Христос напрасно умер?

Михаил Анохин
Тут вот, господа мои на одном из либеральных сайтов развернулась дискуссия суть который умещается в следующих тезисах.

1. Почему Россия не правовое государство?

2. Следствие первого. Почему русский народ так наплевательски относится к закону?

Так вот хочу сразу  начать с тезиса условно своего.

1. Право вытекает из правосознания данного народа и таким образом, нет и не может быть какого-то всеобщего права, тем более абстрактного, как в физике идеальный газ.

2.  Законы бывают а) естественные, ну как, например, закон Ома, или Ампера.

3. Бывают законы «дательные», скажем как законы данные Моисею на горе Синай, или принятые Госдумой, или иным каким органом власти.

4.  Бывают законы, совпадающие с правом, а бывают законы, в которых право и не ночевало. Иначе говоря, законы защищающие интересы тех или иных экономических, или политических, или общественных групп, как говорят социологи – страт.

Поскольку я не профессор юридических наук, а писатель, то аргументируя свои тезисы,  я буду прибегать к работам авторитетных в этой области людей. Вот почему я оговорился, что эти тезисы условно мои.

В 1994 году в издательстве «Наука» Санкт-Питербурга издан двухтомник Ивана Александровича Ильина.  Этот два тома стали моими университетами в вопросе права.  Это было своевременное приобретение, так как  к этому времени я только-только продрался сквозь густые заросли юридической мысли Георга Гегеля («Философия права»). Читал Ивана Ильина  с карандашом в руках, как и положено прилежному школяру.

3 октября 2005 года в Москве состоялась церемония перезахоронения останков философа Ивана Ильина.  Но у меня осталась стойкое ощущение, что его дух, его интеллектуальное наследие так и не вернулись в Россию. Потому что на всех уровнях, даже в названиях органов власти ни каких изменений не произошло. И прокуратура, и полиция и суды – все названо – правоохранительными органами. На самом же деле по факту своей деятельности они охраняют закон. Ну, а дальше,  сколько в этом законе права, настолько они и правоохранители, сберегатели и оберегатели этого права.

Итак, перейдем к самому тезису об истоках права. Иван Ильин эти истоки формулирует так:
«Право и государство возникают из внутреннего духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания. Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичном правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания. Строго говоря - этим всё сказано». («Евраазиатский временник» Кн. IV Париж 1927 год.

Тут, в этой формуле и ответ на вопрос: почему русский народ не является законопослушным народом.

Очевидно по одной весьма важной причине – в законах не отражено его правосознание. Более того можно смело утверждать что многие законы и особенно практика их применения просто корежит, взрывает это правосознание!
Десятки тысячи примеров, но наиболее наглядный ясный и точный пример не правового подхода продемонстрирован  с госпожой Васильевой и бывшим министром обороны Сердюковым.

    «Аверинцев признавал, что скрытое воздействие христианской традиции не прекращается и тогда, когда о православной традиции и не вспоминают.
Иван Киреевский доказывал, что у православного человека все мысли и действия восходят непреднамеренно к христианскому смирению. Тогда как западная культурная традиция поддерживается рациональным, преднамеренным усилием.
Этой духовной традицией сформирован тип мышления, который порождает, в свою очередь, целый шлейф культурных последствий вплоть до тех или иных стереотипов поведения. Например, если в одной культуре смирение это духовная ценность, то в другой культуре смирение – жалкое рабство».                (Н.Кофырин «Как политика убивает культуру»).

Мы другие! Вот что следовало понять всем европейским цивилизаторам. Не лучше других, но и не хуже их!

В своей работе «Народ без элит» русский философ  Александр Панарин  эту же мысль Ильина выразил так:
   «Элита является голосом нации. Все страстные, но не находящие адекватного самовыражения томления народа, его глубинные интересы, его мечты и протесты – все это улавливается сыновним чувством элиты и отливается в творения литературы, в политические инициативы, в новые административные решения. Элита хранит и идеологически оформляет в соответствии с историческим временем священные основы национального бытия, ценностные и мировоззренческие ориентиры общества, обусловливает идентичность преемственности идеалов и поколений. Элита определяет национально-государственное, культурное и цивилизационное лицо этноса.  Национальная элита живо связана с народом, но не сводима лишь к выражению народной культуры на более высоком интеллектуальной уровне. Элита — сама генератор идей, волевой творец культуры. Элита — не политический истэблишмент. Она не имеет сегодня обусловленных социальных преград. Увы, сегодня русский народ не имеет своей элиты. Есть люди-маяки русской культуры, художники, писатели. Есть храбрые русские офицеры. Есть замечательные священники. А элиты нет».

Что есть? Есть гламур, есть наднациональная элита тесно связанная с глобальными корпорациями. Есть государственная бюрократия неотделимая от коммерции и спекулятивных финансовых структур. Всё нынешнее российской правительство, так или иначе, связана с коммерческими интересами субъектов экономик на её территории и за рубежом.

Россия представляет  собой  кентавра – одна сторона, повернутая в глобальный мир, яростно защищает свой суверенитет, другая - жадно поедает все ресурсы государства и тащит мимо этой первой, рычащей головы своё жирное, хищное тело в чуждые экономические и политические субъекты глобального мира.

И вот в этих условиях разве возможно ждать какого-то законопослушания? Напротив – это еще удивительно, как толерантно относятся наши граждане к гнетущему, не правовому законодательству и к волюнтаристской практике его применения.
Конечно и это долготерпение – результат христианизации нашей страны.

   «В русской культуре и литературе всегда испытывается недоверие к доминированию права. И это недоверие всегда имеет религиозный смысл. Акцент на правовое государство означает, помимо всего прочего, полную замену вектора русской традиции. Это означает, что отсекается главенство благодати над законом. Это означает отречение от христианской сущности.  Юридизм в русской культуре никогда не имел самодовлеющего значения. Ибо если законом оправдание, то значит Христос напрасно умер».  (Н.Кофырин «Как политика убивает культуру»).
                Прокопьевск 2015-10-26