Иллюстрация к ноябрю..

Наталья Симонова 3
 

     В этом году осень поспешила бросить на землю тонкий белый платок первого снега. Обычно она делала так только в начале ноября.

… Мои второклашки слегка приуныли от лежащего на зеленых листьях белого пуха от платка осени. Увидев грустинки в глазах ребят, я спросила что случилось? - Очень быстро кончилось лето, - грустно сказал Паша.
- И оставило нам мало впечатлений,- вздохнула его соседка по парте, худенькая Марина.
- А мне нравится ноябрь, - послышался робкий голос с задней парты.
- Ему ноябрь нравится, посмотрите на него! – ухмыльнулся на сказанное самый острый язык класса, толстяк с румяным лицом Рома Муругин.
Он был всегда не против над кем-нибудь поиздеваться. Вот и сейчас, сощурив большие синие глаза, мальчик смотрел, как на задней парте от его слов густо покраснел Дима Орешин, худощавый с бледным лицом. Он учился в нашей школе не так давно, и ребята были для него чужие. Рома чувствовал себя лидером среди одноклассников, не упускал момента подтрунить над ним.
- Муругин, прекрати! – мой голос звучал тихо, но требовательно.
Рома вел себя так, как будто обращаются не к нему.
- Не вижу ничего хорошего в ноябре: холод, снежно, брр… такую погоду только медведи на северном полюсе любят и пингвины в Антарктиде! А ты у нас кто – медведь или пингвин? – обратился он к Диме колким тоном.
- Я не пингвин! – с обидой выкрикнул Дима, и  привстал с места.
Видно было, что кулаки мальчика сжались.
Я отложила классный журнал и подошла к  нему, чувствуя, что если не вмешаться может возникнуть ссора.
- Успокойся, пожалуйста, присядь, - ласково положила ладонь на плечо ученика.

От моего участия  искры обиды, вспыхнувшие от слов Ромы, начали гаснуть. Тем временем в классе разгорелся спор о минусах и плюсах ноября.
- Меня, например, тоже прикалывает этот осенний месяц, - вступилась за Диму Ира, соседка Ромы по парте, - Новый год близко и вообще…
Каждый из детей бросал свой уголек в костер жаркой дискуссии.  Пытаясь потушить пламя разгоравшегося спора, я громко предложила:
-Ребята, давайте вы свои мнения о ноябре выскажете не вслух, а на рисунках. Лучшие работы поместим в стенгазету. Итак, тема урока: иллюстрация к ноябрю. Хотя тема сегодня – натюрморт, но мы её перенесем на следующее занятие. А пока пофантазируем на тему об осени…

Раздав плотные альбомные листы, я с интересом наблюдала, проходя между парт.
На листе у Паши, загрустившего об ушедшем лете, широкое окно, за которым косыми полосами лил дождь. Велосипед с печальной мордочкой на руле, стоял у окна. Маленькими черными глазами косился на полосы дождя. Рисунок Марины показывал темно-синее море вздымающее в верх высокие волны. Белые пенные ледяные гребни волн доставали до серой плотной шторы-тучи, затянувшей всё пространство неба. Стоило тронуть тяжелый низко висящий материал шторы, как из него хлынет бесконечный поток  дождя, пополняющий штормящее море.
 
Склонив светлые длинные волосы над партой, трудилась Ира, используя яркие карандаши. Она решила остановить в цвете момент семейной лыжной прогулки  ноябрьским днем. Розовощекие мама, папа и дочка в лыжных костюмах стояли на лыжне.

Я подошла к парте Димы, пытаясь заглянуть, что он творил на бумаге, но не удалось. Мальчик плотно загородил локтем рисунок…
Увидела работу Димы только после звонка.
- Ты рисовал дольше всех, - улыбнулась я.
Дима убрал карандаши в пенал, а на столе остался рисунок старой разлапистой рябины. На её ветвях ещё сохранилось постаревшее золото осени. Золотое и багряное богатство листьев служило фоном для крупных рубинов ягод, припорошенных белой пудрой снега. Эту мелкую пудру так и хотелось смахнуть теплыми пальцами.
- Где ты видел такое дерево? – тихо спросила я, переводя восхищенный взгляд с листа на мальчика.
- Оно росло на работе у моей бабушки, в санатории «Волжские зори», в Самаре. Мы жили там. Моя школа была близко. После уроков я шел к бабушке на работу. Там играл с ребятами. Часто бегали мимо этой рябины.
-А почему Вы спрашиваете? – оживился Дима, в его глазах заплясал  огонек.
- Я начинала работать в этом санатории восемь лет назад, помню эту рябину. Она и, правда, очень, очень красивая. Ты замечательно рисуешь! – взяв в свою руку потную от волнения ладонь мальчика, я заметила его стеснительную улыбку.
На следующий день, когда мои ребята столпились у импровизированной выставки в классе, услышала как Ромка присвистнув сказал кому-то :
- Орех-то не пингвин! А художник!
На перемене Ромка подошел к Диме:
- Послушай, давай дружить! Забудь пингвина! Я сам такой, видишь? – Ромка прошел несколько шагов походкой, как у пингвина..
Мальчики засмеялись и вместе пошли в столовую.


26.10.2015.