Его величество Случай

Борис Аверин
   В актовом зале управления КГБ многолюдно. В канун профессионального праздника чекиста я, молодой капитан, как и присутствующие в зале, с интересом смотрел на трибуну. К ней направился начальник штаба управления для зачтения праздничного приказа.
 
   «За мужество и находчивость при выполнении ответственного задания наградить …» - я услышал свою фамилию и имя. - «Орденом Красной звезды!»
Это было настолько неожиданно для меня, что я засомневался в том, что награждён именно я, хотя  однофамильца у меня не было.

   После приглашения выйти на сцену, смущаясь от внимания присутствующих, я пробирался между коленями людей, сидящих в моём ряду, и спинками кресел  переднего ряда.
 
   Генерал-лейтенант, наш начальник, прикрепил орден на мой китель. Раздались аплодисменты.

   Я возвратился в зал.
- Чего только не случается в жизни? Два месяца назад он же делал мне разнос и объявил, что буду уволен из "органов". - Воспоминания хлынули в мою голову.

   Был осенний день. Подразделение отрабатывало на стрельбище упражнение из личного оружия - «Поражение мишеней, движущихся, внезапно появляющихся на короткое время».

   Патронов для отработки умения владеть оружием, не жалели.
Время шло к вечеру, впереди два выходных дня. Мужская компания решила после стрельб отвлечься от службы шашлыками. Для этого всё необходимое привезли с собой.

   Меня «пропустили» в очерёдности стрельбы первым, что бы я к окончанию занятий пожарил шашлык и «накрыл поляну».

   С желанием принялся за «кухарство». Минут через сорок-пятьдесят шашлык был готов. Бутылки со спиртным и лёгкие закуски расставил на брезенте, расстеленном на траве, но  занятия не заканчивались.

   - Шашлык остывает, - подумал я, - «махну» рюмочку!
Выпил. Товарищи к импровизированному столу не подходили. До меня доносились звуки пистолетных выстрелов. В ожидании компании я «махнул» ещё несколько раз. Когда компания расположилась у «походного стола», я был уже «навеселе».
 
   Лишь только старший группы поднял рюмку для произнесения тоста, как из микроавтобуса РАФ, стоящего невдалеке, в котором мы приехали на стрельбище,  послышался сигнал радиостанции.

   - Кому мы понадобились? – Произнёс он, поставив рюмку на брезент,  отправился в Рафик.

   Компания ожидала возвращения товарища. Через очень короткое время он, из открытой двери автомобиля, прокричал:
- Быстро всем в машину! - Сделав паузу, продолжил, - едем в аэропорт на операцию!

   Офицеры, вскочив с земли, побежали к машине. Я бежал сзади и не мог бежать так быстро, как мои сослуживцы – выпитое спиртное давало о себе знать.
 
    Через сорок минут микроавтобус подъехал к воротам служебной территории аэропорта. Внешне ни что не говорило о событиях,  разворачивающихся в нём.

    Справа от Рафика остановилась чёрная «Волга». Из неё вышел генерал, начальник управления, и зашёл в салон нашего автомобиля. Командир подразделения доложил о прибытии группы захвата. Генерал обвёл взглядом присутствующих и перешёл к делу.

   - Возле взлётной полосы стоит автобус. – Громко произнёс он. – В нём класс учеников с учительницей, они заложники. Количество террористов, захвативших автобус, пока не известно. Разместитесь в помещении, которое Вам покажут. Ваше снаряжение сейчас подвезут. Всем быстро экипироваться и ждать распоряжений. – Сделав паузу, добавил, - быть готовыми к штурму автобуса.

   Снова окинув взглядом подчинённых, его взгляд остановился на мне. Я сидел близко от него, со стороны прохода слева.
 
   - Вы, - обратился он ко мне, - употребляли спиртные напитки?
Видимо, выпитые рюмки отражались в моих глазах.

   - Виноват, товарищ генерал. – Вскочив, опустив глаза, ответил я и добавил, - так получилось.
   Лицо его побагровело, он, повысив тон, громко продолжил. – Отстраняю Вас от участия в операции.

   Повернувшись к командиру группы приказал:
- Отобрать у него личное оружие и спец снаряжение не выдавать.  За это грубейшее нарушение дисциплины я Вас уволю, - строго посмотрев на меня,  заключил генерал.

   Его слова отрезвляюще подействовали на меня. Я с сожалением думал об инциденте.
   После размещения в большой комнате служебного здания, мои товарищи переоделись в спец снаряжение и были готовы к сигналу штурма автобуса. Я сидел на стуле у окна в горьком раздумии о своём позоре.

