Не вырывайте руку

Милада Ива
          "Не вырывайте руку!",- воскликнула я, когда очередной трусливый пациент резко выдернул свою ладонь из моей в тот момент, когда игла для прокола пальца, вошла ему в кожу и плоть. "Вы же распороли себе палец!"-, негромко негодовала я. "Теперь точно будет долго заживать. Не делайте так больше. В конце концов, я же Вам обещала, что будет небольно. Надо верить мне...."- смягчилась я в ответ на неожиданный сюрприз молчуна-пациента. 

          Забор крови у пациентов из пальца на глюкозу по отделениям нашей больницы -дело немного утомительное. То пациент ушел покурить на улицу, то неизвестно куда, то на одно время назначили сделать рентген, УЗИ, и, конечно, взять кровь из пальца. И разорвись пациент на три части, чтобы всюду успеть. Но это так...нюансы. В основном, все пациенты на месте, и все банально боятся этой знакомой всем с детства манипуляции. Взятие крови из пальца. "А почему таким дедовским способом?! Неужели нельзя придумать что-нибудь безболезненное?! Только чтоб небольно! Ой, как я не люблю это, и все Ваши больницы! Опять?! Мне месяц назад в поликлинике палец кололи, до сих пор в себя прийти не могу! Сколько можно?! Вы мне все вены испортили, а сейчас еще и палец! Когда меня отпустят домой?! Вот посмотрите! Видите синяк на пальце? Это Ваших рук дело! Пи-пи-пи-пи!!!! (непечатные высказывания) " - список претензий. И маленькая "вишенка на торте" - "Спасибо, деточка, ты небольно колешь. И полгода назад, и сейчас". Ради этой "вишенки" и ходится мне на работу. Такую разную, грязную, нудную, нелепую, с сюрпризами, циничными высказываниями и единичными переживаниями за кого-то, кто смог "взять за душу" (или что-то еще). Я люблю тебя, моя работа. Но вернемся к нашим баранам. Точнее, рукам.   

          Немалое число бабушек-пациенток, когда я их беру за ладонь перед проколом, ответно,  буквально вцепляются в мою, будто пытаются "слиться" со мной в единое целое. Меня это немного настораживало. Они были похожи на голодных детеныщей, к которым наконец-то вернулась их долгожданная мать.

          Еще есть небольшое число бабушек, которых искренне жаль. Они стоически переносят все назначенные манипуляции, у них очень грустные и по-философски глубокие глаза. Они все понимают, и терпят. И тогда я кладу свою ладонь на руку бабушке и говорю:"Все образуется, Вы все правильно делаете, и даже самая темная ночь когда-нибудь да заканчивается". Бабулечка смотрит на меня, взгляд её теплеет, она что-то произносит, а я, громко, с улыбкой, выстреливаю:" Ну всё! Поправляйтесь!", и вылетаю из палаты, стараясь не думать о диагнозах пациентов и их перспективах на выздоровление. Здесь и сейчас я сделала все что смогла. И им стало лучше на душе. Хоть кому-то. Как в притче про девочку, которая бросала в море рыбок, выбросившихся на берег. "Девочка, какой смысл в том, что ты делаешь? Ты же не сможешь спасти их всех!" "Да, но я это делаю ради тех, кого я смогу спасти"... Как-то так...

          Волею обстоятельств, спустя пятнадцать лет после крещения, я снова стала посещать церковные службы. Снова стала молиться, говеть, причащаться.  При каждом храме есть иконная лавка. Обычно в них в качестве продавцов-консультантов выступают те самые бабушки. (Бабушки - основа нашей жизни! :-))

          Зайдя после службы в лавочку со своей знакомой, я услышала громкие негодования единственной посетительницы. Это была пожилая женщина, одетая в черные брюки, светлое короткое пальто и черную, немного бесформенную шляпку. Её громкие возмущения касались политиков нынешних и предыдущих, мелькали фразы об убитом муже и сыне, о несправедливости современной жизни. Речь её была резкая, и от этого хотелось уйти. Но тут женщина, словно услышав мои мысли, внезапно прекратила свой монолог и вышла вон.

          Бабушка-продавец милостиво стала нам объяснять, что эта прихожанка здесь частенько бывает и у неё погибли муж и сын и что она не смогла справиться с этим, и что они её терпеливо выслушивают, чтобы человек мог облегчить свою душу. Моя знакомая пошла к выходу, а меня стали переполнять трепетные чувства к этой милой доброй бабушке, которая умеет сочувствовать и старается помогать, чем может. В сердце моем поднялась теплая волна благодарности и я, лепеча слова "спасибо Вам за вашу доброту и участие" совершенно естественно потянулась к её тонкой сухонькой ладони, как я это делаю в больнице. Я успела только дотронуться. Бабушка изменилась в лице. Отдернула руку. Я еще не верила увиденному мной,: и продолжала произносить слова благодарности за чуткость души и прочее. И потянулась к её ладони второй раз. Бабушка убрала ладонь под прилавок. Лицо её стало недобрым. Я почувствовала себя неловко, нелепо извинилась и вышла из лавки. "Ну зачем ты лезешь к людям?! Тебя же не просят!"- ругала я себя мысленно. "Захотела поблагодарить от сердца, потому что не смогла сдержаться?! Впредь держи свои благодарности при себе!" Мне было стыдно за себя. "Почему же бабушка отшатнулась от меня, как от прокаженной?" - грустила я, немного погодя. "Может, она боится прикосновения руки по старому деревенскому суеверию, что ведьма таким образом перекладывает свои грехи на чистую душу?.. Значит, она во мне увидела ведьму?! Вот те раз!" Стало невероятно грустно. И тут я вспомнила! Вспомнила своих бабушек-пациенток, впивающихся в мою ладонь своими руками. Так вот она! Истина! Они видят во мне не ведьму! А совсем наоборот. Они ждут от меня этого тепла, этого чувства благодарности, которое переполнило моё сердце, но вылилось не на того человека. Спасибо тебе, бабушка из иконной лавки, что помогла мне понять эту истину. Спасибо Вам, милые бабушки, что не вырываете свою руку от моего прикосновения. Спасибо, что видите во мне свет, а не тьму.

          Я зашла в очередную по списку палату. Озвучила фамилию. Отозвалась бабушка с дальней коечки у окна. Я подошла к ней. Это была та самая бабушка из иконной лавки. Она меня не узнала. Она протягивала мне руку для взятия крови из пальца...