Наблюдатель...

Фокас Владимир
Я Наблюдатель. Путь  проходит  сквозь  меня,  но  я  не  иду  по  Пути.  Иногда  мы  соприкасаемся,  и  тогда  я  могу  чувствовать слова,  понятия, ощущать  эмоции,  воспринимать   мысли,  видеть  структуру  того,  что  приносят  органы  чувств. Я — часть  странного  существа,  именуемого  человеком.  Это  сообщество  каким-то  образом  связано  со  мной,  но  я  не  знаю,  каким.

Я  просто  ЕСМЬ...  Мне  неведомо,  был  ли  я  всегда  или  только  сейчас  осознал  себя.  Но  Я  ЕСМЬ.  Я  и  «живу», и  «воспринимаю» совсем  не  так,  как  это  делают  они,  весьма  странные  и  противоречивые  части  того,  что  умудряется  выглядеть  и  чувствовать  себя  ЦЕЛЫМ.  Я  не  в  них,  не  над  ними,  не  внутри  их,  я  не  вверху  и  не  внизу.  Я ВЕЗДЕ,  будучи  ВНЕ. Я  не  знаю,  как  объяснить  это...

Возможно,  я  был  всегда?  ЗАЧЕМ  Я?  Чтобы  НАБЛЮДАТЬ?  Я  не  знаю,  потому  что  я  НЕ УМЕЮ знать.  Есть  другой,  который  знает (или  думает,  что  знает). Он  суетлив,  неугомонен...  Это  он  любит  анализировать,  сопоставлять,  выстраивать  схемы,  формулировать  законы,  играть  вероятностями. 

Все  это  я  пропускаю  сквозь  себя  и  иногда  образую  некую  математическую  сумму,  но  в  ней  НЕТ  ЖИЗНИ... Она  мне  неинтересна,  но  она  и  не  остается  во  мне,  а  уходит  куда-то  далеко-далеко.  Я  не  фильтрую,  не  задерживаю,  не  критикую  и  не  одобряю — мне  НЕЗНАКОМО  РАЗЛИЧЕНИЕ.

Я  странная   бесформенная  Тень  и  тень  Тени,  застывшая  на  берегу  Великой  Красной  Реки...

Я  не  уверен  в  своей  необходимости,  я  не  знаю,  лучше  ли   было  бы  остальным,  если  бы  меня  не  было,  или  это  хорошо,  что  я  у  них  есть. Но  я  знаю,   что  когда  ОНИ  чувствуют  меня,  им  неуютно,  знобко,  скованно, тяжко.  Мне  это  непонятно,  ведь  я  ничего  не  хочу  и  ни  во  что  не  вмешиваюсь.

У  них,  ЖИВУЩИХ,  странная  и  непонятная  мне жизнь. Одно,  другое,  третье...

Начинают,  бросают,  не  завершив, хватаются  за  следующее  и  снова  возвращаются  к  первому... Печалятся,  надеются,  радуются,  смеются,  создают  и  разрушают,  верят  в  то,  что  делают  и  верят  в  то,  во  что  верят.  А  потом  перестают  верить  или  начинают  верить  во  что-то  противоположное...

Создают  такие  красочные  картины,  такие  яркие  и  волшебные  миражи,  купаются  в  словах,  мыслях,  иллюзиях... Их  я  могу  чувствовать,  но  не  так,  как  они — скорее,  это  поток,  ветер,  вспышки  света,  дрожание,  сотрясение... Переливы  света,  цвета,  энергии...

Когда  это  сопровождается  большой  интенсивностью,  мощью,  напряженностью,  я  не  становлюсь  этим,  но  ЭТО  уносит  меня  куда-то,  и  здесь  меня  уже  нет.  Затем  я  снова  возвращаюсь  из  НИЧЕГО и  опять  наблюдаю,  фиксирую...

Когда  они  затихают  или  засыпают,  мое  «АЗ  ЕСМЬ»  становится  больше... Я  не  могу  сказать,  что  воспринимаю  свет,  звук,  образ,  цвет... Это  нечто  иное,  колеблющееся  в  ПУСТОТЕ,  окружающей  мою  НЕ-ПУСТОТУ.

И  в  той  огромной  ПУСТОТЕ (которая,  наверное,  и  НЕ  ПУСТОТА  вовсе) я  ощущаю  присутствие  ТАКОГО  ЖЕ  НАБЛЮДАТЕЛЯ – беспредельного,  великого,  вне  формы  и  пространства – и  каким-то  образом  связанного  со  мной...

ЗАЧЕМ Я?  И  почему  связан  с  этим  странным  СУЩЕСТВОМ-ЧЕЛОВЕКОМ  и  ТЕМ,  ЧТО  (КТО?) НАХОДИТСЯ  В  ПУСТОТЕ?

Чтобы  НАБЛЮДАТЬ?.. Наверное,  это  и  есть  моя  жизнь,  ее  цель  и  смысл...

Меня  не  беспокоит,  смертен  я  или  нет,  ибо  я  просто  не  понимаю,  что  это  такое. Буду  ли  я  наблюдать  ЭТО  существо  или  какое-то  другое,  и   буду  ли  я  вообще,  и  для  чего (кого?..)  нужны  мои  наблюдения,  мне  не  слишком  интересно.

Для  «ТЕХ»  же  вопрос  о  смерти  почему-то  невероятно  важен.  Они  строят  свои  гипотезы  и  предположения,  исходя  из  опыта  своей  крошечной  единственной  жизни,  и  пытаются  на  этом  шатком  основании  сделать  вывод  о  том,  что  такое  ЖИЗНЬ  ВООБЩЕ.  Они  спорят,  гадают,  пытаясь  понять,  как  им  будет  ТАМ,  чем  и  как  они  будут  ТАМ  «жить»...
 
