Коменты к дзэнским притчам

Рок-Живописец
(первые три из сборника)

 Чашка чая
Однажды Нан-ин, японский учитель дзэн, живший в эру Мэйдзи, принимал у себя университетского профессора, желавшего узнать, в чем заключатся смысл дзэн. Нан-ин пригласил его к чаю и стал наливать чай в чашку. Видя, что чашка уже полна и вскоре горячий чай польется через край, профессор не выдержал: «Она же переполнена, в нее больше не войдет ни капли!»
«Смотрите, — отвечал Нан-ин на это, — так же, как и эта чашка, вы полны ваших собственных мнений и размышлений. Но ведь если вы не опустошили свою чашу, как же я смогу показать вам дзэн?»

комм:
В конце он наливал чай очень медленно, буквально по каплям и все время посматривал на своего гостя? А у того просто характер несдержанный - разве это о чем-то еще говорит? Неужели ото всех надо требовать невозмутимости? И всегда ли хороша невозмутимость и невмешательство? И не требует ли этот учитель тут еще и подчинения, необсуждения деяний учителей, авторитетов (что, конечно, типично для Востока)

Надо быть пустым как барабан?! По-моему, этот загадочный дзэн так никому и не был показан - и именно на этом и строится его "божественная сущность": "бог - это все невыразимое". И всегда найдется предлог порваться слишком тонокй нитке. А если ты и выразишь что-то, то такой "бог" просто отступит на шаг и снова окажется вне досягаемости и в невыразимости...

Вообще, когда он лил эти последние капли перед переполнеием чашки это походило на фокус - и может быть, если так лить, то на несколько капель больше нальется - и ты достигнешь большей полноты?! Может быть, будет даже некое натяжение поверхности воды, удерживающее от проливания? Т.е. обычный человек - это обычная чашка чая, а мудрецы ее зачем-то переполнить не проливая пытаются, т.е. занимаются абсурдом, чудаки, если не чокнутые...

Короче, дзэн, это все, видное в пустоте - достаточно пустой чашки, чтобы увидеть дзэн. А в одиночной камере это и вовсе элементарно - к концу первого года там уже можно стать учителем... Я уж не говорю про ночь... Это как со слепыми - у них особая острота других органов чувств. Лиши себя одной полноты - и все другие проступят сильнее. В той же пустой чашке все-таки можно достаточно много увидеть - или вспомнить хотя бы; ведь в нас самих столько воды...

"если вы не опустошили свою чашу, как же я смогу показать вам дзэн?" - оригинальное приглашение выпить чаю...

Для принятия дзэн нужна опустошенность? как для кандидата в христиане сознание греховности?! Пустота свойственна восточным людям, а греховность западным? в коллективе  не нагрешишь против собственной личности - ее уже или еще нет. И пустота - это чувство ее отсутствия. Дзэн пытается отсутствие выдать за великое присутствие! минус выдать за плюс... С другой стороны, мы на Западе так напичканы информационными морями-океанами, что пустота становится заманчивой соседкой свободы и чистоты (что говорят в дзэне о свободе и чистоте, почему слишне явно негативное слово "пустота"? Оно мне напоминает "отсутствие собственной воли" в ложном и господствующем в мире христианстве. Всем нужны идеальные исполнители и гнусные перевранные  религии, хоть восточные, хоть западные работают на ниве удовлетворения этого спроса...)