   - Сколько лет я ждал получения квартиры? Строительство дома для сотрудников управления близко к завершению. Я утверждён в списке на получение двухкомнатной квартиры на третьем этаже. Если буду уволен, как объявил генерал, то не будет моей семье той квартиры. Я с женой и дочкой буду продолжать скитаться по частным квартирам. Куда идти работать? – Горькие мысли «крутились в голове. – Надо же было случиться такому? Как объясню это горькое событие жене и дочери? Позор!

   Через полчаса командир группы получил приказ доставить террористам портативный телевизор. Его принесли в нашу комнату с комбинезоном, в каких работают техники аэропорта.

   Назначенный из группы офицер переоделся, получил задачу от командира группы, с телевизором «Шилялис» вышел из комнаты.

   Он возвратился, не прошло и двадцати минут. Доложил командиру группы, что успел заметить в автобусе за секунды, которые ушли на то, что бы через открытую дверь поставить на пол автобуса телевизор. Информация была скудной.

   Через некоторое время пришло указание руководителя операции отправить к террористам из нашей группы человека, который сможет подключить тот телевизор к электро цепи автобуса. Бандиты полагали, что портативный телевизор работает от батареек, как переносной радиоприёмник.

   Оказалось, что из  группы только я мог сделать это, так как занятие радиотехникой было моим хобби.

   - Петя, с этой задачей ни кто не справится лучше, чем ты. – Сказал мне командир группы. – Переодевайся и вперёд!

   - Но, я же отстранён от операции! – Возразил я.
   - Готовься, потом разберёмся! –  Услышал его громкий голос.

   - Понял. Нужны пассатижи, отвёртка и моток изолированного тонкого провода, метров двенадцать, - ответил я.

   Через некоторое время я, переодевшись в синий старый комбинезон,  с инструментом не твёрдой походкой отправился на выполнение задания.

   По пути к автобусу чувствовал волнение и беспокойство от предстоящей встречи с бандитами. Но, когда до автомобиля оставалось метров тридцать, я был спокоен, собран и думал о том, как определить количество бандитов, увидеть обстановку в автобусе, что сделать для скорейшего освобождения детей?

   Двери автобуса  были закрыты, окна зашторены, до моего слуха донесся плачь детей. Постучал в переднюю дверь. В щели раздвинутых занавесок на окне, ближайшем к двери, появилось мужское лицо.  На меня смотрели глаза, полные злости и страха.

   Через закрытую дверь преступник потребовал отойти от автобуса на три метра, встать напротив окна, вывернуть карманы штанов и куртки. Он приказал задрать куртку кверху, что бы убедиться, что на моём теле нет оружия. Я выполнил требования бандита.

   Мой мозг сверлила мысль:
- Сколько бандитов в автобусе, что мне предпринять для освобождения заложников?

   Бандит, часть лица которого я видел в окне, властно заявил, что бы по телевизору можно было смотреть новости.

   - Явно хотят бандюги увидеть в новостях освещение их требований, – решил я.

   - Передайте мне ключ, которым открывается капот двигателя! – Громко прокричал я. Это был автобус ЛАЗ и его двигатель находился сзади.
   -  Где его взять?
   - Спросите у водителя!
   - Его нет! – прозвучал ответ.
   - Ищите, наверное, где то в кабине водителя,  - подсказал я.

   Через несколько минут ключ был просунут между резиновыми уплотнениями створок дверей.

   Я занялся своей работой, размышляя, как освободить заложников? Подключил провод к аккумулятору автомобиля и протянул его к передней двери автобуса.
 
   - Впустите меня в автобус, чтобы подключить телевизор! – Прокричал я громко.

   - Отойди от автобуса на пять шагов! – Услышал ответ. – Подключишь и настроишь на улице!

   Я выполнил требование – отошёл. Дверь раскрылась. Из автобуса вышел мальчик лет десяти-двенадцати с телевизором. Поставив его на землю, возвратился в автобус.

   - Очень осторожны бандиты. – Подумал я, и подошёл к телевизору.
   Работа была закончена. Телевизор принимал несколько программ.

   - Телевизор работает, отпустите самых маленьких детей! – Попросил я. – Ну, пожалуйста, очень прошу.

   - Отойди на прежнее место! – Послышалось из автобуса.

    Когда я стоял на значительном расстоянии от телевизора, дверь распахнулась. Тот же ученик вышел и занёс его в автобус. Дверь закрылась. Я ждал и продолжал упрашивать отпустить самых маленьких.

   Ответа не было. В автобусе было тихо, уже ни кто не плакал.
   - Совещаются бандиты, – думал я, не сходя со своего места,  продолжал настойчиво убеждать террористов.

