеке она была на своем месте и хорошо играла свою роль. Иногда она злилась, но всегда по делу. Книги я у нее брать любила потому, что она почти всегда спрашивала о том, что я прочла, а это было настолько личное, чем никто не интересовался, что я была рада поводу поболтать… Первой библиотечной книгой был «Мойдодыр» Чуковского. Потом она разрешит мне недопустимое: брать по несколько книг сразу.
 
   Даже когда я с нею подружусь, она мне не всегда будет понятна… Услышав новость, что я выхожу замуж, она скажет: «Ну, это – доброволец!»

   Состарившись, она уйдет на пенсию и будет у нас в школе долгое время бессменным Дедом Морозом. Этот Дед Мороз был настолько экстравагантным, что в разрез со сценарием, он мог свое выступление закончить такой белибердой, суматохою у елки, с паданием, с выбрасыванием ног вверх, что становился для нас  уже опасным, так как был непредсказуемым и неуправляемым…

   Однако я уверена, что и сегодня, через пятьдесят лет, ее вспомнит ни одна тысяча бывших учеников нашей школы, и эти воспоминания будут окрашены обязательно яркими красками…

   Когда пришла в библиотеку Мария Николаевна, я ее боялась. Она была учителем младших классов, строгая, подтянутая, а еще убитая горем – погиб ее муж в шахте. Она была вся черная, замкнутая, сжатая; мне казалось, что она груба и категорична.
   
   К ее сердечку я протаптывала дорожку долго, часто обижаясь. Но потом я ходила в библиотеку к ней, поговорить, посоветоваться, мне был открыт вход к дальним полкам, к драгоценной серии «Всемирная литература»… Значительно позже на мою  просьбу: «Мария Николаевна, дайте что-нибудь почитать!», она ответила: «Тут тебе больше делать нечего! Все прочитано!..» Конечно, она ошибалась…

   В книжные магазины я заходила только полюбоваться… Книги были дефицитом. Нужно было иметь близко знакомых продавцов, чтобы купить хорошую книгу. Особо денег не было, да и зачем тратить их, если книгу можно бесплатно взять в библиотеке!?
   
   Но однажды я зашла в книжный магазин, засмотрелась на книги… Среди них был сборник рассказов и повестей Алексея Толстого, полистав его, мне очень захотелось прочесть «Гадюку», я поборола себя и вышла из книжного магазина с твердым намерением взять эту книгу в библиотеке. Но желание «иметь сейчас и читать сегодня» перебороли: я возвратилась, купила, прочла, полюбила… С этого дня я начала покупать книги, не смотря на цену, тратя на них иногда большую половину зарплаты… Купив, тут же читала и чувствовала счастье… Ах, вот оно мое, поймала!.. Я полюбила прозу и стихи. Читая прозу, уходила в другие миры, особо ощущала прелесть языка, стихи помогали понять в себе то душевно невыразимое, что было еще намеком или уже родилось…

   В девятом классе несколько раз ходила в литературную студию при редакции местной газеты. Мне было интересно, так как я была среди таких же страдальцев… Слушая мои стихи, редактор сказал: «Это лучшее, что я здесь слышал!» Несколько стихотворений было напечатано. Редактор дал мне книгу по теории литературы, которую я прочитала с большим интересом, потом это мне поможет при обучении на первом курсе университета.

                Часть III.
                Глава 12.
                Увлечения

  Я рисовала как-нибудь всегда. Первоначально с мамой, помните: я рассказывала, как рисовала все предметы, названные
ею? Позже, вспоминаю, как говорила моя двоюродная сестра: «Прихожу – рисует – ухожу и думаю: «Все! Две недели ходить не
буду!» Но проходит два дня. Самой дома  скучно. Плетусь к ним. Сидит. С надеждой спрашиваю: «А что ты делаешь?» – «Рисую!» Но я такого не помню, поэтому сомневаюсь, что это было именно так…

     Никто меня рисовать не учил, не считая несколько занятий в школьном кружке в седьмом классе и два занятия в изостудии на шахте «Красная Звезда» в девятом классе.  Хотя я рисовала и писала кистью всегда и везде: в школе – когда
еще училась и когда уже работала; в детском саду, на фирме – по какому-либо поводу, для всех: писала объявления,«молнии», поздравления, оформляла различные выставки,  коллажи, стенгазеты, но для себя лично – по своему желанию и для своего удовольствия – никогда.

       Желание рисовать началось со  сценок, которые я могла видеть из окон общественного транспорта города Харькова, а проводила я в транспорте ежедневно достаточно много времени.  Вот эти интересные, на мой взгляд, картинки из жизни людей я смело могла воссоздать словами в стихах и прозе, то есть  нарисовать словесно, а вот изобразить другими способами у меня не получалось, даже приблизительно. Это меня расстраивало, скорее даже ставило в тупик: ну, почему я не умею рисовать? Ну, почему с помощью почти таких же инструментов, как ручка, я не могу увиденную социальную картинку изобразить на бумаге?..

