Шакалья тропа

Клименко Галина
Где-то в живописном местечке на берегу Чёрного моря расположилась база отдыха "Лесная сказка". Это и поистине была сказка, и, действительно, лесная. Потому что база находилась прямо лесу, который плотно подступал к самому берегу. Сама территория не казалась большой, что и являлось на самом деле истиной, а зачем? Отдыхающие с удовольствием бродили по всей запредельной окрестности и получали неописуемый восторг и бесконечные восхищения от знакомств с окружающим миром.

За высоким железным забором их встречали бескрайние просторы райских диковинных насаждений, при созерцании последних, так приятно щемило душу и хотелось навсегда оставаться в этом уголке да только бы любоваться и любоваться.

Все строения в "сказке" имели уютный привлекательный вид, исключительно, деревянные, но с удобствами внутри. Множество клумб и экзотических растений дополняли и без того удивительный дизайн, плюс сюда пару небольших фонтанчиков и частые ограждения цветников, искусно смастерённые из обыкновенного, мелкого и покрупнее, булыжника. Всё-таки, человек - мастер, если к такой красоте прилаживает свои руки с любовью, а также с желанием - доставить комфорт и удовольствие другим.

Беседки и многочисленные лавочки, "расставленные" по тенистым аллеям и просто так возле кустарников и раскидистых толсто-ствольных пальм, каждую минуту ждали своих посетителей, которые предпочитали посидеть в тенёчке, а то и под лучами жаркого летнего солнца.

Отдыхающие в этом санатории всегда чувствовали себя хозяевами положения, потому что мест в лесу и на берегу моря имелось для них вдосталь. Всё потому, что рядом больше не наблюдалось никаких курортных зон, только поодаль за поворотом, как будто огромный парусник, выплывающий из утренней дымки, проглядывались белесые очертания тур-базы "Волна". Но это так далеко, а то, что находилось в округе, всё принадлежало тем, кто посетил Лесную сказку. В принципе, этот санаторий для тех, кто не любил поблизости ощутимого скопления людей, а предпочитал тихий и размеренный отдых.

Не сказать, что сюда наезжало много народу, но вполне достаточно, чтобы базовское кафе не закрывалось почти круглые сутки да и для другого персонала работы хватало, что устраивало оба контингента: обслуживающий и отдыхающий.

Прибывших делили на несколько групп, это для удобства экскурсовода, которая числилась в единственном количестве, а с уймой народа тяжело до всех докричаться и всем объяснить интересующее.

Когда все формальности решались, то уже со второго, либо с третьего дня, предлагалось разнообразие экскурсий. Тут тебе и водопады, причём, в этом пространстве их насчитывалось столько, что можно бы только их посещать и этим ограничиться, без никаких нареканий со стороны любопытных туристов. Но тут ещё планировались поездки в ущелья, пещеры и наоборот - вид сверху, когда находишься на одной из самых высоких вершин горного массива. А ещё, в развлекательную и познавательную программу входило посещение музея, который пребывал в близлежащем селении в обыкновенном домике, где весь двор хранил экспонаты древнего племени, проживавшего в этих местах в очень давние времена.

В обязательную планировку не входило, но всё же в список была внесена ещё одна экскурсия, это поездка к старому дереву - платану, которое, возможно, помнит все те реликвии, что хранились в музее. И есть чему удивиться: высота этого красавца - около сорока метров, а окружность ствола достигает тридцати метров. Вот это да!

Платан и в самом деле величав и красив! Корневища в некоторых местах выбрались из-под земли, а может наоборот, земля просела у его подножия, и переплетались в причудливой форме. Ствол почти голый или с присутствием зеленовато-серой отслаивающейся корой, но как он прекрасен и величествен! И именно к этому чинару, это ещё одно название дерева, больше всего приезжали курортники: они фотографировались по нескольку раз, потому что огромнейший исполин не помещался в кадр и приходилось снимать его "по частям".
Тут же примостилась небольшая кафешка с шашлыками и чебуреками. Для удобств стояли деревянные столы и стулья, везде царила атмосфера старо-древних времён.

