Фельетон. Уши вянут

Татьяна Лозицкая
  Фельетон.   « УШИ    ВЯНУТ!»   Опубликован.- "Дмитровский вестник." 
" Надежда." " Липец. из."    2006 г.               

Понять истинную цену тому, чем владеешь, можно только в сравнение. Много лет я обращалась с иностранцами, читала иностранную литературу в подлиннике, а потом перечитывала русских классиков, меня охватывала гордость за Великих мастеров, создавших изумительные произведения  на одном из прекраснейших языков, к которому я отношусь с уважением и любовью.

Жаль, в последние годы разговорный русский язык, стал резко отличаться от литературного, когда вслушаешься в речь  прохожих людей  на улице, на ум приходит мысль.- Наше население  училось не в школах и вузах, а застенках исправительных учреждений.

 Зэковский жаргон, нецензурная брань, называемая в народе матом, у многих людей сделалась нормой общения.  Особенно эти  языковые паразиты   совсем  не уместно звучат в устах чиновников госучреждений.


В моей семье нет места  цензурной брани, но хочешь, не хочешь приходиться её  слушать. Маты  режут слух и оскорбляет, обидно. Это вызывает такое чувство, как будто побывал на помойке русского языка.   

В Германии, как меня то пригласили на стройку перевести инструкцию, я немного замешкалась, пытаясь более доступно пояснить прорабу – немцу. Он ответил  мне  с пренебрежением: -Да, что там ваш русский язык! Двадцать слов всего нужно знать, что бы тебя поняли!

  Удивленная я, принялась доказывать    немцу,  какой у нас прекрасный язык. Но он мне предоставил весомый аргумент по факту,   обескуражив меня.

 У него на стройке работали немцы – переселенцы из стран СНГ. Прораб - немец показал мне таблицу, с помощью которой он общается с этими рабочими. Он пояснил мне.

-  Сколько не говорю   на  немецком  языке   этим баранам,  ни чего не понимают. А вот  из  этой таблицы , скажу    на  русском  только одно слова, сразу  всё делают! И правильно!»

 Сразу  хочу уточнить, те бараны, то есть рабочие неплохо говорили на  немецком языке.

В таблице действительно стояло только одно слова,  самый короткий,   русский мат из трех буков, а рядом столбиком к нему были написаны: предлоги, иногда междометия  и наречия, заканчивалось всё это вопросительным или восклицательным знаком.

 После этого случая  я  стала  обращать внимание на речь окружающий, и невольно  подсчитывать. Сколько и за какое время может человек выплеснуть из себя такой  речевой грязи, то есть  словесных сорняков?

Можете  представить, получилась удручающая статистика.

Как то  я стоя, на остановке,   сделалось невольным слушателем беседы двух девушек. В трех предложениях  насчитала восемнадцать матов.   Сквернословия  не красили девушек, наоборот  вызывали отвращение к ним.

 В таких случаях стараюсь  деликатно, с  юмором сделать замечание. Девушки в ответ сразу грубят. Юноши слушают замечание и превращают всё в шутку, иногда даже извиняются, а главное после уже следят за своей речью.

  А вот другой не менее интересный случай произошёл   в автобусе, в котором было довольно жарко и тесновато.

Вошли трое молодых парней,  оживлённо беседуя, их прикалывало стесненное состояние, они весело с юмором смеялись. Один из  этих ребят, ну почти через каждое слово употреблял смачный мат.

Вдруг, неожиданно для себя, я начала  вслух считать эти маты , досчитала до  пятнадцати. Тут ребята, переглянувшись, замолчали  и озадаченно устремили свой взор на меня.

Самым любопытным оказался  злостный матюжник, спросил  у меня.

- Женщина! А что вы считаете?

-Ваши маты, молодой человек. - С иронической улыбкой, я  пояснила ему .

 Парень сначала возмутился,   а потом смутился, сделав  вывод самостоятельно.

 –  Это что , я самый последний матершинник?- В автобусе все пассажиры рассмеялись. А я уточнила, поясняя.

-Молодой человек!Ваши маты я стала не сразу считать. Их  был бы на много больше.

 До конца пути, его друзья потешались над ним, а парень в ответ обиженно кривил рожицы. Боясь уже за себя,  ненароком не обронить плохое слово.

Но превзошли всех , рекордсменами "злостными  матерщинниками"  стали  ребята из милиции. Как то раз  стояла я  в очереди   в  областной визовой- паспортной службе, в дали коридора,  из открытой двери кабинета оперного отдела слышался разговор, от которого всю  очередь коробило, и люди  ежилась от услышанного.

За десять минут было произнесено  тридцать два смачных матерных выражений. Я подумала.

- Наверняка,в кабинете   менты допрашивают отпетого уголовника, с многочисленными ходками на зону?
Не сдержав своего любопытства,  я заглянула в кабинет. Каково было моё удивление. В нём сидели: капитан, майор, один человек  в гражданском, развалившись в небрежной позе,     раскачиваясь в кресле, смачно покуривал сигарету , крыл матом, явно это был их сотрудник.

Осуждающе, покачивая головой, разводя руками, повернулась я   к не менее любопытной очереди, которую я не удивила, сказав.- Н-н-н, д-а-а!- И только это произнесла, но всем стало понятно. Кто  находится в кабинете. 

А недавно прибежала ко мне родственница, попросила в займы денег.

 Удивившись, я  ёрничала,  уточнив.- Вот диво! У вас же птицефабрика, продукция  всегда реализуется. Не уже ли   вам задерживают зарплату?   К пенсионерке прибежала за деньгами?

На что та мне с горечью ответила. –  Уже два месяца директор фабрики вместо зарплаты нам  выдает матюги. Но их то,  на хлеб не намажешь. А кушать то хочется!

 С досадой и горечью сквозь слезы ответила женщина, мать семейства.

Мне стало  жаль несчастную женщину.  Разделив свою  пенсию, я дала ей денег взаймы , надеясь, что когда ни будь ей выдадут  вместо матов, настоящую зарплату.