   Дверь автобуса распахнулась, и в ней показались три девчушки и два мальчика. Я обрадовался.
   - Спасибо! – Громко крикнул я и пошёл навстречу детям.
Была видна их безмерная радость, они стремглав бросились ко мне. Я так же был рад и обнял каждого.

   - Теперь вам ни что не угрожает! – успокоил детей, и мы пошли от места их заключения.

   Неожиданно для себя я освободил пятерых детишек. С ними занялись врачи и оперативные работники, а я направился в помещение своей группы.
 
   Рассказать что-то важное для планирования действий группы по освобождению заложников, я не мог. Бандиты были очень осторожны. Возможно, какую то информацию могли донести до руководителей операции, освобождённые дети.

   За окном наступили сумерки. Бандиты дожидались прибытия грузового самолёта, в который они хотели загрузить автобус с заложниками. Бойцы спецназа ждали команду на штурм. Я переодевался в свою одежду, обсуждая с товарищем текущую обстановку.

   - Не переодевайся, Петя, пойдешь, снова  автобус! – Громко обратился ко мне командир группы. – Они требуют тебя с хорошим коньяком!
 
   Мне дали походную сумку. Она была тяжёлая.
   - Сколько же там бутылок? – Думал я. – Что то нужно придумать, что бы попасть в автобус, а там действовать по обстановке.

   Подошёл к автобусу. В нём было слабое освещение, оттуда не доносились ни какие звуки. Можно было подумать, что в нём нет детей и бандитов.

   - Мужики, - крикнул я, - получайте, что просили! Возьмите меня с собой! Я давно хотел покинуть СССР. Пока мы здесь, возможно, и позже я вам пригожусь!

   В моей голове мгновенно созрел план проникновения в автобус. Его я и начал воплощать в жизнь. Дверь автобуса раскрылась.

   Я увидел невысокий мужской силуэт. В темноте лица его было не видно, подумал, что это крепкий мужчина лет тридцати.
 
   - Чем ты докажешь, что хочешь нам помочь? Вообще ты кто? Может быть кэгэбэшник?
 
   - Я техник по радио оборудованию самолётов. Работаю в аэропорту. – Уверенно ответил я и продолжил, - Давно не доволен настоящей жизнью и хочу начать её заново за границей.

   Видимо, мой не трезвый вид и мои слова имели воздействие на бандита, но  прежде, чем разрешить мне войти в автобус,  заставил проделать ту же процедуру, что и прежде, что бы убедиться в отсутствии у меня оружия. Кроме этого, он приказал выложить на землю содержимое сумки и показать, что сумка пустая.

    Убедившись, что со мной оружия нет, разрешил подняться в автобус с сумкой, в которой были уложены бутылки.

   В салоне тускло светились несколько потолочных лампочек. Я увидел, что дети скученно сидели на сидениях в задней части автобуса. Передняя часть  была свободной.

   Я поставил тяжёлую сумку на пол.
   - Еле допёр эту тяжесть! Смотрите, сколько коньяка Вам принёс! – С бравадой произнёс я, пытаясь увидеть пособников бандита, впустившего меня.

   На левом переднем сидении, у окна, сидел мужчина в кепке, одетый в серую короткую «дутую» куртку. Тот, что разговаривал со мной, держался от меня на расстоянии. Он был коренастым, без головного убора в распахнутой осенней куртке. Под ремнём я увидел пистолет.
 
   - Боится быть рядом со мной, - подумал я и продолжил, -  хочу быть с вами вместе, заберите меня  с собой.

   - Для начала открой вот эту бутылку и выпей из неё, - сказал он, показывая пальцем на горлышко бутылки, торчащей из сумки.

   Я решительно и быстро приступил к выполнению его требования. Отпив из бутылки, это оказался вкусный коньяк, протянул бутылку ему. Он, взял её, осмотрел со всех сторон и передал напарнику.

   Тот не задерживаясь, сразу начал пить из горлышка. По тому, как он жадно пил напиток, было видно, что он любитель выпивки.

   - Если он пьяница, то быстро захмелеет – легче будет вывести его «из строя», мысленно отметил я.

   Насладившись выпивкой, он возвратил бутылку, как я понял, главарю. Тот принял бутылку и медленно стал выливать содержимое бутылки в раскрытый рот.

   В моей голове бешено носились мысли о возможных вариантах событий. За время распития бутылки бандитами я имел возможность более внимательно осмотреть автобус.

   Воздух салона был пропитан бензином. В полумраке я рассмотрел на полу, в проходе между пассажирскими сидениями, четыре стеклянные  трёх литровые открытые банки. Вероятно, они были наполнены бензином.

