Даманский в моей судьбе

Виктор Андрусов
         НА  СНИМКЕ:  редактор  газеты  «ПАТРИОТ  РОДИНЫ»  135-й  мотострелковой дивизии старший   лейтенант   Виктор   Андрусов,     начальник    типографии  прапорщик  Вячеслав  Ольшевский   и  солдаты-полиграфисты  на зимнем  учении. Всмотритесь в лица этих парней.  Они были готовы  ко  всему.  И  к  войне - тоже...  1975 год. ФОТО старшего лейтенанта Валерия  Баранова, ответственного секретаря редакции дивизионной газеты.      
         
         Короткая, локальная война на острове Даманский советских пограничников и бойцов с ярыми китайскими провокаторами и агрессорами. . .  Именно, война, а не пограничный конфликт, как официально сообщалось в прессе, начиная   с весны 1969 года  и в последующее время.  Власть не разглашала подробностей  ужасной бойни,  скрывала  от  народа  гибель десятков молодых парней!  Из этого делают тайну и сейчас,  стремясь  не  испортить  дружественных  отношений  с Китаем.  А ведь  это была,  по существу  говоря, первая после Великой Отечественной войны вооружённая  схватка, которая   стала  испытанием  боеготовности  нашей  армии. 
         
         Шила в мешке не утаишь.  Люди не могут молчать и скрывать своей причастности к событиям на острове Даманский.  Жива память, живы  участники и свидетели той внезапной войны.   Они  вспоминают  давно  минувшие дни боёв, чтят память павших   товарищей, собираются у их могил . . .  Энтузиасты  создают о мужественных воинах кинофильмы,   фотоальбомы,  пишут  книги  и  статьи.
         
         Недавно на сайте «Одноклассники»  я заметил полемику пользователей интернета о Герое Советского Союза  младшем сержанте Владимире Орехове, погибшем на острове Даманский.  Когда не осталось офицеров-командиров, он возглавил  мотострелковый взвод,  повёл в атаку солдат,  смело шёл впереди всех  и  косил  врагов огнём  из ручного  пулемёта.  До того, как разъяренные китайцы сразили Володю Орехова (20-летнего парня!) перекрёстными очередями  пуль,   он нанёс  им  огромные  потери . . .  О подвиге  сержанта  я  знаю   все подробности (почему  знаю, расскажу дальше)  и поэтому  подключился  к  обсуждению в  Одноклассниках.  Так познакомился и подружился на сайте с  Андреем Глотовым (из Владивостока),  активным  участником  этой  интернетдискуссии.  Позже Андрей навел меня на Виктора Воропаева (из Краматорска), имеющего альманах-фотоальбом «Они отстояли свой остров Даманский». Меня так заинтересовал  данный подробнейший сборник истории войны на острове Даманский, что я, изучая  его, просидел у компьютера    всю ночь. . .  Продолжаю изучать до сих пор, потому что невозможно охватить всего объёма обширной информации, содержащейся  в альманахе-фотоальбоме.
         
         Почему я знаю о подвиге Владимира Орехова?  А потому что служил офицером в редакции  газеты  «ПАТРИОТ  РОДИНЫ»  135-й мотострелковой дивизии, которая  участвовала в боях на Даманском.  В запасниках редакции находились образцы листовок, в том числе посвящённых героям Даманского. Штаб дивизии располагался в городе Лесозаводске Приморского края. Прибыл я  туда молодым лейтенантом  в конце августа  1972 года после  окончания  факультета  журналистики  ЛВВПУ.  Прошло всего лишь три года после боёв на острове Даманский.  Естественно,  я оказался среди очевидцев  того  ужаснейшего события.
         
         Так, например, я познакомился  с капитаном  Анатолием Ахметовым, участником той войны.  Будучи командиром автороты, он  обеспечивал  доставку боеприпасов, продовольствия и прочих грузов  в район боевых действий. Подчинённые ему водители, как и он сам,  испытывали огромные морально-физические нагрузки. Более того,  иногда попадали  под обстрелы китайской артиллерии.  Анатолий  рассказывал,  что ему повезло остаться в живых после одного из внезапных  артналётов по берегу реки Уссури, когда колона автомашин только что приехала  в район сосредоточения наших артиллеристов.  «Представляешь, как высоко взлетели бы мы на воздух, если б китайцы попали в наши  машины, полные боеприпасов? Страху  я тогда  натерпелся,   неимоверного », -   смущённо   признавался   капитан  А.  Ахметов.
         
         А с каким  искренним  уважением  я  относился к  редактору нашей  дивизионной газеты  майору  В.  Комиссарову!  По приказу  начальника политуправления  КДВО он совершил марш с колонной  полевой типографии  (на двух автомобилях  «ЗИЛ- 157» и "УАЗе") в район боевых действий, развернул  технику  вблизи реки Уссури.  Под обстрелом противника сумел организовать регулярный выпуск газеты, листовок, различной  печатной  продукции.  За личное мужество и профессиональное мастерство редактор газеты удостоился награды  -  ордена «Красной Звезды».
         