И вот, однажды, Татьяна Петровна, так звали экскурсовода, привезла к платану очередную группу людей и сразу обратила внимание, что тент летнего кафе отсутствовал, знакомых шашлычников нет и в помине, в мангалах остывшая зола. Это говорило о том, что с раннего утра их никто не распалял. Не было здесь и везде снующих, досужих собак, которые весь период жили возле таких вот придорожных ресторанчиков, питаясь милостью хозяев.

Странно. Дело в том, что Татьяна Петровна очень хорошо знала шашлычников, они никогда не позволяли себе пропустить хотя бы один день торговли, потому что весь зимний сезон эта семья будет жить именно на те средства, которые выручит с продажи вкусного шашлыка и сочных чебуреков.

"Может что произошло? В любом случае, жаль. Ведь она обещала туристам такое угощение, которого редко где ещё попробуешь."

За считанные минуты женщина рассказала всё о таком удивительном, экзотическом дереве, ответила на интересующие вопросы и, справившись, присела на один из стульев, наблюдая за туристами, занятыми каждый своим делом. Несколько человек углубилось в лес, чтобы сходить в деревянный туалет, выстроенный специально для таких нужд. Но не прошло и минуты, как две молодые женщины бежали оттуда с громким визгом. Вся группа переполошилась.

-   В чём дело, что там у вас случилось?  -  подхватилась Татьяна Петровна, которая подумала, может, медведь вышел к людям? Такое бывало, но редко да и вреда косолапые никому не причиняли. Но сразу в глаза бросилось, что женщин преследуют рыже-серые звери, похожие на волков. Их насчитывалось трое или четверо.

"Шакалы?"

Татьяну Петровну очень удивил сей факт. Шакалы настолько трусливые животные, что меньше всего на них подумаешь, будто они нападут на человека. Она сама родом из этих мест и ей довольно не часто приходилось видеть шакала в живой природе.

Навстречу, кричавшим от испуга туристкам, бросилось несколько мужчин, на ходу схвативших палки и, замахиваясь ими на оскалившихся животных, кое-как тех отогнали. Но, надо сказать, что шакалы отступали нехотя, это было плохим знаком. Люди сразу же собрались в одном месте и испуганно таращились по сторонам, такого исхода никто вообще не ожидал. Потом, все разом услышали треск сухих веток и шум доносящийся с ближайшей горы. Отчётливо просматривалось, что к ним спускается немалое количество озлобленных зверей, рычащих и тявкающих на ходу. Некоторые останавливались, принюхивались, но у всех была одна цель - напасть.

Хорошо, что автобус стоял рядом, всего в паре десятков метров, и люди, всё же не теряя здравый рассудок в сложившейся ситуации, поспешили к спасительному транспорту. Мужчины продвигались медленно, давая возможность женщинам первыми покинуть опасную территорию, и когда все поочерёдно, стараясь не поддаваться панике, забрались в салон, водитель сразу же плотно закрыл все двери.

Всем было доступно наблюдать как, примерно, с километр, шакалы бежали за автобусом, но на трассу они не выскакивали, а сопровождали его по лесным тропинкам, граничащим с дорогой.
Люди были не на шутку напуганы. Такая неожиданность, узнать что-то новое за это семейство псовых, кого угодно выведет из равновесия. Всем известно, что шакалы никогда не нападают на человека, а наоборот стараются и на глаза ему не попадаться. Только ночами слышался отдалённый их вой, это единственное, что напоминало о соседстве этого зверя.

Ну были случаи, когда шакалы под покровом ночи проникали в посёлок, дабы чем поживиться, даже воровали мелких домашних животных, но чтобы днём прийти к людям, а тем более, напасть, это просто напоминало грань фантастики, не иначе. Но факт - есть факт. От него никуда не деться и тому являлись свидетелями больше десятка отдыхающих туристов.

