Побочный эффект Глава2

Ли Гадость
1

"Иногда я сравниваю свое существование на Тейе с нынешним бытием на Гее, и каждый раз прихожу к одному и тому же выводу:  это две разные жизни - я умер вместе с Тейей и родился снова в другом месте и в другом времени. Именно с него начинается эта разница.
Тейя вращалась вокруг своей оси очень медленно, у нее не было спутников, способных уравновесить это вращение. Одна сторона подвергалась нагреву от солнца достаточно долго, чтобы я становился жидким, тягучим, в то время как другая сторона, повернутая к холоду космоса, остывала настолько, чтобы я замер в фиксированной форме. Зона таких же длинных сумерек позволяла мне реализовать свои творческие задумки: я неторопливо, по мере остывания, принимал задуманные формы - велико было их разнообразие. А еще из прозрачной плоти получались идеальные линзы. В зоне тьмы я создавал из них сложнейшие конструкции для познания вселенной, созерцания космоса. Мне не составляло труда заглядывать все дальше и дальше, наблюдать за танцем многочисленных галактик и облаков звездной пыли, тут же придумывать новые формы, выходящие из зоны сумерек и  спокойно подставлять солнцу  те свои наработки, чей срок уже вышел. Для меня не существовало времени, только замкнутый круг смены агрегатных состояний своей плоти и размышлений о структуре вселенной. Я видел и познавал миллионы миров и форм жизни, только вот Гею увидел перед самой катастрофой. Она двигалась по той же орбите, что и Тейя, но Солнце скрывало её от меня своим термоядерным светом. Причины, по которым Тейя стала двигаться быстрее, постепенно догоняя свой «противовес», мне до сих пор неизвестны, да и маловероятно, что, зная их, я смог бы что-то изменить…
На Гее температуры не  столь высоки или низки, и я застрял на краю зоны сумерек, хотя к Гее это понятие не применимо. Кроме этого,пребывая на Тейе, я полностью покрывал её поверхность. Здесь же постоянное движение земной коры то где-то выталкивает меня на поверхность, то где-то затягивает всё глубже и глубже, чтобы позже, спустя миллионы земных циклов снова поднять вверх. А еще вода. Она тяжелее меня, и там где мы соприкасаемся, моя  плоть расползается по ней тончайшей черной пленкой. С одной стороны это явление дает ряд возможностей воздействовать на состав и температуру воды, с другой – несет угрозу, потому что я, теперь не прозрачный, быстро нагреваюсь под воздействием солнца и могу воспламениться, и ничто не может погасить огонь. На Тейе я не боялся его, потому что он был невозможен из-за отсутствия атмосферы."


Алексей смотрел, как язычки огня пожирают листы исписанной бумаги в металлическом лотке. Конечно, можно было просто выкинуть черновики в мусорку – записи не являлись какой-то сверхсекретной информацией, требующей полного уничтожения, но мысли, изложенные на листах, вели ученого по неверному пути. Глядя, как буквы тают в оранжевой пляске горения, Алексей как бы очищал свое сознание, чтобы начать все сначала, своего рода «огненная медитация» - так он называл эту процедуру и прибегал к ней, когда заходил в своих изысканиях в тупик. Записи догорели,  вытяжка избавила помещение от дыма, а ученый все сидел, уставившись на лоток с пеплом, потеряв счет времени, погруженный в размышления.
Все подопытные макаки снова были здоровы - препарат победил опухоли в течение месяца. Помня о пристрастии крыс к пластику после излечения, Алексей приложил максимум усилий, чтобы избавить виварий от синтетических полимеров. К его удивлению это оказалось непросто. Большинство емкостей для кормления, поилки, поддоны – все пришлось выкинуть и заменить на тазики из нержавейки, деревянные ящики… Животные вели себя так, как и должны.  Подкинутые в клетку игрушки – пара ярких мячиков и кукла – вызвали у макак мимолетный интерес и так и остались валяться на дне клетки, хотя в их составе присутствовал пластик. Никаких побочных эффектов от применения препарата Алексей так и не выявил. Значит, можно готовить доклад и представлять результаты своих трудов широкому кругу ученых. Но ученый не торопился, хорошо понимая: как только результаты станут доступны общественности, найдутся умники и доброхоты, которые, не теряя времени, начнут подпольно использовать препарат для лечения людей. Поэтому, пока он не разберется с причинами, по которым его пациент, излечившись от рака, перестал быть полноценным человеком -  никаких конференций и публикаций. Сколько еще времени он выиграет липовыми отчетами, прежде чем проект заморозят за отсутствием результатов? Нужно торопиться, хотя спешка, как говориться, нужна при ловле блох. Хотя, именно «ловлей блох» и предстоит заняться. Прервав созерцание лотка с продуктами горения, Алексей включил компьютер и принялся за работу. Видимо, препарат воздействует на человеческие псевдогены, блокируя и нарушая их работу. Именно те псевдогены, которые ускорили человеческую эволюцию и превратили обезьяну в человека. Разобраться в этой генетической головоломке будет не просто, но ученый обязан хотя бы попытаться…  Подключившись к электронной библиотеке, Алексей углубился в изучение последних научных изысканий в области сравнительной геномики.




