Судовые маневры и рационализация

Лев Ефремов
               
               
       Теплоход «Профессор Волский» встал под погрузку в порту Бари /Италия/.
Груз – ящики с порожними стеклянными бутылками, назначением порт Хайфа
/Израиль/.  У некоторых юмористов – членов экипажа сразу же возникли практи-
ческие мысли:
      - Если в Израиле дефицит с порожней водочной тарой, то может нам эту
посуду, которая появляется во время наших стоянок в России, не выбрасывать, а складывать боцману в кладовку, а потом в Израиле ее сдать. Небольшой, но все-
таки бизнес.
      Ну, это, конечно, шуточные предложения. Кроме всего прочего, еще и таможня при оформлении отхода свои претензии выскажет. А по поводу стек-лопосуды  нам объяснили. В Израиле подсчитали, что для изготовления любой стеклянной посуды выгоднее перемолоть готовую стеклянную продукцию и затем из нее выплавить то, что нужно и любого формата. Выплавлять стекло из природных компонентов гораздо сложнее и дороже.
      Идет погрузка стеклотары. Время свободное есть, из литературы капитан знал, что в Баре в Базилике Святого Николая хранятся мощи Николая Угодника- покровителя моряков, и решил сходить в этот Собор, поставить свечку.  Начал узнавать, где она находится. И тут вмешался боцман. Он заочно учился в Ростовском институте то -ли на факультете журналистики, то- ли филологии. Это не столь важно, главное - он считался на судне главным знатоком истории и литературы. Вот он и говорит, что в каком то году эти мощи были переданы на Подворье Русской Православной Церкви, которая находится в Бари. А, где она точно находится, никто не знает. Одним словом, капитан призадумался: - А где же ее искать? - Но все познается со временем и в сравнении.  А к таким «знатокам» капитан и раньше относился с недоверием, но по русской привычке: «а вдруг».
     Но погрузка судна велась очень интенсивно, сразу на два трюма. К тому же начались проблемы с погрузкой, разбили поддон с  бутылками, и решил капитан отложить поход к  Св.Николаю до следующего раза. Следующего раза не полу-чилось. Захода в этот порт больше не было. Не смог капитан поклониться
мощам Святого Николая и поставить ему свечку.
    Живет сейчас капитан в г.Керчь. И каждый раз, проходя мимо Храма Иоана
Предтечи, обязательно заходит в этот Храм и первым делом к иконе Святого
Николая – ставить ему свечку и тихо благодарить за его заступничество. За многие годы проработанные в море, всякие были непростые ситуации: в Арктике,
 в Атлантическом, Тихом океанах, но все заканчивалось благополучно. 
    Переход до Израиля прошел  нормально. Адриатическое и Средиземное
моря  в это время года самые любимые места отдыха для туристов. Чистая, прозрачная голубая вода,  яркое солнце. Легкий ветерок – ни волн, ни качки.
Сложно подходить к берегам Израиля зимой. Судно,  подходя к Израилю, обязано за 100 миль лечь на курс чисто 90 градусов, ну и, естественно, за этим следят
Вооруженные силы Израиля. Бывает, что штормовой ветер южный или северный, т.е. волна 6-7 метров бьет в борт. Тогда приходится идти в укрытие в порты
Кипра или Египта. Лучше, конечно, Кипра. Потому что после захода в порт Егип-
та израильские власти судно не примут.   
     22 августа вечером ошвартовались в порту Хайфа. Все, как обычно. Шварто-
ваться к причалу помогает лоцман, кстати, очень вежливый и даже команды
давал по-русски. Отработала комиссия и утром началась выгрузка.
     Лето, отличная погода, но в город не выйти. Постоянно какие-то проблемы
с выгрузкой. То поддон уронят – разобьют, то упаковку ящика порвут. То, что
эти бутылки потом все равно будут разбивать, портовых работников не волнует.
Они должны принять груз в таком виде, в каком он заявлен к выгрузке. И с каж-
дым случаем капитану необходимо разбираться. Можно, конечно, доверить это
своим помощникам, но есть опасение, что потом еще больше придется писать
всяких объяснений. Поэтому – уж лучше он сам с портовыми товарищами разберется. К тому же с капитаном эти портовые меньше спорят, знают, что капитан человек более опытный.
