Злой карлик Румпельштильцхен

Алексей Горшков
от Зеленого Колпака по мотивам народных сказок

«Давным-давно жил злой карлик, который умел солому превращать в золото....» Удивительно, но факт, что такой мотив присущ многим народным сказкам разных стран: «Гилитрктт» (Исландия), «Том-Тит-Тот» (Англия), «Мартинко Кинкащ» (Чехия), «Вирлуве» (Франция) и ещё в десятке других. Но всем нам эта история о злом карлике известна по сборнику  «Сказок, собранных братьями Гримм», 1895, где эта сказка получила название Румпельштильцхен, нем. Rumpelstilzchen  (первая версия этой сказки появилась в 1812 году, вторая в 1819 и третья в 1857.

Давным-давно жил мельник у которого была дочь красавица, которая мало чего умела делать. А у мельника был «длинный язык» и он очень любил взболтнуть лишнего, да ещё хорошенько приврать при этом.
Случилось, что как-то раз мельник случайно повстречался с королём и тут же ошарашил короля заявлением, что его дочь умеет солому превращать в золото с помощью прялки. А король-то, дурак, возьми да поверить в болтовню мельника, и немедленно приказал слугам, чтобы они силой привезли дочь мельника во дворец.
Когда девушку доставили во дворец, король отвёл её в большую комнату, заполненную соломой, и сказал:
«Если до утра не превратишь солому в золото, то я прикажу казнить тебя!»
Девушка испугалась и сказала: «Ваше Величество, я не могу солому в золото превратить. Я даже корову подоить не могу!»
«А вот твой отец заявил, что ты умеешь превращать солому в золото! Так что, либо золото, либо смерть!» - сказал король-тиран и удалился, приказав запереть комнату и выставить стражу у дверей.
Сидит девушка и горько плачет, отца своего ругает: «Вот пустомеля! Вот болтун! Отрастил себе болтливый язык. Наболтал черти чего, а мне теперь помирать....»
И вдруг в углу комнаты появился маленький сморщенный карлик и сказал девушке:
«Я решу твою проблему, но только за награду!»
«А что я тебе могу дать? У меня нет ничего...» - плачет девушка.
«Тогда напиши записочку своему отцу, чтобы он отдал мне сто мешков муки и сегодня же!»
Написала девушка записочку отцу (мол отдай карлику муку, а не то меня ждёт смерть из-за твоего длинного языка), отдала её карлику и он исчез. А девушка сидит и плачет. Всю ночь до самого утра проплакала, а карлик всё не возвращается. И вот, когда пропели первые петухи, карлик наконец вернулся, кряхтя и сопя.
«Ну где же ты пропадал?!» - с упрёком воскликнула девушка.
«По вежливей, барышня, а не то раздумаю помогать. Ты думаешь легко таскать мешки с мукой?»
«Простите, уважаемый карлик. Но я боюсь, что вот-вот придёт король, и когда он увидит вместо золото эту солому....» - плача произнесла девушка, вытирая слёзы ладошками.
«А где ты видишь солому? Лично я вижу, что комната полна золота!» - сказал карлик.
Девушка открыла глаза и видит, что комната полна золота. И тут в двери замок заскрипел. Карлик тут же исчез, а в комнату вошел король. Посмотрел король на золото и сердито сказал: «Ты девка, вижу я, хотела короля обмануть! Мол не могу солому в золото превратить.. За то что короля обманула, могу тебя и казнить, да ладно уж, я добрый. Завтра в два раза больше золота из соломы сделаешь, и ежели управишься до утра, то я пожалуй женюсь на тебе, чтобы ты меня золотишком обеспечивала. Ну, а ежели до утра не управишься, то ждёт тебя смерть. Так что постарайся....» - сказал добрый король и удалился.
Дали девушке малость передохнуть, пока из комнаты золото выносили, а заместо его солому заносили, а потом снова в комнате заперли. И снова появился карлик и спрашивает ехидно: «Помочь?»
«Помоги, пожалуйста! Не хочу я помирать!» - воскликнула девушка.
«Ну тогда мы с тобой так договоримся. Я всю эту гору соломы в золото превращу. Жадный король как увидит столько золота, в жены тебя возьмёт, чтобы ты на него работала. Родишь ты от короля сына. Вот своего сына и отдашь мне за мою помощь. Вот таков наш уговор. Согласна?» Согласилась бедная девушка на такой уговор. А что же ещё оставалось делать...
Когда король увидел полную комнату золота, то в тот же день женился на дочери мельника, решив с её помощью создать самые большие в мире золотые запасы. Но поскольку девушка не только пряла золото из соломы, но и иногда исполняла обязанности супруги короля, то наступило время, когда она родила сына. Эта новость тот час облетела всё королевство. Вскоре молодую королеву навестил карлик, про которого она успела забыть, и потребовал от неё новорожденного младенца. Королева стала предлагать карлику золота вместо своего сынишки, но он оказался: «Да у меня золота в сто раз больше, чем у короля, благо соломы кругом полно!» Королева стала плакать и умолять карлика не забирать сына. Тогда злой карлик решил немного помучить девушку и сказал: «Так и быть. Даю тебе три дня. Если за это время узнаешь моё имя, то наш договор будет расторгнут и сын останется при тебе. А ежели не отгадаешь моего имени, то я заберу и сына, и тебя!» Сказав это, злой карлик удалился, уверенный в том, что королева никогда не сможет отгадать его имя, и три дня будет страдать и плакать.
И королева действительно залилась слезами. Ну как она могла отгадать имя этого карлика? Это было просто невозможно! Всё что королеве оставалось сделать, так это разослать охотников по всем местным лесам, чтобы они попытались что-нибудь разузнать о карлике. Одному охотнику повезло: он проезжал мимо лесной пещеры и услышал, как карлик распевает песенку:

Вчера хлеба напёк, завтра пива сварю,
а потом у королевы сына отберу!
Хорошо, что никто не знает,
что меня Румпельштильцхеном называют!

Охотник поспешил сообщить об этом королеве, и только он успел сделать это, как появился злой карлик: «Ну, королева,  или отгадывай моё имя, или я забирая сына вместе с тобой!»
«Тебя зовут Румпельштильцхен!» - сказала королева.
Карлик ужасно удивился и спросил: «А как ты узнала?»
«Да у тебя на лбу написано!» - ответила королева.
Карлик схватился рукой за лоб и убежал. Прибежал он в свою пещеру и к зеркалу бросился. Смотрит в зеркало, а на лбу ничего и нет, кроме трёх больших бородавок. Карлик от злости так топнул ногой, что провалился в землю, а свод пещеры обрушился и похоронил карлика.
А королева всё за прялкой сидела, - солому в золото превращала. Жадному королю всё было мало золота. Он даже отцу своей жены, старому мельнику, ни гроша не дал. А мельник, говорят, разорился. И всё из-за своего длинного, болтливого языка.....