         Просматривая  страницы  уникального  альбома памяти,  я  часто  ловил себя на мысли, что многое мне знакомо. Узнавал  на фотоснимках лица офицеров  -  участников  боёв  на  Даманском,    с  которыми успел послужить рядом   в 70–е  годы.   Как было не узнать,  к   примеру, майора  Ващенко Михаила Тихоновича - легендарного  командира  дивизиона  реактивных установок залпового огня БМ-21  «Град» ? Это благодаря его умелому руководству подчинёнными  был нанесён сокрушительный удар по  боевым  порядкам  противника и  окончательно  поставлена точка в скоротечной войне.  Китайцы  поняли, что Советская  Армия  настроена  решительно  и  только  на  победу.
         
         Вообще говоря,  с первых дней   службы в 135-й мотострелковой дивизии я ощущал атмосферу  предчувствия  войны.  Китай  объявил СССР  врагом  номер  один.  Во  всех  частях   Краснознамённого  Дальневосточного военного округа  шла усиленная подготовка к отражению новых,  возможных  провокаций  со  стороны  Китая.  На это был нацелен весь процесс обучения,  весь уклад жизни.  Не все знают о том,  что в это время   на Дальний восток шла переброска  дополнительных  войск,   вдоль границы с Китаем  строились мощные оборонительные сооружения, создавались особые укрепрайоны.  Мне запомнился тот факт, что на восток тогда была передислоцирована  известная Майкопская мотострелковая дивизия и находилась там много лет, пока  её не перенаправили в Чечню,  где  она,  к  сожалению,  была  почти вся  уничтожена  на  улицах  Грозного…
         
         Однажды за окнами нашей  редакции раздался сильный гул и рокот моторов:  по центральной бетонке  один за другим шли танки странного вида. Оказалось,  это танки « ИС» времён Великой Отечественной войны.  «ИСами» были усилены  подразделения, исходя  из соображений, что на них имелись пушки крупного калибра. Эти танки обеспечивали  надёжную оборону и могли   отразить  многочисленные  атаки. Кстати,   на вооружение поступил тогда изобретённый  гранатомёт «Пламя»  -   очень эффективное оружие уничтожения пехоты.  Рассчитан он был как раз на отражение атак  китайцев, наступающих массово, как саранча.
         
         За все годы армейской службы  я нигде не испытывал такой муштры, как за пять лет службы в КДВО.  По команде «сбор» нас  строили у штаба дивизии минимум один-два раза в неделю. Строго проверяли внешний вид, экипировку,  документы,  наличие всего необходимого в  полевых сумках,  тревожных чемоданах и вещмешках.  И не дай бог, у кого-нибудь из офицеров  отсутствовал, скажем,   курвиметр.  Сразу же следовало взыскание.  Командир дивизии генерал-майор  К. Струков и начальник штаба полковник Н. Копылов были суровы и непреклонны.  Никого из  нас не жалели. Такое было    время.   В  воздухе,  как говорится,  пахло порохом  войны . . .

         В штабе дивизии, во всех подчиненных  ей воинских частях имелся план эвакуации офицерских семей на случай нападения китайских войск на наши города и селения. С  нашими жёнами проводились инструктажи и специальные занятия.  Головы офицеров были до того «набиты» всякими  нехорошими мыслями и предположениями, что порой нам снились  кошмарные сны. Один из них мне очень запомнился (бывают же, согласитесь, такие сны, которые забыть невозможно).  Мне пригрезилось, что среди ночи я услышал душераздирающие крики и стрельбу в пятиэтажном доме, в котором  жил с женой Татьяной и дочерью Ирой. На крышу дома, будто бы, на парашютах десантировались китайские солдаты и открыли стрельбу на этажах. Что могло случиться дальше с семьями офицеров  -   не трудно себе представить.  Одним словом  –  УЖАС!
         
         С безупречно укомплектованными  полевой сумкой  и   тревожным чемоданом я уехал из Лесозаводска  в  Москву,  поступив  в  академию.   Начальники не находили никаких причин, чтобы  сделать  мне  какое-либо  замечание  по экипировке. А  однокурсники удивились, когда увидели в моём чемодане ещё и  «Русско-китайский разговорник», отпечатанный  нашей типографией. В нём были представлены самые необходимые фразы и команды. Зачёты по их знанию мы сдавали на каждой проверке. Вот так обстоятельно нас готовили  к  возможной  войне.
         
         Зимой, в суровые морозы  (порою до 40 градусов), и летом, в нестерпимую жару,  в частях дивизии проводились напряжённые учения.   Для редакции газеты на учениях ставилась задача –  наладить выпуск газеты  с использованием новейшего печатного комплекса  «Ромайор» (на базе автомобиля «ЗИЛ-130»).  А также требовалось отпечатать ряд листовок, рассказывающих о мужестве участников боёв на острове Даманский,  сделать контрпропагандистские листовки, изобличающие маоизм.  Задача не простая, требовала  тренировок.  И мы тренировались.  Ставили машину вблизи  здания редакции.  И помимо обязательного выпуска штатной  газеты,  бывало до позднего вечера,  трудились на  полевой типографии, осваивали «секреты»  использования нового специального оборудования. Успехи были  гарантированы.  Во время учений  проверяющие из политуправления КДВО  оставались довольны нашей работой.    С чистой совестью могу заявить:   сотрудники нашей редакции и типографии  были хорошо  подготовлены  к  действиям  в  реальных  боевых   условиях.
         
         Жестокие  бои на острове Даманский  с  неоправданной   гибелью  офицеров,   сержантов и солдат  многому научили всех командиров  нашей 135-й мотострелковой дивизии.   Главным  уроком  стало:   хочешь  мира  -  готовься  к  войне.