Обычно главные ворота постоянно были распахнуты, только два охранника пребывали в небольшой будочке и бдили, дабы никто лишний не зашёл и не заехал на территорию. Но сегодня Татьяна Петровна взяла на себя полномочия, приказала дежурящим парням побыстрее закрыть ворота и объяснила им причину. Те ухмыльнулись, но приказ выполнили.

В администрации тоже недоумевали, как такое могло произойти, но не доверять экскурсоводу, которая не один десяток лет проработала на одном месте, они не могли. К тому же, ни одна она принимала участие в этой неприятной истории.

В тех краях, как такового не было лесничества, а имелось просто лесное хозяйство, где трудилось десятка полтора сотрудников, которые постоянно выезжали в лес, наблюдали за растениями и животными, что-то записывали в свои блокноты и возвращались обратно. Специально никто не жил в лесных угодьях, довольствовались теми данными, что изучались наезжими учёными.

Так вот, решили позвонить в это хозяйство, оно находилось не так далеко, и рассказали о случае, имевшем место быть не позднее сегодняшнего дня. На том конце трубки смеялись и не верили, но когда Татьяна Петровна перешла на плачь от обиды, что её считают за лгунью, тогда пообещали приехать оттуда к вечеру и своими глазами оценить обстановку.

Отдыхающих предупредили, чтобы те, на всякий случай, не выходили за пределы санатория, пока не станет ясно, как быть дальше. Татьяна Петровна даже домой сегодня не пошла, что-то жутковато идти одной, когда дорогу с обеих сторон обступают непролазные заросли. Раньше ей никто никогда там не встречался, за исключением маленького ужика, который переползал тропу, а так, кроме птиц ничто не тревожило покоя женщины. Но сегодняшним вечером она не рискнёт пуститься в опасный путь.

Не дай Бог, вот так нападёт шакалья стая и ведь не отобьёшься. Искусают всю и погибнешь от кровопотери. Если успеешь. А то, чего доброго, насмерть разорвут и съедят.
Да и кто её ждёт дома? Муж умер больше десяти лет назад, дети выросли и поразъезжались, поэтому и страшного ничего нет, если разок-другой заночевать в Лесной сказке. Да, вот тебе и сказка...

Вечером прибыли с лесного хозяйства и все долго советовались в административном корпусе.

-   Да по сути,   -  говорил один из приехавших,  -  сильно опасного ничего нет. Возможно, вы попали не в то время, ещё и не в то место. Все знают, что когда проходят, так называемые собачьи свадьбы, то животные в этот период очень агрессивны. И не только собаки. Вот так и в этом случае.

-  Простите, а раньше что, у шакалов не было свадеб?  -  с иронией поинтересовалась Татьяна Петровна.

-   Не понял?  -  удивился мужчина.

-   А что тут понимать? Почему прежде они не вели себя так, а нынче целенаправленно нападали?

-   Всё дело в том, что их было много, а если бы какая-то особь была в единственном количестве, то она бы и носа из кустов не показала.

-   Ваш ответ не успокоил. Как вы себе представляете дальше возить туда народ? И на остальные экскурсии тоже. Подвергать людей опасности я не собираюсь. Да и своя жизнь мне пока не надоела.

-   Хорошо, завтра проедем с вами к той чинаре и посмотрим обстановку, давайте не будем заранее загадывать. А то, не зная причины, сейчас наделаем шума и переполоха, ну кто нам за это спасибо скажет?!

-   Вы, если хотите поехать, то пожалуйста, автобус в вашем распоряжении, а я никуда и с места не сдвинусь. Мне ещё никогда так не было страшно. Я видела их оскаленные пасти, из какого-то мелкого зверька, шакалы, вдруг превратились в матёрых опасных хищников. Передо мной до сих пор эта ужасающая картина, как они, несколькими десятками спускались с горы к подножию.

-   Да что за чёрт!  -  вмешался до сих пор молчавший директор санатория, Николай Олегович Морозов.  -  Может, им еды не хватает, что они на людей стали кидаться? Ну, а что, может расплодилось их больше нормы и теперь надо же чем-то питаться. Это же всё-таки хищники.