      Взял в рейс капитан свою жену. Хотел ей показать море, морскую жизнь и
разные страны. Стоянка короткая, чтобы успеть посмотреть Израиль, надо выхо-
дить с судна рано утром. Но капитану с судна не уйти, много всяких дел. И решила жена капитана одна сходить в город.  Как потом она объясняла:
      - Меня страна интересовала потому, что знакомые уехали туда. Совсем недавно моя ученица, перед отъездом написала мне грустные прощальные стихи. Как ей здесь? Как устроилась после холодного Севера, прожившая большую часть жизни в Ленинграде – Питере? Дай Бог, хорошо.
      - На судне обычная работа, все заняты. . Хотелось по земле походить. Земля- то  какая… И я собралась в Иерусалим. После раннего завтрака до жары побежала на автовокзал. В порту маленько заблудилась и спросила у портовых рабочих. Молодой не понял, а старший на чистом русском языке подробно объяснил дорогу к проходной порта.
      На вокзале не сложно прочитать вывески: Билеты, Иерусалим, но обаятельный мужчина – ровесник, все объяснил. При этом улыбался так, как будто старого друга встретил. А, может, мы были знакомы? Ведь пел В.Высоцкий: «…а там, на четверть бывший наш народ…».
      Села в роскошный автобус Хайфа – Иерусалим. Просторно, кондиционер.
Среди пассажиров едут молодые люди в военной форме с автоматами. Молодая
девушка такая симпатичная – военнообязанная. На заднем сидении мужчина пытается с кем – то говорить на иврите. Совершенно очевидно, что его не понимают и он (по - русски):
      - Короче, буду в понедельник. Все решим.
      С этого бы и начинал.
      Дорога широкая прямая разделена строем пальм в громадных кадках. Стар-
пом на судне говорил, что землю возили из Украины караванами судов. Не про-
пала земля. Сколько труда вложено в эту роскошную дорогу.
      Быстро домчались до остановки Старый Иерусалим. Посмотрела расписание автобусов на Хайфу: обещала к ужину на судно вернуться. Похвалила
себя за то, что рано выехала. Нужны местные деньги. Ближайший банк не работал и надо искать, где можно поменять доллары на шекели. Выручили про-
давцы в Кафе. Все прекрасно говорят по- русски и по -английски. Вне банка такая операция обмена, мягко говоря, не разрешается.
     Сориентировалась на месте, чтобы не заблудиться на обратном пути к вок-
залу и пошла знакомиться с новым для меня миром. Люблю старые города.
Вспоминаешь, что знаешь из истории, фантазируй. Улочки узкие – узкие: может
здесь шел Иисус с непосильной ношей.
     Народу – тьма!!! Действительно, «Жилище мира». Ко мне, почему-то, обра-
щаются на немецком языке. Наверное, одиноких россиянок не так много.
     Как всегда интересно смотреть на людей. Дети идут из школы: маленькие
девочки, несмотря на жару, с полностью закрытыми ручками и ножками. Бе-
ленький мальчик лет пяти, маленький, хорошенький и с белокурыми пейсами.
Восторг и умиление. Наверное, привык к общему вниманию, идет спокойно, с
достоинством.
     К сожалению, Храмовая Гора не поразила и не удивила. Очереди…  Для ме-
ня святое место, затоптанное миллионами подошв любознательных туристов,
перестает им быть.
     А вот Стена Плача…  Стою, смотрю издали. Подойти ближе не могу. К Стене
стекается грустная, черная, неторопливая череда верующих. Ко мне подошла
пожилая женщина. Взяла за руку и повела к Стене. Говорит, как учительница
литературы в Ленинградской школе (а, может, так и было). Я долго не соглаша-
лась: кощунство это… православное… не могу.
     -Господь сподобил вас быть здесь, значит идите. – Такой был смысл ее объяснений.
     Мне было очень неловко, но она подтолкнула тихонько к Стене. Чтобы не
смущать молящегося рядом молодого человека, я прислонилась лбом к стене.
Она была…прохладной. При такой жаре? Слезы полились помимо моей воли.
