Поль Гоген-судьба и творчество

Алина Алексеева-Маркезин
Поль Гоген. Когда свадьба?1892г.Базель,Швейцария (до 2015г).

           Картина «Когда свадьба?» была написана в 1892 году, когда Гоген взял себе таитянскую жену — Техааману , он называл её Техурой — тогда ей было 13 лет. Традиционная свадьба была организована роднёй Техааманы, для которой брак с белым был большой честью. Техаамана была моделью множества полотен Гогена его первого таитянского периода. Полотно было вполне типичным для образа Таити на Западе, подобные картины, однако, позволяли Гогену получать деньги от своих друзей.

ОПИСАНИЕ.

       На заднем плане картины мы видим  тропический ландшафт с мелкими фигурками для масштаба, выполненный в том же цветовом сочетании, причём небо дано в жёлтом цвете. Две женские фигуры изображены одновременно на переднем и среднем плане. Женская фигура, ближайшая к зрителю, одета в таитянский наряд — открытую блузку и яркое парео, поза её очень прихотлива.
             Женщина позади неё одета в более строгое платье по моде, насаждаемой христианскими миссионерами, с воротником. Н. Маурер сравнивала её жест с буддийской мудрой, возможно, несущей угрозу или предупреждение[5]. Черты лиц нарочито стилизованы, но у женщины в строгом платье больше индивидуальных черт, её лицо помещено в оптический центр холста. Цвет её платья — оранжево-розовый — отличается от всех других объектов на картине.
            Картина Поля Гогена, написанная художником на Таити в 1892 году. В течение полувека принадлежала семейству Рудольфа Штехлина, экспонировалась в Художественном музее Базеля. В 2015 году картина была проданамузейному ведомству Катара за рекордные 300 млн долларов.

О ХУДОЖНИКЕ

            Эжен Анри Поль Гоген   -  французский   живописец, скульптор, керамист  и  график. Наряду с  Сезанном  и  Ван Гогом  был  крупнейшим   представителем  постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник.

        И в жизни и в творчестве Гогена все  необычно, все запутанно, противоречиво, все ярко, красочно, все пронизано духом протеста против привычных, устоявшихся норм, против гладкого, безмятежного существования.

         Жизнь Гогена, полная превратностей, доказала, что он глубоко верил во все то, что проповедовал. А потому каждое событие в его жизни, каждое слово, сказанное художником по тому или иному поводу, приобретает особый смысл.
Чтобы понять художника и его картины вернёмся к его биографии.

О ХУДОЖНИКЕ

              Поль Гоген родился в 1848году. Его отец был журналистом,а мать родом из богатой перуанской семьи.До семи лет Поль жил  в семье матери   в Перу.
       
        В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро выучивается французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 20 лет он на 2 года уходит служить во флот. В 1871 году Гоген возвращается в Париж, где получает должность биржевого брокера.
       
             В начале 1873 года Гоген знакомится с молодой датчанкой Мэтт-Софи Гад, приехавшей во Францию на каникулы, и женится на ней. Жена относится к развлечению мужа как к наиболее безобидному препровождению времени. У супругов родилось пятеро детей.

            В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. В свободное время Гоген много времени уделяет своему хобби — живописи. Началось всё с коллекционирования картин, а затем Гоген стал сам пробовать писать.

              Гоген увлекался рисованием ещё с детства, но только после знакомства с художником-импрессионистом Камилем Писсарро, который в свою очередь познакомил Гогена с другими художниками, он стал рисовать регулярно и в конце концов выставлялся на выставках импрессионистов в 1881 и 1882 годах.

            В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако став заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году.

         Ощущение полной потерянности, невозможности преодолеть сложившуюся вокруг него враждебную обстановку усугубляется еще отношением жены и родственников.

«...Вот уже шесть месяцев, как я не говорю, - пишет он, - изоляция самая полная, естественно, что для семьи я чудовище, которое не зарабатывает деньги .., и я подвергаюсь упрекам, Естественно, в связи с живописью, из-за которой я не знаменитый финансист."

            Но Мэтт не смогла понять своего мужа, когда он решил полностью посвятить себя искусству. Брак между ними фактически распался к 1885 году, что не мешало Мэтт долгое время (как минимум, до 1892 года) помогать Полю выставляться и быть фактически его агентом в Дании.С этого времени начинаются его скитания по миру.

            С детства, проведённого в Перу (на родине матери), он испытывает тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен.

                Здесь он писал не только картины, но и книги, создавал свои неповторимые скульптуры. Гоген писал: "Я повсюду на траве расставляю скульптуры. Это глина, покрытая воском. Во-первых, обнаженная женская фигура, потом великолепный фантастический лев, играющий со своим львенком. Туземцы, которые никогда не видели хищников, совершенно ошеломлены".

