Восхождение в Иерусалим

Юлия Рыбакова 2
ВОСХОЖДЕНИЕ В ИЕРУСАЛИМ

Восхождение в Вечный Город началось  с  желания  принять в себя  всё, что связанно с явлением Спасителя в Земле Обетованной.
От первого соприкосновенья обожгло  внутри, и губы пересохли, когда неосторожно глубоко вдохнула я  раскаленный воздух пустыни, потемнело в глазах от пронзительно яркого света, льющегося с белесоватого небосвода, а шум в ушах оказался шелестом  травы и затихающим рёвом самолёта.
Потом жадному взору предстала монотонная гористая пустыня, плавно и стремительно льющаяся за окнами  автобуса. Там мелькали неяркою листвой оливковые деревья, растущие прямо из  раскалённых камней,  но терпкие плоды их удивили меня  сочностью, когда,  при случае,  надкусив один, я  легко выжала из него  маслянистую влагу. Говорят, что оливы растут вечно, вытягиваясь к солнцу прямо из отживших древних стволов.
И вот, пустыня вдруг начала принимать геометрические очертания, словно бы камни сами собой стали  образовывать кубические нагромождения. Никакого отличия между жильём людей и дикою природой, камень от камня, всё-всё здесь вышло, восстало из родной пустыни,  миллион оттенков песочно-бежевого на фоне небесно-голубого. Подозреваю, что даже  черепица покатых крыш  в еврейской зоне отлита из местного материала, ничего привозного. Именно черепицей отличаются места проживания народа избранного и приведённого сюда нашим общим Отцом, от  плосковерхого жилья людей, посвятивших себя  Ему же, но спустя несколько веков.
А вот и символы Того, Кого Создатель  послал к нам, чтобы Он указал  путь к Нему, конкретно рассказав непонятливым, что делать, и как жить.
На самых высоких скалах  то там, то здесь торчат кресты, а построек не видно.  Монастыри в ущельях, а их территории  по верхам отмечены крестами. Отсюда  в русском слово "окрестность" - буквально, обнесённые крестами монастырские земельные владения.
Но убедительнее всего смотрится "Русская Свеча" -  64-метровая колокольня Спасо-Вознесенского монастыря на Елеонской (Масличной) горе. Её, буквально, видно из любой точки окрестностей Иерусалима!!!
Высоко стоит град Иерусалим, именно поэтому в него восходят, а не входят. Здесь всё устремлено ввысь, туда, поближе к Богу. Спустя тысячелетия, со смотровой площадки мы глядим на то место, где красовался храм Соломона, в который по высоким ступеням без посторонней помощи вошла трехлетняя Мария, где мудрецы внимательно слушали юного Христа. А за глубоким оврагом,  по крутой скале, над старым еврейским кладбищем  поднимается относительно молодой  Иерусалим, мерцая золотыми маковками  церквей, кудрявясь  зеленью  садов.
Но не красота  города  привела меня сюда, а желание пройти по стопам  Спасителя от каземата до Голгофы, прочувствовать босыми ногами весь путь Его, прислушиваясь к тому, как отзовется и душа и сердце,  ведь двадцать  с лишним веков срок немалый.
Скептик только улыбнётся. Кто может утверждать, где и как оно было, и было ли вообще?  Этот подход не для той, кто не раз, конкретно, получала ответ "Я здесь, с тобой!". Не скрою, для этого пришлось однажды и выть, и кулаками в пол стучать,  подобно истеричке-бабе, требуя у Него чуда воскресения  родного брата, с некрозом (т.е., омертвением) печени гниющего в реанимации до официального консилиума по поводу отключения его от искусственной вентиляции лёгких.
- "Но Лазарь-то смердел уже, а на четвертый день вышел из гроба, как ни в чём не бывало!!!!  Значит, в принципе, такое возможно", -  захлёбываясь слезами, кричала я на Него, словно Он рядом передо мною. "Да, возможно." - был ответ, и брат на рассвете четвертого дня, до окончания консилиума, очнулся сам, ущипнул медсестру, чтобы она обратила на него внимание, улыбнулся и прожил еще несколько лет с совершенно чистой и здоровой печенью. Стало быть, мёртвая ткань восстанавливается, если Он захочет.
Скептик опять  усмехнётся, но я-то пропустила всё это через своё сердце. Сказано же: "По вере вашей дано будет вам!"  Думайте сами, решайте сами.
Я не поленилась,  съездила в Вифанию, спустилась в гроб Лазаря, исполнилась оптимизмом и верой в бессмертие. С тем и вернулась в Иерусалим, прошла весь крестный путь, неся на плечах бремя грехов своих и своих предков - ведунов и воинов, богомольцев и богоборцев. Где-то не почувствовала ничего, а где-то ощутила нечто, потрясшее всё моё существо.  Легко и радостно отстояла  ночную  праздничную службу в храме Гроба Господня. Благодать, действительно, посещает, когда всем сердцем и душой отдаёшься на волю Бога.
А как радостно было идти по безлюдному Иерусалиму, наслаждаясь ночной прохладой. Только делать это надо тихо. На окрик  сильно отставшей подруги откуда-то выбежали сердитые вооружённые полицаи, и вся благодать развеялась. Но объясняться не пришлось, русских паломников здесь знают, понимают, сочувствуют, хотя и досматривают при переездах из зоны в зону, а  их там целых три - А, В и С, и повсюду вежливые люди с автоматами....
На обратном пути душа была полна и тихой радости и светлой грусти. Поставил Господь Иерусалим в самом центре земли, возможно, той земли, что была до начала времён. И стоит он с тех пор незыблемо. Летят тысячелетия, приходят и уходят народы, меняются их нравы, но неизменно вечна надежда на спасение. Жаль только, что каждый их трёх народов Вечной Книги понимает путь к спасению по-своему. (У арабов  иудеи, христиане и мусульмане называются "Люди Книги")
И висит знойной дымкой  над Святой Землёй неистребимый дух противоречий, раздоров, дух вечного искупления за грехи человеческие.... Но эти места  наполнены и  Великой Надеждой.... она витает над пустынными каменными волнами, озаряя их чудесами, посланными  нам по вере нашей.

Хотела подробно описать свои  переживания у Гроба Господня, на Горе Искушения, в Могиле Лазаря и казиматах Иисуса Христа, в многострадальном монастыре Вознесения, в скальном монастыре Харитона Исповедника,  в храме Николая Чудотворца, но что-то воспротивилось во мне. Сокровенное  должно остаться сокрытым, но.... может быть, время придёт...