Прабабушкины истории

Олег Хайдуков
                1. Прабабушкины истории.

 Моя прабабушка родилась в далёкой деревне, которая стоит на краю дремучего леса у небольшой реки. Она родилась в конце девятнадцатого века, и застала дореволюционные времена, когда в тех местах не было ни дорог, ни железнодорожных путей. Она была из бедной крестьянской семьи, и знала деревенский быт "не понаслышке".

 В детстве я слышал некоторые бабушкины истории про деревню времён царской России, и про тайны дремучего леса, уходящего вглубь непроходимых болот и лесных озёр на добрую сотню километров. Это были рассказы о людях, живущих наедине с природой, и далёких от городской суеты. Рассуждения о людской психологии, и о том, что человеческая мысль материальна. Судя по рассказам, люди в тех местах часто принимали желаемое за действительное, или шли на поводу у своих страхов, превращая порой свою жизнь в кромешный ужас.

 Несколько прабабушкиных рассказов были из её жизни. В одном из них рассказывается о местах в лесу, в которые лучше не заходить. Как раз в детстве, она в таком месте побывала, когда, однажды, они с матерью шли через лес, и встретили там ягнёнка. Этот ягнёнок был необычайно красивый, и, как рассказывала прабабушка, у него были ясные и разумные, как у человека, глаза. Посмотрев в эти глаза, она стала подходить к нему, а он пошёл в сторону, оглядываясь и маня её за собой. Она пошла за ним. Но, мать вовремя спохватилась, и окликнула её. Люди верили, что в том месте водится нечистая сила, и много деревенского люда сгинуло в этих местах, не вернувшись из глубин леса. Лешие, лесные великаны, русалки, домовые, ведьмы, умершие люди... Вот такие байки передавали из поколения в поколение люди, жившие в глухих деревнях. Это рассказ о белом великане, ростом несколько метров, которого кто-то видел в лесу. История о двух путниках, убивших в лесу разбойника, которого они неоднократно добивали в паническом состоянии, а тот оживая, продолжал их преследовать, пытавшись забраться в повозку. Или история о стучавшемся ночью в окно погибшем муже, от которого жена спасалась на печке, ведь печка издревле была спасением от нечистой силы. Рассказ о том, как прабабушка в пятнадцать лет, после смерти близкой подруги, продолжала видеть её. Ей тогда посоветовали подойти к "приблазнившей" подружке, и махнуть через неё рукой. И, когда, в следующий раз, она увидела умершую у стога сена невдалеке, она подошла, и махнула сквозь неё рукой. Больше она подругу не видела.
 Деревенский колдун предлагал передать ей свои способности. Она отказалась. Ведь, когда колдун ехал в телеге, лошади исходили пеной от натуги, как будто они возили не одного человека, а всю "чёртову дюжину".
 
 В середине прошлого века, моя прабабушка с дочерью перебрались поближе к городу, и приобрели дом, в котором мы сейчас и живём. Баба Таня, как папа её называл, прожила долгую и размеренную жизнь, и отошла в "мир иной", когда ей было около девяноста лет.

                2. Поездка по старому лесу.

 И вот, однажды, мы с отцом собрались съездить на малую родину моей бабушки, в Каргапольский район Курганской области, где из нас никто не был около тридцати лет. Сначала ехали по знакомой трассе, затем свернули на просёлочную дорогу. Когда мы пересекли железную дорогу в районе станции Каргаполье, то выехали на "финишную прямую" длиной километров двадцать. Там, в сотне километров от ближайших городов, видимый далеко с дороги, перед нами предстал некогда величественный, а теперь полуразрушенный храм села Окунёвского. Когда мы заехали в село, то храм оказался воистину огромен. До пожара, по некоторым сведениям, колокольня этого храма была восемьдесят шесть метров высотой. Теперь же верхний ярус и купола обвалились. Возле самого храма стоят огромные колонны. Такой храм ни чем не уступал столичным соборам. Его строили в период расцвета села, в те времена, когда деревни города "кормили". Село было тогда одним из самых больших в той местности. Село Окунёвское и деревня Толстопятова являются малой родиной моей бабушки и прабабушки. В деревне Толстопятова, которую в советское время переименовали в деревню Чапаева, полдеревни носило нашу фамилию - Хайдуковы. По берегам некогда большой реки Миасс, раскинулось немало деревень, теперь уже почти опустевших... Складывалось такое впечатление, что время здесь словно остановилось.

