Коменты к суфийским притчам

Рок-Живописец
Адский огонь
Однажды Гарун аль-Рашид повстречал юродивого.
– Откуда ты идешь? – спросил халиф.
– Я-то? Из самого ада.
– И что же тебя привело туда?
– Я искал огонь, чтобы раскурить свою трубку, и решил спросить у тамошних жителей, не поделятся ли они им со мной.
– И как, дали они тебе огня?
– Нет, тамошний правитель сказал мне, что нет у них его. «Как же так?» – спросил я. А он мне и ответил: «У нас здесь нет огня, сюда каждый приходит со своим собственным».

Комм:
В аду огонь, в раю вода? Утонуть лучше, чем сгореть? По-моему, огонь и вода равно бывают полезны или вредны. Без внутреннего огня мы никто…

Чувак разговаривал с правителем на тему раскуривания собственной трубки?! Типа, не дали прикурить? – так горите в аду! Что тут скажешь? – горячий человек, прямо пылает внутри…

Правитель просто пошутил… Хотя тогда ведь не было зажигалок и газовых горелок – разве они постоянно жгли костры? Где-то хранился уголек, но ради раскуривания чьих-то поганых трубок, не хотелось возиться… Угостил бы всех табачком, мигом бы и огонек нашелся…



Алчность, угодливость и невозможность
Суфий, наставляя своего ученика, сказал ему:
– Никто не поймет сущность человека, пока не осознает связи между алчностью, угодливостью и невозможностью.
– Учитель, – ответил ученик, – это такая головоломка, которую мне не постичь.
– Решением головоломок не найти понимания. Лучше ищи его посредством достижения опыта.
И чтобы ученик лучше понял его слова, суфий повел его на рынок, в то место, где продавались халаты. Подойдя к одной из лавок, суфий попросил хозяина:
– Уважаемый, покажи мне самый лучший халат, и притом самый дорогой.
Его желание было исполнено, принесли роскошный халат, и цена на него была названа высокая.
– Это именно то, что я хочу, – сказал суфий, – вот только было бы еще лучше, если бы воротник халата расшить блестками и подбить мехом.
– О, это не проблема, – ответил лавочник, – именно такой халат и дожидается вас в моей мастерской, там, за лавкой.
Он торопливо ушел, а через несколько минут вернулся. Было видно, что он несет тот же самый халат, к которому наспех пришиты блестки и мех.
– И сколько ты хочешь за этот халат? – спросил суфий.
Лавочник назвал цену, в десять раз большую, чем он просил за халат без меха и блесток.
– Прекрасно! – воскликнул суфий. – Тогда я беру оба.

Комм:
Прекрасный анекдот и никакая притча. Никто не поймет сущность человека без этого анекдота?! Никто не поймет сущность араба, не побывав на базаре…

Мгновенно пришил блестки и мех – это надо суметь! Но только зачем было обманывать? Пришил бы спокойно, на виду – и качественно! Или посоветовал бы знакомого портного. И очень многие торговцы поступили бы именно так. Этот суфий повел ученика к конкретному продавцу, забавные манеры которого еще раньше приметил?

Желание что-то продать – это всегда алчность?

Все-таки, этот суфий – сволочь, раз такие шутки с бедными продавцами выкидывает – причем, берет самые дорогие вещи! Хотя с другой стороны, при купле-продаже ухо действительно надо держать востро – даже суфиям… Арабская война жестока,  арабский базар лукав и так далее – все очень горячо…

Опять же, последняя реплика – это только шутка. Арабы – юмористы, приколисты, остроумцы?! (две из двух «притч» - анекдоты)

