Семейные ценности. 24

Анжела Конн
Глава двадцать четвёртая.


Жанна и Дмитрий Иванович покидали Касторью. К подъехавшему к дому такси их вышли провожать Афина, Алекс и внуки. В Салониках их встретит и проводит  в аэропорт Элен.
Не только холодный ноябрь гонит их из Эллады. Дмитрий Иванович достиг своей цели - он представил изданную книгу, подарил несколько экземпляров друзьям и заключил долговременный контракт с магазинами.Однако вид имел подавленный.
               
 Неопределённость в диагнозе Медеи и катастрофическая   обстановка в стране, куда они с женой тоже планировали со временем перебраться, ломали его до сих пор сильный дух.  Он понял, что осуществить переезд не получится:  куда ему, когда коренные греки покидают страну. Жанна смотрелась бодрой; она делала знаки мужу, чтобы он не омрачал своим насупленным видом  последние минуты прощания с внуками.  Расцеловав детей  и попрощавшись со взрослыми, родители Медеи пустились в путь.

 Жанна хорошо понимала настроение мужа - рухнули его надежды, но что делать, вынуждены  считаться с изменившимися   обстоятельствами. В последнее время он частенько впадал в депрессивное состояние.  Уходил в  невесёлые мысли, замыкался.  Его пугала изменённость мира.  Неуютно становилось везде.  Европейский Союз, который считался "островом везения" для тех, кто там родился и жил, с каждым разом  обнажал  своё коррупционное лицо. Недавно  он читал доклад европейского комиссара по внутренней политике о размахе коррупции, который поразил его  воображение цифрой в сто двадцать миллиардов евро - во столько обходится  экономике ЕС  ежегодно эта далеко не безвинная "шалость" чиновников,  создающая серьёзные препятствия для развития. Страны охвачены коррупционной пандемией и не придумано вакцины, способную убить заразу, поразившую мир. Несколько дней не мог успокоиться, злился на себя, на жену и всех, кто попадался под горячую руку. Болело сердце, всё раздражало, угнетало, оптимизм, присущий здравому уму покидал всё чаще...   Он жил в этом мире давно и не питал иллюзий по поводу, как многим казалось, "непогрешимой" Европы, но масштабы взяточничества в экономически  благоденствующих  странах ошеломили.

   Что люди знают о Европе?  Высокие жизненные стандарты, высокие зарплаты и пенсии, длинные каникулы... Вот чем  они отличаются от остального мира.  Где их продекларированные ценности и почему сами же  попирают их, зародившиеся  в глубине  веков, в которых почти с нуля расцвели демократия и искусства, философия, историография, театр, одним словом, культура, откуда все мы пустились в путь, чтобы добраться до далёких стран и донести общепринятые в Древней Греции "гражданские добродетели," содержащиеся  по-сократовски в способностях души человека, но не в богатстве и высоком положении в обществе...
Почему мы рушим обаятельный мир человека, в  котором изначально заложены гордость личности и неприкосновенность человеческого достоинства... и позволяем деньгам измерять нас... Не поэтому ли сегодня страдает гордая Греция, а вслед за ней страны Южной Европы, ставшие чемпионами Старого Света по уровню коррупции - Испания, Италия, Португалия... Не остановить, не разогнать "кровососущие" организации... Куда катимся?  Что-то не так пошло в развитии человечества... Жанна видя хмурое лицо мужа, попыталась отвлечь его  от тягостных мыслей:

 - Вчера парламент  принял решение о жёстких мерах экономии... - несмотря на неудачную попытку жены разрядить обстановку, он сразу откликнулся - наболело.

 - Знаю, должны принять законопроект, по нему у греков-репатриантов пенсии заберут, а своим сократят...Поэтому лучше сидеть у себя, чем на шее детей... - в  голосе горечь.
 
 - Слышала, предпринимателей обложат новыми поборами, каждый месяц независимо от того  заработал человек или нет, обязан  платить по сто евро специальный взнос, представляешь? - с нескрываемым  оттенком  возмущения  сказала Жанна.

 - Безработных много...Люди уезжают... - задумчиво проговорил Дмитрий Иванович.Они погрузились  в свои мысли. Переживали не за себя, в Грузии жизнь более-менее  терпимая, да и много ли им нужно.   Думали о детях и внуках, о близких людях...

 - Ничего, давай не будем  унывать. У них, слава богу, не самое плохое положение, работают...Главное, здоровье Деи...  Он согласно кивнул и промолчал.Что тут скажешь - и так и не так.


Элен, ожидавшая их на своём авто на въезде в город, заметно нервничала. Оказывается, ожидалась мощная демонстрация и она переживала, что перекроют дороги,  ведущие в аэропорт.  Но ей удалось без задержек проводить стариков  и вернуться в город.  Сама она не избежала пробок, так как демонстранты в центре города буйствовали уже вовсю, забрасывая  пустой транспорт зажигательной смесью. Эту толпу в капюшонах "отрезвлял" Омон, применяя слезоточивый газ.   Параллельные улицы тоже были полны народу. Собравшиеся протестовали  против жёсткой позиции Берлина в переговорах Греции с кредиторами, которые предлагали денежный пакет в обмен на реформы.  Реформы, "убивающие" людей...