              Он видел, что у жителей островов осталось много не совсем приятных, варварских привычек, видел, сколько новых пороков прививают этим наивным людям приплывающие сюда европейцы. Но он вновь и вновь сам воссоздавал пленивший его когда-то рай, сам возводил свой дом наслаждений.
      
            После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу.

             Веселый дом» Гогена в Атуоне В нижнем этаже были — слева мастерская для резьбы по дереву, справа кухня. Неогороженное помещение посередине служило столовой, здесь же в последние годы жизни Гогена стояла его двуколка.
             На втором этаже слева была маленькая спальня, справа просторная мастерская. Дверь окружали крашеные резные деревянные панно. Из окна мастерской Гоген удочкой доставал из колодца кувшин с водой.

            Любимой моделью Гогена была рыжеволосая Тохотауа с соседнего острова Тахуата. Любопытно, что из-за древнего смешения рас не только на Маркизских островах, но и в других частях Полинезии ко времени открытия их европейцами было много рыжеволосых туземцев. И сколько помнили люди, в роду Тохотауа всегда были рыжеволосые. Она позировала, в частности, для интересной картины Гогена «Варварские сказания»

  Здесь Гоген проведёт последние полтора года жизни. Он занимается живописью и скульптурой, продолжает работать журналистом, пишет рассказы, вступает в непрерывные конфликты с властями и представителями католической миссии - и постепенно теряет силы.

            Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
          На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные.

           Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой .

             В одном из последних своих писем другу он сообщал: "Я повержен, но еще не побежден. Разве побежден индеец, который улыбается под пытками? Право, дикари лучше нас. Ты был не прав, сказав мне однажды, что я ошибаюсь и я не дикарь. Нет, это так и есть: я дикарь. Цивилизованные это чувствуют, потому что в моих произведениях удивляет, озадачивает именно это "невольное дикарство". Вот почему мне и нельзя подражать".

       8 мая 1903 года после нескольких суток физических и моральных страданий Поль Гоген скончался. Пришедшие в дом художника туземцы причитали над его телом: «Гоген умер, мы пропали».

              Поль Гоген лучше, чем кто-либо другой, подвёл итог своей судьбе и своему творчеству : "Я великий художник и знаю об этом, поскольку это так. Я претерпел многое. Мой творческий центр находится в мозгу, а не где-либо в другом месте. Я силён, поскольку никто и нигде не сбивал меня с пути, который я избрал, и остаюсь верным тому, что во мне есть".

               Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.
                Технические завоевания Гогена, новое понимание цвета, особое внимание к рисунку, выделяющему контуры, взаимосвязь цвета и рисунка, цвета и линии, стремление максимально усилить и вместе с тем упростить эти элементы, декоративные эффекты плоскостного изображения, а, главное, - полное подчинение живописного языка смыслу изображенного, - все это прочно вошло в искусство XX столетия.
 
Дух мёртвых не дремлет.

         Гоген написал «Дух мертвых не дремлет» в 1892 году, в глухой деревне на острове Таити. На этой картине наблюдается характерное для художника смешение вымысла с явью, когда древние легенды тесно переплетаются с жизнью таитян.
            Молодая девушка списана с Техуры, юной таитянской жены Гогена. Дух изображен в виде обычной маленькой женщины. Мрачный фиолетовый фон картины создает соответствующую атмосферу.

           Интерес к Гогену увеличивался год от года. Ему посвящали статьи и исследования. Музеи и крупные собрания приобретали его картины, и "рыночная цена" на него все росла.

            Цена эта особенно резко подскочила в декабре 1942 года, когда картина Гогена "Две фигуры на скале", написанная в 1889 году, была продана за 1100 тысяч франков, а в 1956 году "Крестьянина с собакой" оценили в 18 500 тысяч франков.

           До этого времени ни одной картине, проданной с аукциона, не удалось достичь рубежа в сто миллионов франков. Но 14 июня 1957 года "Натюрморт с
яблоками" Гогена перешел этот рубеж - греческий судовладелец Василис Гуландрис приобрел его за 104 миллиона франков.

            Впоследствии, 25 ноября 1959 года, таитянская картина "Ты ждешь письма?" была оценена в Лондоне в 130 тысяч фунтов стерлингов, что составляет около ста восьмидесяти миллионов франков.

             Таким образом, Гоген наряду с Сезанном и Ван Гогом был одним из трех наиболее "высоко котирующихся" художников мира. Любой его набросок рвут друг у друга из рук. В июне 1957 года в Отеле Друо за 600 тысяч франков было продано одно из его писем. Что же было написано в этом письме? А вот что: "Теперь я повержен, побежден нищетой..."

Посмотреть другие работы художника и семейные фотографии можно здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/3761068