Вместо предисловия

Тата Копыл
  Каждое лето, сколько я себя помню, меня отправляли в деревню к бабушке. Там у меня появились и первые друзья, и первая любовь. Там я попробовала первую сигарету и первый стакан настоящей самогонки. Поездки к бабушке закончились на третьем курсе института, и были уже не такими долгими, а скорее – визитами вежливости. Но я до сих пор с нежностью и какой-то отчаянной грустью вспоминаю мое детство, отрочество и юношество, мои каникулы, проведенные в маленьком поселке, в 120 км от Санкт-Петербурга.

Бабушка моя до сих пор живет там, как и друзья детства, кто не был убит в Чечне, не утонул по пьяни, и не сел в тюрьму из-за поножовщины или драки. Сейчас, когда я пишу эти строки, я понимаю, как страшно это звучит. Но от реальности не уйти. Это судьба маленькой деревни, которая после развала нашей страны была обречена, как и тысячи других… О моих друзьях, моем детстве, моей юности в «Эпоху перемен», как это называли в то время, можно написать очень много. Но я бы хотела посвятить эти рассказы, именно моей бабушке, бабе Клаве, как ее называли мои друзья.
 
  Каждый вечер, перед сном, бабушка любила предаться воспоминаниям. Причем ей совершенно было неважно, слушают ее или нет. Я засыпала под ее рассказы, о чем сейчас очень жалею. С годами некоторые истории своей жизни она повторяла раз за разом, видимо, память уже тогда начала ее подводить. Самые частые ее воспоминания отложились у меня в голове и ждали своего часа.

 Сейчас, когда моя дочь доросла до возраста подростка, с его максимализмом и полным отрицанием всего, я хочу записать рассказы моей бабушки для нее. Порой очень больно осознавать, что понятие Великая Отечественная война напрочь не укладывается в ее голове. Блокада Ленинграда – просто словосочетание, а победителями были войска антигитлеровской коалиции. И не скажешь ничего – ведь сейчас так учат в школе. Но обида и злость за то, что забыли о великой стране, где не было «трудовых мигрантов», а были «народы союзных республик», где наши спортсмены, вне зависимости от отношения к СССР в Европе, Америке и иже с ними, занимали весь пьедестал почета на Олимпийских играх, где простые, подчас необразованные люди отстроили страну и подняли ее из такой разрухи, которая Евросоюзу и не снилась, всего за пять лет – есть. Поэтому я пишу. Может быть, спустя десять-двадцать лет ей и ее сверстникам это будет интересно.