   Дети сидели на сидениях по трое. Среди них была женщина. В их глазах был испуг. В автобусе стояла тишина, её нарушал только работающий переносной телевизор.

   Главарь, показалось мне, нервничал. Он не находил себе места: то встанет, сделает несколько шагов в сторону заложников, вернётся, сядет и снова повторит то же.
 
   Его напарник часто прикладывался к горлышку бутылки, пока её не отобрал главарь. Отпив из горлышка,   он включил рацию.
   
   - Где обещанный самолёт? Сколько ждать? – Раздражённо сказал в микрофон.
   - Самолёт летит, скоро будет здесь. - С небольшой задержкой прозвучал ответ из штаба руководства операцией освобождения заложников. – С Вами будет говорить Ваша жена.

   Я услышал плачущий женский голос. Жена бандита уговаривала его сдаться, и отпустить всех, кто с ним в автобусе.

   Было заметно бешенство главаря. Он ругался и грубо разговаривал с женой.
Я наблюдал за напарником главаря. Явно было заметно, что от выпитого он захмелел. Усталость и коньяк валили его. Он сидел и периодически засыпал, голова падала вперёд, он просыпался, поднимал голову. Через короткое время это повторялось.

   - Нужно очень быстро умертвить бандита, борющегося со сном. Сделать это необходимо мгновенно и так, что бы, не увидел главарь.

   Я решил действовать и сел на сидение сзади  бандита. Не спуская с глаз главаря и ожидая, когда заснёт захмелевший террорист, ждал нужного момента. Понимал, что спешить нельзя. Нужно действовать хладнокровно и точно.

   После окончания разговора по рации, бандит начал ходить по салону, перешагивая через банки с бензином. Я решил действовать, когда бандит пройдёт моё место, и я буду у него за спиной.

  Такой момент наступил. Я поднялся со своего сидения, и обхватив голову  впереди сидевшего заснувшего бандита, мгновенно  свернул её так резко, что он не произнося ни звука был мёртв. Я удержал его, что бы, он не свалился на пол.

   Главарь, развернувшись, шагал по автобусу назад, не заметив моих действий. Его напарник застыл, прислонившись к окну автобуса.
 
   Чтобы не навлечь внимания на его «заснувшего» товарища, я встал со своего места и начал отвлекать бандита разговорами. Тот продолжал так же ходить по автобусу.

   В автобусе с наступлением темноты становилось холодно - на улице резко понижалась температура. Свет в автобусе стал более тусклым, потому что разряжался аккумулятор автомобиля.
 
   - Можно я запущу двигатель автобуса, чтобы подзарядить аккумулятор? - Спросил я.

   Он посмотрел на напарника, и, увидев склонённую его голову, видимо решил не будить бедолагу.
   - Запускай! - Сказал он, бросив взгляд в мою сторону.
 
   Я сел на место водителя, и запустил двигатель. Свет в автобусе стал ярче.  Включил обогрев и тёплый воздух начал поступать в салон. Покидая водительское место, напряжённо думал, как обезвредить этого бандита.

   Решил выбрать момент, когда мы будем рядом и лицом друг к другу. В этом случае я смог бы провести необходимый приём по его обездвижению.

   Прошло некоторое время. Нужного момента не возникало. Я решил пойти на хитрость -  попросить  у него закурить.
   - Дай закурить, - попросил я, когда он стоял в проходе автобуса после очередного сеанса радиосвязи с переговорщиком моего штаба.

   Он сунул руку в карман, потеряв бдительность на мгновение. Для меня этого было достаточно, что бы применить приём, отработанный долгими тренировками.

   Тело бандита рухнуло на пол автобуса. Я мгновенно отобрал пистолет, засунутый под ремень, и обыскал его. Из кармана  куртки извлёк охотничий нож без чехла. Тут же снял с бандита ремень, перевернул его на живот. Связал ремнём ему руки сзади и ударил в нужное место, что бы он дольше не пришёл в сознание.

    Прошёл на водительское место, открыл двери автобуса.
   - Выходите все через заднюю дверь. Смотрите под ноги. Банки с бензином переступайте! – Громко скомандовал детям и учительнице.

    Бандит оставался в неподвижной позе на полу автобуса. Я включил рацию.

   - Заложники освобождены. Бандиты обезврежены! – Чётко произнёс я.

   Через несколько минут к автобусу прибыли мои товарищи - группа захвата. Операция по освобождению заложников была завершена.
 
   Я, награждённый орденом, счастливый сидел в зале среди своих товарищей.
   - Бывают же случаи, которые круто изменяют жизнь. – Размышлял я. – Не зря говорят: «Его величество Случай».
                Б.Аверин
                25.10.15.