Тогда появились такие стихи:
   
***
Она сидела на огромном колесе,

Между двумя машинами дорожной службы,

Так примостилась и уже

Ей ничего не нужно…

Ее оранжевая куртка и берет

Всех призывали: будьте осторожны!

И было ей, наверно, много лет,

Моя ровесница, возможно.

Она была, и не было ее –

В руках – развернутая книга посредине,

И желтые листы, и красный переплет…

В ее руках трепещут, как живые!

Она была и там, и здесь…

Хотелось мне с ней рядышком присесть.


***
Июльская жара всех оголила –

Полуодетая толпа людей ходила,

Но вдоль постройки 19 века

Шла женщина,  по строгости одета:

Был черен ее вязаный костюм,

Большая шаль коричневого цвета

Скрывала ее голову и грудь,

Крестом связав живого человека.

Та гостья в нашей летней круговерти –

Начала 21 столетия –

Из прошлой жизни, опустив глаза,

Несла нам душу голую, как правда,

И чистую, святую, как слеза.
    

***
Геометрической фигурой замыкаются

Больница, храм и Невский – монумент.

В том тупике стояла странница,

Вернее женщина, неопределенных лет.

Во внешности полна противоречий:

Одежда старая накинута на плечи,

Рюкзак походный – у спортивных кед.

К ногам слетелись голуби взволнованно,

У ног ее живого моря бриз…

В руках краюха хлеба, что ломалась,

Дождем из крошек осыпалась вниз…

Сосредоточено лицо. Кусает корочку,

И взгляд ее куда-то занесло…

И у святого пальцы в небо просятся –

Взметнувшегося голубя крыло.

И на живой трепещущейся ткани

Из разноцветных перьев и воды

Хотелось прочитать на расстоянии

Загадочный узор ее судьбы.

      
     Но правду говорят: о чем человек начинает думать, к тому он  идет напрямую – по бездорожью или по тропам, ранее неведомым ему. Так, желая научиться рисовать, я вышла сначала на одного нужного человека, потом – на другого. Интерес укреплялся за счет книг, которые они мне великодушно давали. Книги были бесценные: лучшие иностранные издания по обучению взрослого человека основным навыкам рисования разными стилями, о развитии  восприятия прекрасного в себе и в окружающем мире, давались практические задания. Это было тогда, когда я еще работала. Мой интерес подпитывался походами на выставки картин, в художественные музеи, театр. Потом я начала рисовать каждый день, покупала и читала журналы о великих художниках России, серию книг «Великие музеи мира», рассматривала картины, срисовывала понравившиеся, рисовала что-то свое. Итак, эти занятия меня увлекали, развлекали, отвлекали, помогали выживать, особенно тогда, когда я заболела и оставила работу… Дома, рисуя, я как бы спешно пробегала плохое время – через боль и страдания, заменяя его временем удовольствия. Мне нравилось «малевать»: я не считала это красотой, это было моим лекарством. Значительно позже Мирра мне скажет, что где-то читала: в самые тяжелые времена в человеческом сознании  любой вид творчества штопает  прохудившуюся карму.

     После заданных вопросов, я начала искать на них ответы. Читая книги по  изо, учась жить и думать в режиме-П, я внимательнее стала смотреть на отдельные предметы, видеть ранее не видимое, воспринимать весь мир детально и в целом
совсем по-другому – в форме, цвете, сложности соответствия и  разногласия. И это не могло не отразиться в стихах. Так появились картинки немного другого плана – словесно-изобразительные…

      
 ***   
Из тени листьев на стене

Цветов, что примостились на окне,

Такая интересная картина

Из светотени желтого и синего

Возникла и исчезла – в ночь ушла –

Мираж для глаз из тонкого стекла.

И в нашей жизни есть эффект стены…

Я знаю, мальчик, что исчезнем мы…
       
 
 ***
Я покоя не нарушу,

Мир прозрачен в октябре:

Бархат мха, сухие груши

На безлиственном стволе,

Галка с синим опереньем –

Отблеск солнца на ветру –

За собою водит тенью

Свою черную сестру…
   
   
   Рисовать я перестала тогда, когда моя дочь стала заниматься эти делом профессионально.   
    
   Стихи продолжали приходить, но реже. На смену им явилась вот эта проза – «писанина», которая не отпускала меня до тех пор, пока я не поставила в ней последний смысловой знак.
   
   Следующим моим всепоглощающим интересом стали минералы, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни.

   Итак, жизнь продолжалась... Время от времени я ощущала себя счастливой потому, что даже в детстве у меня не было таких интересных игрушек и умных книг с красивыми картинками.