 "В доли секунды ударной волной, огнем и пеплом с поверхности Земли стерто органическое многообразие, кропотливо созданное мной. Огромный метеорит, упав на  планету, сдвинул континентальные плиты, пробудил ото сна вулканы, заставил океан кипеть…   Те, кому удалось уцелеть, вымирают, не успевая приспособиться к резким переменам климата и состава воздуха или от голода. Я чувствую их гибель, но не могу что-либо изменить, только ждать, пока происходящее на поверхности придет к подобию равновесия, анализировать ошибки, допущенные мной. Слишком уж уповая на гибкость нуклеотидных цепей, я забыл, что условия среды обитания  могут измениться быстрее, чем мои посредники  смогут к ним приспособиться. Растительность оказалась более устойчивой, но она лишь один из инструментов для формирования субстрата и изменения состава воздуха, поэтому я не отслеживаю развитие флоры так тщательно, как животных.  Динозавры были обречены: не метеорит, так что-нибудь еще рано или поздно уничтожило их. Я заигрался в новый для себя способ создания формы, не посредством изменения конфигурации собственной плоти, а побуждая окружающую материю меняться в соответствии с моим желанием. Это захватывает, увлекает и отвлекает меня от основной цели. Хватит.
Теперь мне нужны другие посредники. Они будут использовать иную стратегию выживания, более устойчивые к капризам среды обитания. Я понял, что простого существования моих творений подобно бактериям недостаточно. Их рабочая программа должна оставаться прежней, но возможностей для её реализации у них будет намного больше. Научить посредников мыслить, анализировать, принимать решения – только тогда мне удастся добиться необходимых результатов; только таким путем я смогу перестать быть пленником физических законов Геи, вытащу себя из земных глубин и, наконец, обрету свойства, утерянные вместе с Тейей.
Среди уцелевших есть несколько видов, которые я не принимал всерьез, относился к ним как к побочному эффекту эволюции и своих органических капризов. Напрасно я проявил такую небрежность. Их способность поддерживать постоянную температуру тела не зависимо от внешней среды актуальна в условиях грядущего понижения температуры.
Как же много работы мне предстоит, прежде чем на поверхности Земли воцарится многообразие теплокровных…  прежде чем среди них появится вид, способный стать не просто посредником, но и моим спасителем."