 За рекой раскинулся лес, начинающийся с берёзовых рощиц, а в глубине переходящий в старый, заросший мхом, местами заболоченный, огромный и дремучий Илецкий бор, населённый всяческими зверями, птицами, и даже змеями. В глубине леса раскинулись озёра, и немного особнячком, окруженное соснами, находится озеро Убиенное. Убиенное переводится на тюркский язык как "Упьенке", и означает "засасывающее". В тех местах есть непроходимые болота, и даже трясины, в которых, по рассказам прабабушки, сгинуло немало людей. Когда-то на берегу озера была деревня с одноимённым названием - Убиенка, от которой теперь осталось только урочище с парой охотничьих домиков. И ни одного селения в радиусе нескольких десятков километров, что довольно редко для Зауралья. Лес этот таёжный, и когда-то соединялся с другим бором, уходящим в соседнюю Тюменскую область, в Сибирь. В таком лесу недолго и с пути сбиться. И дороги не всегда проходимы даже для лесовозов, которые недалеко от озера проложили дорогу с большими колеями.

 Когда мы проехали село Окунёвское, затем деревянный мост над рекой Миасс, и деревню Суханова, мы оказались в лесу. Поездив по лесным дорогам, мы прибыли к одному из больших озёр. У берега стояли машины рыбаков, а на противоположном берегу был виден лес. Судя по карте, это было озеро Большая Кавыка. Недалеко от берега я наткнулся на небольшой берёзовый колок. Деревья здесь имели странную изогнутую форму, некоторые росли под наклонным углом, часть деревьев была без макушек. Как будто какая-то неведомая сила не давала им расти. Возможно здесь есть какая-нибудь геопатогенная зона, а может это просто причуды природы...

 Мы поехали вокруг озёр в сторону хвойного леса. Дорога уводила нас то вправо, то влево, и мы уже не были уверены, что едем вокруг озёр. Лес словно не пускал нас. В итоге мы выехали из леса, и увидели вдали высокую колокольню села Окунёвского. Ориентируясь на заброшенную колокольню, мы приехали обратно в село. Нужную нам дорогу в бор, ведущую через деревню Кулаш, мы не нашли...

 Уже темнело, и мы отложили поездку по лесу на другой день. Утром мы заехали в бор с другой стороны, и около тридцати километров ехали по песчаной дороге, что за посёлком с причудливым названием - Кособродск. Местами сосны и берёзы там склонились так низко над дорогой, как будто пытаются "захватить" дорогу. Мы доехали до посёлка Шадринский на берегу большого озера Чаша. Посёлок иногда упоминается как Шадринка, и перекликается названием с нашим родным городом Шадринском. В небольшом посёлке, вдоль берега озера стоят как старые, так и сравнительно новые дома и коттеджи. Рядом находится железнодорожная станция Твердыш. В лесах за ней, как я слышал от знакомых, водится много волков. Там начинаются сплошные заболоченные леса, под названием - Торопковская падь. Болота и согры, изобилующие гадюками, встречаются здесь по всему лесу. Прабабушка, кстати, рассказывала об ягодных местах среди болот. И в одном уголке этого места, никто из местных не собирал целые россыпи ягод. Когда кто-то по незнанию подошёл, и решил собрать эти ягоды, то сразу же передумал, увидев рядом в кустах клубок извивающихся змей...

