Вечер одного дня

Даная Дан
Вне экстрима, тех случаев, когда мы попадаем в сложные житейские ситуации, наша жизнь состоит из мелких радостей и мелких неудобств. Такая жизнь для нас удобна, без великих потрясений и переизбытка эмоций. В ней все привычно. Мелкие радости усиливают наш комфорт, а к мелким неудобствам привыкаем, сживаемся с ними, и они тоже становятся частью нашего комфорта. Большие радости, семейные торжества ли или визит гостей, утомляют суетой, сначала - подготовкой к мероприятию, затем - вниманием к каждому сидящему за столом, а если расход эмоций колоссален, то и праздник души, неважно чей, близкого, твой собственный или приглашенных, начинает восприниматься большим неудобством. Хочется скорейшего завершения пира. Привычный комфорт, на время утраченный, в воображении рисуется счастьем. И спешим к нему, как к миражу в пустыне - к глотку упоительной тишины и первозданного покоя. Все большие неудобства вскоре забываем, вместе с ними забываем и радость праздничных дней. В остатке: помним мелкие радости и мелкие неудобства.

Иногда думаю, разве это жизнь - жить какими-то мелочами. Вот были бы накопления... - потратила время жизни на путешествия. Но кто знает, как бы сложилась моя жизнь, будь я богатой. Может о путешествиях меньше всего бы мечтала. И уж точно не занималась сочинительством чего-то. Это к тому, что чужая жизнь может видеться облаком счастья. А в действительности мы одинаковы - все живем по одному закону малых радостей и малых неудобств. Да, у каждого они свои, но суть-то одна. Вот рядом со мной сидит кот, ожидает когда лягу спать. И вот она, одна маленькая радость - что-то теплое будет возле меня мурчать, убаюкивать. И вот одно из небольших неудобств - буду спать на самом краешке кровати, довольствуясь самым краешком подушки. Знаете как я сплю? Не как нормальные люди. Все дело в коте. Он почему-то спит не вдоль кровати, а поперек и на подушке, под одеялом. Места, из-за его положения, катастрофически не хватает, и причина не в размерах кровати, а в том, что чем дальше я от него отодвигаюсь, тем он ближе ко мне придвигается. Сон у меня чуткий. Боюсь придавить. И когда кот вытягивает лапы, мой ночной комфорт заканчивается. Поэтому у меня две подушки - одна в головах, другая в ногах. И по ночам несколько раз меняю свое положение. Одну подушку целиком оставляю коту, другую, что в ногах, максимально оккупирую. И сразу же с блаженством засыпаю  Но кот-то не спит всю ночь. Ходит покушать, а потом ползет туда, где моя голова. И все повторяется сначала. Без одеяла спать не может - ему холодно, он лысый. По привычке под одеялом спит и в жару. Совсем как я. И не в температуре дело. Мне комфортно, когда я чем-то укрыта. Наверное, коту - тоже. Но представьте себе картину: кот на подушке и должен быть укрыт одеялом, но и моя голова на подушке, и она не требует одеяла, и большая часть уходит на укутывание кота, так что бы мое лицо оставалось открытым. Раньше он спал нормально, как все коты - вдоль кровати. Последние два года что-то в нем замкнуло - перешел на поперечное лежание, и ничего не сделать. Комфорт животного превыше моих интересов. А еще раньше, когда кот был молодым и глупым, такого неудобства и вовсе не существовало. Кот спал только с хозяином, в ногах, сам забираясь под одеяло. Но хозяин неосторожен. Спит крепко. Кота не чувствует. И во сне коту доставалось от его ног. Потом кот сообразил, что безопаснее спать на подушке и со мной. Вот так мы и живем - все лучшее котам. Лучшее место на кровати. Лучшее место на столе. Со мной кот, в целях своей же безопасности, спит, а остальное время, когда хозяин дома и работает на компьютере, проводит на столе. У животных всегда один хозяин. Животные могут себя позволить любить другим членам семьи, но преданы одному - хозяину. Хозяина животные выбирают сами и по причинам известным только им. Но не об этом речь - о нашем комфорте. Трогательно смотреть, как кот сидит рядом с компьютером, не отводя взгляда от хозяина, а о тот вытягивает руку с мышью на неудобную длину. Удобное пространство занято котом. И ничего с этим не поделать. Все лучшее котам. Может у кого-то в семье иначе - лучшее достается собакам. Помимо детей. Дети - особая тема. И не о детях речь - о том, что суть остается прежней. Если в нашей жизни нас все устраивает, и мы миримся с маленькими неудобствами в обмен на маленькие радости. то это и есть наш жизненный комфорт, который не променяем на чужой. Мы можем удивляться чужой жизни, пытаться строить другую жизнь, но чужие привычки, не несущие нам радости, не станут нашими, и жизнь по чужому образцу, если в ней отсутствует нам привычное, не принесет комфорт.

