Во многих районах Земли существуют легенды о карликах, как о первых жителях этих мест, которые с появлением людей навсегда бесследно исчезли в лабиринтах пещер, ушли по сооружённым маленьким ступенькам под землю, канули на дне водоёмов.
Предания об этих загадочных существах распространены среди народов Северной и Западной Европы.
В разных странах их называют по-разному. Это норвежские альфары( снежные эльфы-«дети льда») и зетте, ирландские сиды, лапландские чакли, датские и шведские эльвы, англосаксонские гномы и эльфы, германские альбы, скандинавские тролли, мексиканские икалы(«черные существа»).
В России о них знают на Севере, Кавказе, Урале, Западной и Восточной Сибири, Алтае и Карелии.
Именуют их, отталкиваясь от своего родного языка, кавказцы-биценами, башкиры-кортами, манси-сыбырами, алтайцы-бурутами, ненцы-сихиртя, а татары-сыртами.
Слово «сихиртя» в переводе с древних местных наречий «схрт» — название крупной длинной насыпи вытянутой формы. Стог сена вытянутой формы так и называется «скирда». Может поэтому древний народ называли «сикиртя» за их жизнь в «насыпных холмах» — домах, построенных из мха, веток и камней.
Русские же эту загадочную расу прозвали чудью: «чудь заволоцкая»-название финно-угорского населения Заволочья, «чудь белоглазая» ( имея ввиду слабую пигментацию глаз и принадлежность к чуждому, иному миру, «иному зрению»).
Возможно, в народной традиции представление о поедании сырого мяса с кровью и воинственность этого народца послужила нареканиям их "чудью краснокожей", «сыроядцами», «лихими» (злобными) и «опасными людьми».
За особенности внешности в разных районах прозвали их людьми "мелкими", "крупными"( указание на рост),"мохнатыми"(обильный волосяной покров с ног до головы), "чёрными"( цвет кожи).
Кроме того, маленьких человечков на Руси называли «дикой чудью», «нехристью» за иную веру и непонятный язык, на котором они разговаривали. Например: на ингушском этноним "чудь" делится на 2 слога: «чу»-своё внутри, а «дь»-вера, то есть вместе означат «своя вера».
В те времена "чудь", как и "чужой", "чужак" были не только одного корня, но и имели одинаковое значение: то есть «враг, грабитель, преследователь".
Также "чудью" в некоторых финно-угорских языках называли мифологических персонажей-великанов и колдунов.
А в сочетании: “такая (этакая) чудь”, как и в поговорке: “грязный, как чуди” -подразумеваются “темные, некультурные люди”.
А вот «чудинка» на северном диалекте уже имеет значение «домовой».
Заметим, что "чудь" на русском языке имеет ту же самую основу, как и слова: "чудо", "чудак", "чудной". Тоже можно сказать о "дивьих людях" ("диво"-чудо). Хотя бы поэтому можно причислить этот загадочный народ к чудесному, дивному племени.
Но скорее всего, чудь–это общее понятие для всех аборигенов-инородцев, обобщенное название для самых разных этнических групп.
Русский народ не скупился и на бранные слова, называя их "чучками"(чумазыми), и "чухной"( означающем "свинья"). В сибирских говорах «чухонь» в выражении «чухонь чухонью» обозначает «бестолковый человек». Общий смысл упоминаний о них, как о “диких, бестолковых, грязных людях.»
За занятие плавкой руды величали их «рудокопами», а наличие несметных богатств-«богатыми людьми» и монгольским словом "баргут" в том же значении «быть богатым».
Легенды, связанные с полумифическим народом и местами их обитания- курганами и городищами, подземными пещерами и ходами – возникли на северо-западе Руси, продвигались вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Эта полоса пересекает Урал, главным образом через Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области.
Основные сходства преданий разных этносов таковы: народ этот обитает под землей, водой, высокими сопками, в пещерах, боится солнечного света, на поверхность выходит только по ночам, иногда оказывает людям помощь: заблудившемуся указывает дорогу, голодному находит пищу, помогает на охоте и рыбалке.
Вдобавок к вышесказанному-это мудрецы, чародеи, обладающие огромной колдовской силой, величайшие мастера по обработке металлов и изготовители магических предметов…
Главное, что до сих пор хранит в памяти наша земля-это древний дух исконных своих обитателей, мифического народа, жившего в унисон с природой и в полной гармонии со Вселенной.
Какие-то древние знания на генетическом уровне имеются у каждого человека и отдельного этноса. Отсюда и вера в потусторонние силы, в привидения, а у многих жителей Севера — в народ-предшественник.