Бриллиант на грязной дороге
Гуду, учитель императора, несмотря на свое высокое положение, часто путешествовал в одиночку под видом странствующего нищего. Однажды на пути в Эдо он проходил через деревушку под названием Такенака. Стемнело, шел сильный дождь. Гуду промок до нитки и продрог, его соломенные сандалии разваливались и еле держались на ногах. В окне одного из домов он заметил несколько пар сандалий и решил купить новую пару. Он договорился с хозяйкой дома, после чего та, видя, что Гуду совершенно промок, пригласила его переночевать в доме.
Гуду поблагодарил женщину за заботу и принял приглашение. Он вошел в дом и прочитал сутру перед семейной святыней, а затем представился матери женщины и ее детям. При этом от него не скрылось, что все они пребывали в подавленном настроении, что в их доме поселилась беда. Гуду поинтересовался, что же стало причиной этого. «Мой муж — пьяница и игрок, — ответила женщина, — как только он добирается до бутылки, он напивается и начинает скандалить. Он пытается заработать деньги игрой, но обычно проигрывает. Мы уже должны всем соседям. Иногда он и вовсе не приходит ночевать, где он и что делает — я не знаю. Я бы хотела помочь ему, но что я могу поделать?»
«Я помогу тебе, — сказал Гуду, выслушав печальную историю женщины. — Вот, возьми немного денег, пойди купи бутылку хорошего вина и еды получше. После этого можешь уйти. Я же буду заниматься медитацией».
Ночью, уже после полуночи, в дом вернулся муж женщины. Был он совершенно пьян и прямо с порога заорал: «Эй, жена, я уже здесь! Дай мне что-нибудь поесть, да побыстрей!» «У меня есть для тебя еда, — отозвался Гуду, — а кроме того — хорошее вино. Твоя жена пустила меня переночевать к вам, и чтобы отблагодарить вас за это, я и купил это вино. Возьми его, оно твое».
Мужчина был в восторге, он не только поел, но и еще выпил. После этого лег на пол и тотчас уснул. Гуду сел возле него и занялся медитацией.
Утром, когда хозяин дома проснулся, он не помнил ничего, что произошло ночью. «Кто ты и откуда? — спросил он Гуду, который все так же сидел в медитации. — Как ты попал в мой дом?» — «Мое имя Гуду, я учитель дзэн, иду из Киото в Эдо».
Мужчина, который понял, что перед ним учитель самого императора, склонился в почтительном поклоне. Ему было очень стыдно за то, что такой уважаемый человек видел его накануне в совершенно неподобающем виде, и он стал бурно просить прощения.
«Все в жизни изменчиво, — улыбнулся Гуду, видя искреннее смущение человека, — но помни, что она коротка, и если ты проведешь ее в бесплодной игре и пьянстве, ты ничего не успеешь, и твоя семья из-за этого тоже будет страдать».
После этих слов сознание мужчины, который до того думал исключительно о выпивке и деньгах, словно пробудилось ото сна. «Учитель, — сказал он, — все твои слова — это правда. Смогу ли я чем-нибудь отплатить тебе за это удивительное учение? Позволь мне хотя бы помочь нести твои вещи, хоть немного».
«Если ты этого хочешь — пожалуйста», — таким был ответ Гуду.
И вскоре они отправились в путь. Когда позади остались три мили, Гуду предложил его спутнику вернуться домой. «Позволь мне пройти с тобой еще пять миль», — попросил человек. Когда и пять миль остались позади, Гуду снова предложил: «Ты можешь вернуться сейчас». — «Еще десять миль, прошу тебя, позволь мне сделать это». Наконец, когда были пройдены и эти десять миль, Гуду сказал: «Возвращайся прямо сейчас». «Я буду идти за тобой всю свою жизнь», — ответил человек. Так и было…
Современные японские хроники взяли эту историю из жизни знаменитого учителя дзэн. Звали его Мунан, что означает «Человек, который никогда не вернулся».

Комм:
До утреннего  пробуждения мужчины, допустим, все правда, а вот после – похоже на мечты Гуду: вот, мол, этот мужик проснется, узнает кто я и что сделал для него, поразится, станет моим верным учеником… По крайней мере, надо мне будет утром постараться… И уж поучить его уму-разуму, само собой…

А история про верность – отказы возвращаться через определенное число миль - кочует из одной притчи в другую; очень уж любят на востоке преданных слуг, мечтают иметь таких – или наоборот именно так мечтают служить своим господам  - буквально как собаки…

Впрочем, может Гуду с самого начала замечтался – и никаким  учителем императора он не был, был учителем, но на пару порядков попроще?! Зачем именно путешествовать ему под видом странствующего нищего?! Может, случайно под дождь попал? мудрости в оценке погоды, дороги не хватило?!