Пока кот не спит, то есть не требует, чтобы его окутали в одеяло, продолжу вечер письма. Не так часто есть свободное время и настроение о чем-то писать. Моя тема - маленькие радости и маленькие неудобства, которыми полна не только семейная жизнь, но и наш отдых. Помню ощущение - смесь восторга и страха - случай из отпуска, как я захотела вблизи увидеть морских черепах. В конце пляжа, там, где дно моря уходило в глубину от самого берега и было покрыто водорослями, жило семейство черепах. Этими водорослями, очень мягкими и приятными на ощупь стоп, они питались. Днем их редко видели. Выплывали ночью. Возможно, я бы не поверила местным мифам, не всплыви черепахе на моих глазах. Расстояние, хоть и близкое (я стояла на берегу), не позволяло рассмотреть ее в подробностях, к тому же черепаха быстро погрузилась обратно в толщу вод. Под палящим стоящим в зените солнцем мне не хотелось лезть в воду. В такое время лучше лежать на лежаке в тенечке, предаваясь мечтам. Но любопытство одержало вверх. Я вошла в море, дошла до места всплытия черепахи и стала ожидать. Она снова всплыла, в трех метрах от меня. Огромная, в длину больше меня. Голова - с две моих. Мощные челюсти, способные перекусить все, что покажется пищей. Челюсти нагнали ужас. Инстинкт самосохранения проявляется одинаково - бежать. Как можно скорее бежать от опасности. Но прежде чем я стала пятиться к берегу, черепаха, проплыв метр по инерции, погрузилась в воду. Два метра от чудовища. Восторг и ужас! Вблизи черепаха не казалась милой, И без челюстей, одним размером, пробуждала страх. И страх оставался со мной, пока не вышла на берег. Благо рядом - несколько шагов. Но и эти шаги делала спешно - боялась, вдруг черепаха мои ноги примет за еду. В рационе черепах не только водоросли. Они всеядные, морские хищники. Более за пределы пляжа я не выходила. Но странно, не смотря на пережитый ужас, дом черепах продолжал манить к себе. И с мелководья нет-нет да и брошу взгляд на прибрежную впадину, на место встречи с черепахой. Черепахи, ни эта, ни другая, больше не появлялись. Кто-то видел одну из них рано утром, кто-то - вечером. Вдали. Мне же посчастливилось увидеть днем и очень близко. Восторг и ужас - это сдвоенное чувство схоже с маленькой радостью и маленьким неудобством. Происходит одновременно. С той лишь разницей, что в одном случае это комфорт, а в другом - впечатление. Впечатления, как яркие праздничные украшения, становятся атрибутом приятных воспоминаний  в минуты отдыха, в окружении привычного - маленьких радостей и маленьких неудобств.

