Портвейн Крымский белый

Сергей Михалев
Мой друг Иван Ермак позвал меня навестить преподавателя МГУ Галину Михайловну Шуйскую. Знаменитую фамилию она унаследовала от мужа - потомка знатного княжеского рода, журналиста и интеллигентнейшего человека. Было время, когда журналист и интеллигент считались почти синонимами, увы, кажется, это время "благополучно" прошло. Галину Михайловну я видел в коридорах журфака МГУ, но читала она только у газетчиков, потому я, студент кафедры  телевидения и радиовещания, ее лекций не слышал.
- И ничего не потерял, - молодецки подмигнула она мне.- Правда, Ваня?
- Это Галина Михайловна так на комплимент напрашивается,- поддержал Иван игривый тон.
- Ну, ладно, ребята. Ближе к делу. - Галина Михайловна открыла дверь на кухну. - С чего начнем? С выпивки или со шкафа?
- Лучше со шкафа, - твердо предложил я. - А то после выпивки потом не охота  будет работать.
Не смешивать выпивку и работу я научился еще в семнадцать лет. (Да-да, випивать я начал рано, потому, наверное, и давно закончил. Но тогда еще выпивал.) Однажды, на сварочной практике я выпил совсем немного вина и так испортил сварочный шов, что пришлось его "выдувать" газорезкой. С тех пор у меня было четкое правило "сначала дело". Дело к тому же было, смешно сказать, повесить две полки для книг и отремонтировать дверцу у шкафа. С детства я уважительно относился к тому, что многие интеллигенты не знают, как взять в руки молоток или отвертку. Сам я, внук столяра, брался за любое дело и хоть иногда мое "творение" разваливалось, как однажды развалилось кресло, сделанное из детской кровати дочери, я все равно считал себя столяром-краснодеревщиком, каковым, собственно и являлся, несмотря на некоторые неудачи.
Повесив полки и отремонтировав дверь, мы сели к столу. Не буду врать, что там было из еды, не помню. Жена б моя вспомнила влоть до того, какой был хлеб порезан. Но ее с нами не было, а я, увы, помню только, что выпивали мы портвей Крымский белый. Собственно, в нем все и дело. Водку я никогда не любил, но выпивать приходилось именно ее, потому что все друзья предпочитали этот мужской напиток. И вот на столе в кои веки вино. Знатоком я его не был. Вино и вино. Но Иван, выросший в Азербайджане, знал толк в легких напитаках.
- Галина Михайловна, вот это сюрприз. Портвейн "Крымский" белый, какая же это прелесть. Вот уж угодили так угодили.
И так мы и выпивали этот портвейн под сладкие возгласы Ивана. Галина Михайловна скромно принимала похвалу напитку и не изображала из себя винодела, но было видно, что ей приятно от того, что она угадала вкус "мастеров".
Прошел год или два. Другой интеллигент, замглавного редактора газеты "Труд" Владимир Иванович Козлов пригласил Семена Паршикова, который был, как и я, не из княжеского рода, потому умело держал в руках молоток, мастерок и кувалду. По электрической части Семен был не силен, потому позвал меня, товарища по студенческим шабашкам. Нужно было заменить в квартире выключатели. Поскольку модели совпадали абсолютно, то работа заняла в общей сложности минут семь. Я откручивал болт, снимал крышку выключателя, затем откручивал два болтика, держащие провода, еще откручивал два шурупа, держащие выключитель и снимал его. Потом делал все в обратном порядке с новым выключателем. Все. Пока ждали хозяина, ушедшего  за выпивкой, подремонтировали кресло и дверь в гостиную. В это время пришел Владимир Иванович и с порога извинился:
- Мужики, обошел все магазины вокруг, водки нет. Пришлось купить вот это.
И он достал портвейн "Крымский" белый.
Какой это был портвейн! Наслаждение. И б пил его и пил. Но Владимир Иванович, наливая по очередному бокалу, извинялся, что не смог купить водки. И, признаюсь, его извинения все же помешали мне насладиться хорошим вином.
С тех пор, когда я вижу портвейн Крымский белый, всегда вспоминаю эти две истории и думаю, как важно слово. Вот говорят, хоть горшком назови, только в печь не ставь. Не скажите. Назови портвейн напитком, радующим душу, произведением искусства, и он заиграет рубиновым цветом и насладит пьющего своим ароматом. А вот если назвать его плохим "заменителем водки" он будет питься совсем с другим настроением. Это проверено на себе.
Октябрь 2015 г.