Большой Мир
Одному человеку до смерти надоела жизнь в деревне, и он, увлеченный рассказами странников о Большом Мире, все больше и больше желал войти в этот мир и освободить себя ото всех ограничений.
Наконец он решил, что время пришло, и ранним утром вышел из деревни. Вскоре он встретил попутчика, известного мудреца и волшебника, который, пожалуй, как никто был осведомлен обо всем, что касалось Большого Мира. Они вместе продолжили свой путь.
Спустя некоторое время они нашли некий шар на обочине.
– Смотри, что это такое? – спросил мудрец. – Что с этим можно сделать?
Путник вгляделся в шар и увидел, что это пчелиный рой, прикрепившийся к старому пню.
– Мы возьмем его с собой, – сказал он, – может быть, мы сможем его выгодно продать.
Он снял свою накидку, сделал из нее что-то вроде мешка, собрал в него пчел и взвалил на спину. Но некоторым пчелам удалось выбраться, и они, злобно жужжа, набросились на путника и пребольно покусали его. Человек запрыгал от боли, выронил мешок, а затем схватил его и стал колотить им о камень, пока не выбил из него всех пчел.
– Успокойся, успокойся! – попытался остановить его мудрец. – Давай сядем и разберемся, что произошло.
– А что я должен был делать? Ведь пчелы покусали меня.
– Но разве это правильно наказывать всех за то, что сделали лишь некоторые из них?
– Я думаю, что любой на моем месте не стал бы размышлять, а поступил точно так же.
– А давай послушаем, что говорят по этому поводу пчелы, – предложил мудрец и сделал магический знак, который позволил им послушать разговор трех пчел, сидевших на дереве совсем недалеко от них.
– О Мудрейшая Пчела Эпохи, – обратилась одна из пчел к другой. – Может быть, ты сможешь объяснить нам, что произошло?
– Конечно. Существо из Большого Мира попыталось захватить нас. Некоторые из нас покусали его, что было вполне нормальной реакцией, и существо в гневе стало бить нас о камень.
– Они, эти существа, всегда так себя ведут?
– Они действуют одинаково при одинаковых обстоятельствах. Но, скажу я вам, этого бы не произошло, если бы некоторые из нас не стремились во что бы то ни стало попасть в Большой Мир, не зная, что нас ждет в нем.
Тогда одна из пчел сказала:
– Раз так, если такой этот Большой Мир, то я оставляю все поиски этого мира и покидаю твою Школу, даже несмотря на то, что ты Мудрейшая Пчела Эпохи…
– Вот так и ты, – сказал мудрец своему попутчику. – Ты хочешь попасть в Большой Мир, но, сделав первые шаги, совершаешь поступки, о которых сожалеешь.

Комм:
Чувак пришел в ярость от укусов пчел – стоит ли корить его в недостатке мудрости за это? Лучше бы мудрец давал свои советы раньше, проверил, что за мешок из накидки получился, потом следил, чтобы он в пути не развалился… Хотя, конечно, «путник» был плохим крестьянином, растяпой – хороший из деревни не сбежит! – и раз ему сначала надоела деревня, потом пчелы, то надоест и мудрец… Быть может, мудрец опасался, что и на нем злость сорвут и поэтому стал его успокаивать и отвлекать чудесами…

По сути, проповедуется, что лучше сидеть дома и не сталкиваться с незнакомыми явлениями – каждое может принести неопытному много горя. А Большой это мир или маленький – все относительно. Как и мудрость относительна – и  может не помочь даже против простой накидки (или лома)

Арабские деревни, видимо, очень скучны – мазанки, отсутствие всякой зелени, жарища, ну и нищета, конечно – поэтому и в наше время парней оттуда нетрудно сманить, например, повоевать за «халифат». К тому же, они очень горячи, легко бьют и пчел и друг друга и никакая мудрость им не  впрок…

Бить дырявый мешок с пчелами о камень –  т.е. сначала разозлить их, а потом позволить вырваться! Думаю, тут покусали по полусмерти обоих – и тот, что поумнее, конечно, захотел от такого спутника избавиться, отчего и стал говорить ему намеками, притчей…

Но в чем себя пчелы обвиняют?! Тем более, для крестьянина все это звучит как чушь и бред. «Мудрейшая пчела эпохи»! Уж пчелам-то в улье нельзя всю жизнь сидеть…

Мудрец разоблачил мудреную  пчелу, а, может, и себя самого… А могли бы поставить друг друга в пример, поздороваться. Не каждый же день видишь таких мудрецов, все с дураками приходится общаться…