Сдвоенные чувства - часто встречающее в нашей жизни. Они, а не по отдельности какое-либо из чувств, делают нашу жизнь ярче. Они глубже врезаются в память, чаще вспоминаются. Опишу один из недавних случаев, когда меня поразила досада и удовлетворение одновременно. Я возвращалась домой. После регистрации оставалось время на магазинчики в зале вылета. Меня привлекли солнцезащитные очки. Попросила продавца показать их. Очки - мужские, и продавец уточнил, для себя ли я их беру. Я ответила, что нет - для мужчины. Он тут же поинтересовался, как зовут мужчину. Вопрос был более чем странным. Но мало ли какие местные обычаи, и поэтому я ответила вопросом на вопрос: разве имя влияет на выбор очков? Продавца ничуть не смутил поворот событий. Минуя каверзный вопрос, сбивчиво стал объяснять, что он не женат, пора жениться, а я вот такая вся красивая, стройная, с высокой грудью... Очки покупать расхотелось. Я извинилась, сказала, что эта модель - не очень удачный выбор. Продавец, прекратив говорить о своей жизни одинокого мужчины, наконец-то перешел к торговым обязанностям. Спросил, что из очков еще показать. Sorry,  sorry, dono't need anything... Вот только продавец не хотел упускать нить своей судьбы. С решительностью, свойственной торговцам и искателям жен, вручил мне свою визитку.  Взяла, машинально. И чтобы поскорее избавиться от досадного чувства, что вместо подарка обрела безумного поклонника, зашла в соседний отдел. Отдел оказался магазинчиком восточных сладостей. И, к моему удовлетворению, -  любимых. Вопрос с подарками был решен мгновенно. С выбором  вещей можно и не угодить. А с продуктами - точно знаешь кто что любит. С радостью набрала нужное и довольная собой и свои покупками пошла на посадку. В самолете, еще до взлета, распрощалась с визиткой - опустила в кармашек переднего кресла. Вдруг продавцу очков повезет, как мне со сладостями, Кто-то из дам заинтересуется, позвонит. С тем и погрузилась в сон, с чувством досады и удовлетворения. 

Да, наша жизнь, не считая эмоциональных потрясений, состоит из мелочей - мелких радостей и мелких неудобств. Большие радости нам ни к чему - как все большое, не в пору нам. А большие неудобства и за деньги не нужны. В остатке, имеем то, что называем комфортной жизнью - жизнью, в которой радости и неудобства взаимно прилагаются и не существуют одно без другого. У каждого свои мелкие радости, и каждый готов терпеть маленькие неудобства во имя этих радостей. Горячая чашка кофе с утра. Не в постель. Чтобы выпить любимый напиток, его нужно приготовить. Радостные встречи с близкими и любимыми животными после работы связаны с кормлением и тех и других. И ужин сам по себе не готовиться. Может кому везет больше - приходит к накрытому столу. Но и такое везение, наверное, имеет свое неудобство, например, нужно вести собаку на прогулку - и в дождь, и в снег, против желания упасть в постель. Я люблю собак, но выгул их - за пределами моего комфорта. Поэтому и коты. Для нас наименьшее неудобство - делить с котом подушки, одеяла, столы... Взамен, да, получаем любовь, преданность и мур-мур-мур - кошачьи песни на один мотив на все случаи жизни. Маленькая радость, без которой жизнь утрачивает комфорт. Ну не только кот создает комфортную жизнь. Я рассмотрела лишь один компонент незаменимости в семейной атмосфере. Каждый в семье незаменим. От каждого зависит психологический климат, такой, при котором удобно, комфортно, безопасно. Маленькие радости и маленькие неудобства добро пожаловать в каждый дом. Как видим, версия, что мелочи в жизни мешают полноценно жить, оказалась несостоятельной. Мелочи жизни - то, из чего состоит жизнь. Убрать одно, исчезнет и другое. Добро пожаловать дорогие и милые сердцу мелочи в дом. Пусть вас будет больше - всяких разных, чтоб забили собой материальное и нематериальное пространства. Мало ли что. Свято место пусто не бывает...