В течение последних шести лет уровень благосостояния греков неуклонно падает. Элен как будущий экономист, понимает, что в ближайшее время улучшений не будет. Наоборот. В обществе растерянность и непонимание, у многих отчаяние, злость, страх за будущее...Справится ли новое правительство с кризисом? Надежды нет. Должно произойти экономическое чудо, чтобы вырвать страну из нищеты.Но чудо происходит в людях - кризис, опустивший незащищённую часть общества на дно, обнажает человеческие сердца, проявляя лучшие качества греков. В большинстве магазинов устроители акции "Все вместе мы можем" устанавливают специальные контейнеры, куда любой покупатель может, если хочет, купить и бросить пачку риса, макарон, детского питания - любой продукт - в виде "пожертвования". И люди не задумываясь делают это. Так же собираются пожертвования лекарствами, а частные врачи в определённые дни открывают двери своих кабинетов, чтобы бесплатно принять больных и оказать медицинскую помощь нуждающимся. Гуманитарные акции устраивают и студенты различных вузов; она сама не раз участвовала в них; в любую погоду дежурили добровольцы, собирая одежду, обувь, одеяла для неимущих и бездомных. Такая забота о людях, сопереживание тем, кто попал в невыносимую обстановку вызывали в девушке гордость за свой народ, сохранивший чувство собственного достоинства в тяжёлое время, что говорит о том, что греки не деградировали в "хомо консума" (человека потребляющего). 

На одной из узких улочек, куда ей удалось вырулить чудом, среди женщин перебегавших дорогу, она вдруг заприметила знакомое лицо, присмотревшись -  узнала:

 - Агата!  Агата! Женщина удивлённо оглянулась  и, увидев Элен, бросилась к ней.

 - Садись, вот не ожидала, - пригласила Элен, - куда ты?

 - Пытаюсь пробраться сквозь эти ряды, - Агата  взмахом руки показала на митингующих демонстрантов, время от времени  выкрикивающих лозунги - представляешь, я тоже была среди них, но надоело, устала...

  - Садись, подъедем к какому - нибудь кафе, поговорим.

От Элен Агата узнала, что проводила стариков, а родители её завтра ночью вылетают в Нью-Йорк, у них отличное настроение, и Медея в Москве воспряла.  Всё выпалила одним вздохом, так что Агата сначала не поняла, а когда сказанное дошло до неё - рассмеялась.

 - Как хорошо, что я тебя встретила, - улыбка не сходила с лица  Агаты, - у меня тоже новость, Тони сделал мне предложение, дождёмся Медею, Яниса и справим свадьбу.

 - Ой, поздравляю, то-то вижу, ты вся светишься, помолодела... - Элен с интересом осматривала молодую женщину. -  Жизнь не стоит на месте...Поздравляю! Она расцеловала Агату с таким чувством, словно та была самым родным человеком,  и довезла её  до дома.


Всё это время, после встречи с Тони и их разговора,  Агата жила в предвкушении счастья. Она уже видела себя в роли хозяйки их с Тони дома, в роли любящей и любимой жены, в роли безупречной  матери. Они условились, что сразу же заберут Христофора и заживут вместе.
Про себя она решила, что её жизненным успехом будет их счастливая семья. 
  В Касторье для Агаты найдётся работа по специальности, мальчика определят в местную школу, и совместная  жизнь, как они планировали, будет гораздо интереснее, насыщеннее и осмысленнее, чем теперешняя.
Кому нужен человек, когда он один... Планы на будущее  вдохновляли молодую женщину, она довольно долго жила одна и знала цену одиночеству - это прежде всего  самоуничижение и вытекающая отсюда ущербность; мысль, что не нужна ни одному мужчине в мире угнетала, давила, но с появившимся чувством к Тони, в самом деле стала выглядеть по-другому,словно сбросила пять лет. Выпрямилась, вытянулась, стильно постриглась... Соседи и сослуживцы видя такую метаморфозу, донимали молодую женщину расспросами, пока она не призналась, что выходит замуж и скоро покинет Салоники. Но обещала в каждый свой приезд навещать всех - не в её характере предавать забвению тех, кто в трудную минуту протянул руку помощи.
               

Родителям, жившим  в деревне Портарья  округа  Халкидики,  Агата  написала длинное письмо, в котором  рассказала  об изменениях   с тех пор, как покинула дом, обходя  неприятные моменты поначалу непутёвой  своей самостоятельной  жизни,  чтобы не причинять старикам  боль.В конце пригласила  их на свадьбу, и обещала сообщить заранее дату  и место предстоящего торжества.
 
Алекс и Афина, посадив Жанну и Дмитрия Ивановича в машину, обняв ребят, вошли в дом.  На время отсутствия  родителей  они заменят им  их, и  вместе с Тони обеспечат бесперебойную работу фабрики.   До возвращения Медеи и Яниса... Как и полагается в одной большой дружной семье.