Отзыв на Дамы скучают автора А. К

Боцим Бюголев
Автор: А.К.
Произведение: Дамы скучают. Дамы приходят в машинное отделение...

Мне очень понравилось это произведение, еще давно. Когда перечитываю, не перестаю восторгаться. Если не читали, рекомендую.
Это, как я вижу, поэзия, свободный стих. Мне он напомнил стихи А. Блока, например, это:

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух "Макбета".

Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.



В чем секрет "Дам", попробую разобраться.

Лаконизм и минимализм высшего разряда. Например: "Дамам скучно. Дамам весело..." Сколько всего между двумя фразами, какая емкость!

Что я называю емкостью?
Возьмем анекдот:

Во время оперы на сцену перед женским хором выбежала мышка. Оглохли две тысячи любителей оперы…

Автор шутки заставил работать воображение, которое ярко дорисовывает то, что опущено между двумя фразами: панику в хоре, при виде мечущегося по сцене мышонка, хаос, высокий женский крик или визг со сцены, зрителей в ужасе затыкающих уши. Типа того. Это я называю емкостью.

Еще подобный пример из "Дам":
"Он любит свою жену. В первом же порту он снимет проститутку".
Воображение читателя обречено совершить широкий скачок от смысла первого предложения до смысла второго.

Яркие образы: дамы, джентльмены, кочегары, матросы и их невесты, капитан, чайки, дельфин. Дельфин, который не завидует тонким талиям дам, поскольку "тонкая талия лишает обтекаемости, тонкая талия мешает плавать", просто великолепен. Первоклассный образец юмора и иронии. Чайки кратко, но замечательно обрисованы, и тоже не без хорошей доли иронии.

Вообще, сие произведение пропитано иронией, до сарказма. Но над чем иронизирует автор не легко понять. Пожалуй, над дамами, которые не знают, куда деваться от праздности. И над джентльменами, у которых все есть, и которых если что-то и вымытывает, так это игра в карты, в отличие, например от кочегаров. Ирония тонкая, это далеко не злобная насмешка. Автор скорее любуется дамами и джентльменами.

Непрестанные повторы гипнотизируют и завораживают. Можно представить психолога, предлагающего клиенту представить себя на этом корабле и гипнотизирующего его повторяющимися, стилистически однообразными фразами-мантрами.

Ярок здесь образ войны.
Но произведение с самого начала дает заряд оптимизма, ведь война большая закончилась и наступило "оживление на биржах и в банковском деле", а "рулевой крутит штурвал. Ветер бьет ему в лицо. Молодому парню весело от соленого ветра моря. На берегу его ждет невеста". Впереди его и читателя ждет все только хорошее.

Философской глубины произведению добавляют повторяющиеся фразы о том, кто знает, а кто не знает куда плывет корабль. Не всегда логичным кажется почему одни знают, а другие нет. Я был заинтригован и вообще эти места вызвали у меня некий интеллектуальный катарсис.

Мне кажется, как-то по особенному должны выстроиться звезды и планеты, чтобы родилось такое чудо. Как я заметил, не все проникаются обаянием этого произведения, поэтому я бы назвал его культовым, то есть таким, из которого одни делают культ и не перестают им восторгаться, а другие проходят мимо, не обратив внимания.

Итак, здесь я проанализировал то, что мне первое пришло на ум, по части  секретов этого замечательного пр-ния, и собираюсь еще поразмышлять. Ведь, по словам Л.Н. Толстого, в "умной критике искусства всё правда, но не вся правда, а искусство потому только искусство, что оно всё".


На страницу автора А.К. можно попасть через мой список избранных авторов. Ранее на его странице было немало произведений, но по неизвестным причинам он (давно уже) оставил одно это и, судя по всему, почти (или совсем?) не появляется на сайте.