Тихонечко я отошла от стены, как от иконы. Спиной к людям, лицом к лику. Хо-
тела найти ту женщину и спросить: - Что это было?- Но не нашла.
     Это было потрясение, где-то глубоко, и не хотелось думать. ЭТО есть и все.Больше нигде не была. Поехала домой на судно в Хайфу. В порту меня встретил муж и предложил съездить на выставку бриллиантов. Но мне хотелось быстрее забраться в каюту и посидеть одной. Моряки с польского судна приглашали на экскурсию в Назарет, но времени уже не было, мы уходим в рейс.
     Грустно, еще бы приехать. К Стене.
      
     Вечером закончили выгрузку, оформили отход. На борт поднялся лоцман.
Средних лет, поджарый и очень энергичный. Команды только на английском
языке. И постоянно: «Полный ход», то правой машиной, то левой. Пытается
капитан ему объяснить, что полным ходом работать у причала опасно. Лоцман:
     - Надо работать, как американцы. Они люди умелые, с ними и работать
гораздо легче, чем с вами – русскими.
     Всякие люди есть в Израиле, хотя он и не говорит по – русски, но можно
предположить, что он «наш», только есть у него какая-то обида на Россию. Но
обижаться можно на людей, которые стоят во главе государства, а моряки – то
тут причем? Но это, бог с ним, это его проблемы.
     Командует:
     - Полный ход назад.
     Капитан дает малый ход правой машиной назад. По корме, метрах в 30-и,
стоят белоснежные прогулочные катера.  Руль «право полборта» и нос судна от-
ходит от причала. Все, можно руль переложить «лево полборта» и давать ход правой машиной вперед, а она не запускается. До катеров по корме остается
несколько метров. Левая машина «Полный вперед» и судно отходит от причала
и от стоящих сзади катеров. Аварии удалось избежать. Благополучно вышли а
очередной рейс.
     Таких рейсов было много, в каждом что-то свое. Отказы в работе механиз-
мов - тоже не редкость.
     Разные причины. Но были и такие, как рассказал однажды старший механик:
     - Стояли мы в Ялте. Занялся я ремонтом ДАУ (дистанционное автоматическое управление главным двигателем). Менял прокладки в системе гидравлики.
     - А, в чем сложность? Эти прокладки всегда должны быть в ЗИПе.(в запчастях).
     - Дело в том, что давление на эти прокладки 30 кг/см.кв. и резиновые прокладки часто выходят из строя. И я пробовал их вырубать из разных материалов,эспериментировал. Из пластмассы – не подходят, и решил попробовать вырубить прокладку из натуральной кожи. Раньше на суда выдавали спецодежду и спецобувь. Ну, помнишь эти ботинки – назывались «гады». Но были они из натуральной кожи. Вот я и нарубил из кожи этих «гадов» прокладок. Поставил прокладки на место, но проверить в работе не успел. На судно пришли знакомые ребята и второй помощник мне кричит: «Женька, кончай свою работу. Мы тебя уже заждались». Ну, я собрал систему гидравлики и к ним в каюту. Первый раз в жизни не проверил свою работу. Утром выход из порта, а левая машина не запускается ни на передний, ни  на задний ход. При запуске сразу же вырвало мою прокладку.
    Капитан: «Женя, бога ради, запусти двигатель». – «Ну, не могу Юрий Михайлович. Прокладки надо менять». На это у меня ушло минуты три – четыре.
Хорошо, что Юрий Михайлович человек понимающий, и у меня до этого не было
никаких проколов. Обошлись без выговоров и прочих нареканий.
    -   А, почему же все-таки двигатель не запустился?
    -  Да, я когда вырубал эти прокладки, кожа все-таки толстая, и не заметил, что на этой прокладке проходила строчка ботинка, всего – то одна незаметная дырка.  Ее не видно, но когда на нее при запуске надавила нагрузка в 30 кг, то она сразу же вылетела.
    Вот такие, с одной стороны нелепые,  бывают причины аварий. Хорошо, когда механик грамотный и умелый, сможет сразу все исправить. Лучше, если
бы береговые работники следили за поставляемыми на судно запчастями и во-
время производился ремонт судов.