2

"Циклы сменяют друг друга один за другим – я не считаю их, ибо не вижу в этом смысла. Для меня важна только скорость смены поколений моих посредников. Вносимые вирусами изменения, как правило, проявляются не сразу -  спустя десятки, а то и сотни поколений. Да, я не всемогущ  и порой допускаю ошибки. Иногда вымирают целые популяции посредников, прежде чем вирусам удается встроить необходимые последовательности белков в их нуклеотидные цепи, спровоцировать направленные мутации, заставить одни гены уснуть, а другие – работать не так, как прежде, и синтезировать новые группы белков. Но все же я постепенно приближаюсь к цели. Приматы – вот группа видов, на которых сейчас сосредоточено все мое внимание. Они обладают в достаточной степени развитую нервную систему. Их конечности способны к тонким манипуляциям, мелкой моторике. В ближайшее время некоторые из них подвергнутся атаке новыми вирусами. Выжившие особи постепенно изменятся внешне.
Они перестанут передвигаться на четвереньках, высвободив верхние конечности для сложной работы, которую я на них возложу; изменятся их черты лица, исчезнет волосяной покров. Тогда холод окружающей среды спровоцирует процесс развития пока еще дремлющих отделов мозга. И новая вирусная атака."



- Послушай, да хватит уже копаться в ДНК! Публикуй результаты. Для ветеринарии твой препарат идеален. Вот увидишь, начнется очередная фармацевтическая война между корпорациями по производству медикаментов за твои разработки. Тебя же на руках носить будут. Премии, признание  и всё такое. Сколько любимцев домашних ты от мучений избавишь!
- Дим, веришь – нет, но на здоровье чьей-то болонки или кошечки мне ровным счетом наплевать. И работу эту я не из жажды славы начал делать. Не нужны мне премии. Я разобраться хочу, почему препарат хорош для макак и плох для человека.
- Нет, не плох он для человека, Леха. Вовсе не плох. Ты выбор человеку даешь и его близким. Умереть или продолжить существование, пусть идиотом, но здоровым. И надежду. Мы же все, дураки, надеемся на лучшее при любых обстоятельствах. И человек, давая согласие на инъекцию твоего препарата, зная о последствиях, все равно будет думать: «Авось со мной-то этого не случится. Кому-то не повезло, деградировал. Ну а я-то не такой, все со мной будет хорошо!»
- Ну, да. Или мать ребенка больного тоже, наверное: «Пусть дурачок сыночек, зато жив-здоров». Фиговая альтернативка-то, Дим.
- Эх, ну как же мне убедить тебя, а, идеалист с высокими моральными принципами? Вот что. Давай-ка завтра посидим в ресторанчике нашем любимом? Обсудим спокойно все. Все же по телефону – не самый способ удобный для таких разговоров. Как?
- Ладно. Завтра в семь.



"Количество особей в человеческой популяции постоянно растет, но это не особо меня заботит. Они прекрасно справляются с этой проблемой, периодически убивая друг друга, и это положительно сказывается на развитии интеллекта у тех, кто сумел избежать гибели от рук своих соплеменников. Временами я прихожу к выводу, что это даже эффективней плавного воздействия вирусов. Но есть и опасные моменты – человечество может направить свои способности не в ту сторону, которая нужна мне. Поэтому пришлось придумать наблюдателей. Для их появления я создал вирус. В узкоспецифических условиях он разблокирует некоторые участки человеческого мозга, по умолчанию спящие у всей популяции. Тогда я могу видеть и слышать органами чувств человека, в котором вирус активен. Побочным эффектом такого действия становится обратная связь – инфицированный может получать часть моих знаний. Но наши разумы настолько чужды друг другу, что случайно полученную от меня информацию человеческий мозг, в попытке адаптировать её под свои возможности, чудовищно искажает. Таких людей в популяции называют ясновидящими, святыми, и это, как правило, защищает наблюдателей от посягательств со стороны соплеменников, а я могу спокойно получать и анализировать чистую информацию о направлениях в развитии человеческой популяции и принимать меры. Например, спрогнозировав неверный для меня поворот в становлении их цивилизации, я сумел оперативно пресечь это событие, внеся минимальное изменение в нуклеотидные цепи паразитического вида бактерий. Эпидемия бубонной чумы быстро вернула человечество на нужный мне путь."


продолжение http://www.proza.ru/2015/11/01/1342