-   Хищники, вы правы.  -  продолжал дискуссию самый старший из лесного хозяйства.  -  Но ведь и кошка тоже хищник, не так ли? Не спорю, в этом году шакалов действительно развелось почти в два раза больше предыдущего, но они неприхотливы в еде. Во-первых, заядлые падальщики, а во-вторых, питаются всем на свете, что попалось на пути: фрукты, ягоды, грызуны, лягушки, ящерицы. Они не от чего нос не воротят, поэтому не думаю, будто в звериной стае началась голодовка.

А ночью почти никто не спал из-за шакальего воя. Если раньше он слышался издалека, то нынче они подошли к самой базе. Не нападали, но было очень жутко. Ещё и погода способствовала, тучи закрыли всё небо, кругом стояла кромешная тьма и... этот вой.
Приехавшие учёные тоже всё слышали и утром согласились с тем, что людей пока опасно вывозить куда бы то ни было.

-   А как же местное население, их ведь тоже надо предупредить?  -  забеспокоилась Татьяна Петровна.

-   Уже послали вашего водителя, он и объяснит им ситуацию.

-   Ну и что дальше будем делать?  -  поинтересовался Николай Олегович.

-   Пока не знаем. Но людей однозначно надо отсюда увозить. Мало ли... Стрелять животных пока не стоит, надо знать причину, а так, зачем заниматься самоуправством, ведь можно и всё живое истребить таким образом.

Разочарованные отдыхающие покидали базу на двух автобусах. В принципе, никто не возражал, особенно те, кто побывал тогда у платана. Но было обидно, потому что планировался отличный отдых со всеми вытекающими, а получилось...

Кто-то из туристов увидел в окно зверей и крикнул на весь автобус:

-   Вон они, шакалы! Смотрите, сколько их!

Животные, действительно, сопровождали автобусы и выглядели совсем недружелюбно. Когда закончился лес, то погоня прекратилась и звери ещё долго смотрели вслед удаляющемуся транспорту. Даже находясь в безопасности, люди со страхом наблюдали из окон и благодарили Бога, что они не задержались здесь ещё на одну ночь.

-   Ну что же, Татьяна Петровна, идите в отгулы пока.  -  выдавая ей выходное пособие, сказал директор.  -  Думаю, что в этот сезон нам уже не придётся работать. Жаль.  -  мужчина развёл руки.

У экскурсовода появилась возможность проведать детей и она отсутствовала здесь пару месяцев. По прибытию, сразу созвонилась с Николаем Олеговичем и узнала, что шакалы исчезли сами по себе. Как прибыли, так куда-то и подевались. Возможно, ушли в лесную глушь или просто продолжили свой обычный образ жизни.

-   Так, что же это было, Николай Олегович? Всё-таки такое не часто встретишь, когда шакал проявляет агрессию, по-отношению человека.

-   Да кто его знает, Петровна. Лесовики тоже на этот счёт не дают объяснений. В любом случае, у нас пока "застой", а с весны попробуем открыться. Ты приходи, тебе занятость найдётся на всю зиму. Будем коттеджи ремонтировать и порядок везде наводить.

Если от человека можно ожидать то, чего он сам от себя никогда в жизни не ожидает, то как можно поручиться за диких животных? Мы почти о них ничего не знаем и поэтому, самой большой глупостью является приручение последних и проживание с ними под одной крышей. Мы не научились полностью друг друга понимать и откуда нам догадаться, что может натворить животное в следующую минуту?
Звери должны жить только в тех регионах, где издавна обитали племена и стаи их предков, и не надо этих новомодных введений - завести котёнка пантеры или маленького крокодильчика. Из малюсенького существа вырастает очень большое, опасное и своенравное, а мы совершенно не готовы правильно предугадать его желание.
Ведь они не умеют говорить на нашем языке, а мы на ихнем.