Я — не  пытаюсь.  Я  знаю,  что  меня  ТАМ  уж  точно  не  будет... Мне  ТАМ  не  место... Я  не  могу  ни  подсказать  что-либо,  ни  помочь  им... Да  и  не  слышат  они  меня  и  редко  догадываются,  что  Я  ЕСМЬ...

Я  ЛИШЬ  НАБЛЮДАТЕЛЬ... Здесь  и  сейчас... ВСЕГДА?  Или  НЕ ВСЕГДА?  Или  что-то  может  измениться,  и  я  смогу  не  только  НАБЛЮДАТЬ,  но  и  ПОМНИТЬ,  делиться,  подскзывать?  Нет  ответа...

Я  хотел  бы  спросить  об  этом  у  ТОГО,  КТО  НАБЛЮДАЕТ  ЗА  ВСЕМ,  но  не  могу.  Наверное,  у  меня  нет  такого  права  и  умения — СПРАШИВАТЬ... Пусть  вопрошают  они,  живущие.  Им  разрешено.  Я  же  не  живу,  а  скорее,  ДЛЮСЬ... В  странном  времени  и  существовании  ТЕХ,  КТО  ЖИВЕТ...

Пока  я – ВСЕГО  ЛИШЬ  НАБЛЮДАТЕЛЬ...

Я  не  могу  сказать,  ЧТО  есть  хорошо  для  них,  а  ЧТО  есть  плохо, ибо  хорошее  сегодня  становится  плохим  завтра  и  наоборот,  а  новое  есть  старое,  но  старое  непостижимым  образом  вдруг  становится  новым...

Мне  смутно  помнится,  что  когда-то,  очень  и  очень  давно,  все  было  не  так,  было  по-другому... Что  я  все  же  ЖИЛ — но  ГДЕ?  В  ЧЕМ?..  С  КЕМ?...

И  теперь,  подняв  весь  этот  шум,  гам  и  галдеж,  устроив  столь  грандиозную  суету,  они  разбудили  меня  и  теперь  жалеют  об  этом,  на  что-то  надеются,  а  иногда  боятся,  смогут  ли  достичь  чего-либо,  пока  я  НАБЛЮДАЮ... ПРИСУТСТВУЮ,  НО  НЕ  ВМЕШИВАЮСЬ...

Наверное,  я  им  больше  мешаю... Я  отстранен,  а  они  хотят  любви,  понимания,  поддержки,  помощи,  одобрения,  совета... На  худой  конец,  критики,  порицания  или  даже  наказания. 

ОНИ  ХОТЯТ,  ЧТОБЫ  Я  СТАЛ  ТАКИМ  ЖЕ,  КАК  ОНИ!.. 

Но  я  не  могу!! Не  могу  оставить  их,  не  могу  присоединиться  к  ним,  Я  НЕ  МОГУ  БЫТЬ  или  НЕ  БЫТЬ!!!..

Я  не  успеваю  к  ним  привыкнуть — так  быстро  они  сменяют  друг  друга.  Наверное,  именно  поэтому  я — лишь  НАБЛЮДАТЕЛЬ...

Они  вечно  желают  вырасти  и  стать  чем-то... Кем-то... У  них  масса  советчиков,  подсказчиков,  учителей... Разных — своих  и  чужих... И  каждый  тоже  хочет  своего.  Их  я  тоже  НАБЛЮДАЮ, никого  не  отстраняя  и  не  поддерживая,  ибо  это —  НЕ МОЯ  задача.
 
Я  не  знаю, способен  ли  быть  кем-либо  другим... Недавно  я  услышал  слово  «ДЖИВА-АТМАН» - так  меня  назвали.  Я  не  знаю,  ЧТО  это,  но  теперь  ЭТО  как-то  странно  прижилось  внутри  меня  и  беспокоит,  и  тревожит,  и  лишает  покоя...

Я  по-прежнему  ЕСМЬ,  но  внутри  меня  теперь  живет  еще  что-то,  и  оно  тоже  ЕСМЬ... Мне  и  хочется,  и  не  хочется  меняться... Зачем?  Для  чего?  Ведь  я — НЕЧТО,  через  которое  проходит  ПУТЬ...

Может  быть,  я  часть  этого  Пути,  а  они,  такие  странные  и  непонятные,  идут  этим  Путем – ИДУТ  ЧЕРЕЗ  МЕНЯ??.  Живут,  умирают,   возрождаются,  меняются,  становятся...

А  ВДРУГ  Я – ЭТО  ОНИ?.. 

Ведь  я  всегда  с  ними,  я  ВНЕ,  и  в  то  же  время – МЫ  ОДНО ЦЕЛОЕ!..

ЗАЧЕМ  Я?  ДЛЯ  ЧЕГО?  И  что  я – ТЕПЕРЬ  УЖЕ  Я! – обязан  понять?!!

ТОТ,  КТО  НАБЛЮДАЕТ  ЗА  ВСЕМ,  ОТВЕТЬ  МНЕ!!! 

ЗАЧЕМ Я?  КТО Я??  ПОЧЕМУ Я???

ПОЧЕМУ  ТЫ  НЕ  СЛЫШИШЬ  МЕНЯ?...

Я  буду  надеяться  и  ждать...

...ПОЖАЛУЙСТА,  ОТВЕТЬ  МНЕ...
             
***               

Октябрь  2005г.  Набережные  Челны

*** 

Иллюстрация из Интернета