Соломенные сандалии - т.е. лапти?!

Гуду над спящим мужиком о чем медитировал? Гипнотизировал его?! Если всю ночь не спал, то утром был никакущий… Впрочем, о том, спал ли Гуду, тактично умалчивается… Думаю пьяный мужик, нажравшийся уже после полуночи,  раньше обеда не проснулся…

Очевидно лишь, что ничего удивительного Гуду не сказал – то же самое тыщу раз ему наверняка и жена говорила… Получается, что алкаша излечило от пьянства хорошее вино?! или пошел он за Гуду в надежде на новые порции? Они ведь хитрые, алкаши… Впрочем, «учителя» в этом им частенько не уступают – мало ли для каких нужд ему мужик понадобился? Может, как раз для того, чтобы всюду подтверждал свое чудесное избавление от пьянства с помощью «учителя»… - от каковой рекламы сия басня и попала в сборники…
 
Так ли это?
Учитель дзэн Хаку-ин слыл среди своих соседей человеком честным, репутация которого была безупречной. Рядом с его домом была продуктовая лавка, у хозяев которой была юная дочь. Однажды родители обнаружили, что дочь беременна. Они были в ярости и требовали от дочери назвать имя отца. Девушка долго не хотела делать этого, но в конце концов назвала Хаку-ина. Разгневанные родители отправились в дом Хаку-ина. Учитель выслушал их речи молча, спросив только: «Так ли это?»
После того как ребенок родился, его принесли в дом Хаку-ина. Отношение к нему соседей изменилось на совершенно противоположное — соседи считали его обманщиком и бесчестным человеком. Но это его не волновало, главной его заботой стал ребенок, для которого Хаку-ин делал все, в чем тот нуждался.
Так прошел год. Наконец девушка — мать ребенка — не выдержала и призналась родителям, что настоящим отцом был молодой человек, работавший на рыбном рынке. Отец и мать девушки тотчас отправились к Хаку-ину, долго извинялись перед ним и попросили вернуть ребенка. Учитель охотно простил их, отдавая ребенка, он только лишь спросил: «Так ли это?»

Комм:
Чтобы вынести баб и мнение толпы, лучше быть буддистом, т.е. относиться ко всему философски и скептически… Кроткий и колючий получается учитель – и этой девке он не будет верить до конца… Хотя второй раз я уж и не знаю, в чем он сомневался!

Чувак имел репутацию, но шелудивая девка ее вмиг безосновательно разрушила?! Разве у всех не было оснований сомневаться в ней с самого начала? А с другой стороны, зачем ей было называть его отцом? Имела на него виды? В общем, история достойна разбора в передачках типа «Пусть говорят» - там и похлеще истории регулярно случаются (но без баб ни одна не обходится!)

Буддизм проповедует молчание, как и недеяние?!

Похоже, хоть и считали его сначала праведным, а не любили – например, за необщительность. И с удовольствием, восторгом ухватились за случай, чтобы посчитать его таким же, как все… - опять же, именно бабы ухватились и стали трепать языком… Мне кажется, бабам буддизм и дзэн не очень-то по нутру, это чисто мужская стоическая религия, где ничто не делается просто так и все постоянно держит в напряжении… Монахинь буддистских по-моему я и не видел ни разу…

Сказал какой осел «так ли это?» и все другие ослы уже важно кивают головами, мол, какая мудрость! А если бы он сказал «ну и что?»?!

Прочел, что в дзэне разрешается грубый плотский хохот – так вот, я пожалуй, действительно похохочу…