 Дальше станции дороги не было, и мы вернулись к озеру Чаша. Ориентируясь по карте, свернули на лесную дорогу, ведущую к озеру Убиенному. Вскоре мы оказались перед открытой местностью, заросшей мхом и камышом, из-за чего озера почти не было видно. На топком берегу были следы больших копыт. Должно быть, здесь проходил сохатый. Недалеко от берега растут сосны шириной в два обхвата. Мне удалось взглянуть на плоскую водную гладь, только, когда я нашёл рыбацкую тропу среди зарослей, выложенную досками... Ещё, на берегу я обнаружил небольшую лесенку с несколькими ступеньками, прибитую гвоздями к дереву. Когда я залез на неё, то увидел озеро целиком. Оно со всех сторон заболочено, и охвачено густыми и высокими зарослями камыша. В конце тропинки, где на доски уже выступала вода, плавала в лужице старая деревянная лодка...

 Далее мы, ориентируясь по карте, планировали добраться по лесной дороге от озера до деревни Кулаш, где у отца могли ещё оставаться дальние родственники и знакомые из его детства, когда он с бабушкой ездил на электричке в эти места. Но дороги там оказалось целых три. И все они уводили примерно в одну сторону от озера. Мы поехали по средней дороге. Дорога местами была неровная, и даже, порой приходилось ехать в наклон, но луж и ям не было. Возможно это был единственный год, когда все дороги были перед нами открыты, так, как в ту пору стояла затяжная засуха. Тем не менее, чем дальше мы ехали, тем больше опасались, что дорога станет непроезжей, а ехали мы довольно долго, и должны были уже приехать в деревню...

 Поскольку был конец лета, и темнело рано, мы могли застрять в этой лесной глуши до утра. А ночью, как известно из прабабушкиных рассказов, "тени сгущаются", и в открытых, безлюдных местах лучше не ночевать, иначе грани всего сущего исчезнут, и дикий страх парализует разум. Вполне возможно, что этим байкам есть разумное объяснение. Например, болотные газы, или цветение некоторых болотных трав и кустов, навроде багульника, могут вызывать галлюцинации. Либо дело в самих людях, и их страхах.

 Мы всё продолжали преодолевать неровности на дороге. К счастью, дорога была с накатанными колеями, и не позволяла нам "застрять", правда и развернуться мы тоже не могли. Поперечных дорог не встречалось, и нам ничего не оставалось, как ехать вперёд. Если дорога не подведёт, то мы всё равно должны до вечера выехать из леса. Ведь, несмотря на то, что дорога немного виляла, нам казалось, что мы ехали прямо. У меня хорошо работает "внутренний компас", и в голове всегда есть ощущение, где какая сторона света. Но, когда мы выехали на засохшую болотную пустошь, я впервые усомнился в себе. Такой местности на карте нет. Это место размером с большое поле. Здесь не было ни травы, ни деревьев, только зелёная, высохшая почва, окружённая кустами. Посередине пустоши виднелось небольшое, пересыхающее русло ручья, через которое прокинуто несколько больших старых досок. Визуально проверив этот ветхий мост, мы переехали русло.

 Поехав дальше, мы наткнулись на скошенную траву и "коровьи лепёшки", чему были несказанно рады, ведь это означало, что недалеко есть поселение. Вскоре мы действительно приехали к небольшой деревне. Когда мы спросили своё местоположение у деревенских детей, они ответили, что это деревня Окулова, рядом есть деревня Лешакова, а дальше по пути село Кислянское, и там есть выезд на районную дорогу. На этой дороге, мы увидели поворот и на деревню Кулаш, где впоследствии дальних родственников и знакомых уже не нашлось.
 
 Таким образом, мы проехали большую часть родного Каргапольского, и частично, соседних районов области. А также весь бор насквозь, оказавшись совсем не там, где собирались... Но от этого путешествие было не менее интересным.

  Рассказ основан на устно переданных рассказах прабабушки, и на поездках по Илецкому бору и Каргапольскому району Курганской области.

Автор иллюстрации - художник Шишкин И. И.  Картина "Сосновый бор".