Новое Варварство - 4 Кошачий город

Алексей Улитин
Новое Варварство - 4
Пророчество Старины Шэ
«— Обилие ученых свидетельствует либо о расцвете культуры, либо о ее упадке. Смотря по тому, что понимать под учеными». Пожалуй, эту фразу из фантастической повести Лао Шэ, выдержанной в сатирическом стиле, следует выбить перед входом в каждый Университет и Институт страны. Вот уж в чем-чем, а в этом аспекте жизни «старина» Шэ (Лао - старый приятель по-китайски) попал прямиком в яблочко. Непросты его "Записки о кошачьем городе", ох как непросты, несмотря на то, что написаны в далеком 1932 году...
Суть данной повести вроде бы незатейлива - китайский космонавт попадает на Марс, где обнаруживает цивилизацию марсиан, похожих на кошек. Цивилизацию с древней историей, поэзией и культурой, Цивилизацию с поголовной грамотностью и обилием ученых...


Только вот на поверку оказывается, что кошачья поэзия - это не более чем набор «красивых слов без всякой мысли», вроде такого: «драгоценный живот». Кстати, это произошло от поголовной наркотизации населения "дурманными листами", после чего физический труд был в городе забыт... А наука... Что может наука без практики? Для тех, кто «изучал» машины – не построена промышленность, кто «изучал» торговлю, высший удел - быть лоточником, для тех, кто «изучал» сельское хозяйство – тупое выращивание дурманных деревьев. И, как результат, через двести лет (настоящее время по повести) выясняется, что всеобщая грамотность достигается однодневным обучением в школе-университете, где нет даже экзаменов, в которую ходят «не учится, а получать диплом». У кого есть деньги и связи – тот после поучения образования становится чиновником, все остальные – быдлом, которые за пару листов дурман-дерева могут убить кого угодно. Финал кошачьего государства был быдлячий, как и его жизнь. Внутренняя революция без цели (читай, оранжевая) наложилась на внешнее вторжение лилипутов. Те были существами прагматичными и попросту вырезали всех людей-кошек без особого разбора.
Когда я, Алексей Улитин, семилетний первоклассник, прочитал повесть в первый раз, сидя в читальном зале детской библиотеки в далеком 1988 году, то лишь пожимал плечами, улыбаясь сказочности сюжета, и списывал все на «китайский колорит», но вот сейчас, я, которому пошел тридцать пятый год жизни, думаю иначе. И уже не смеюсь. Мне страшно!
Да и как может быть по-другому, когда преподавая в своем ВУЗе, я уже вижу аналогии с марсианским кошачьим городом. Первые две недели мне вновь пришлось потратить на… школьную программу, начиная с класса седьмого советской школы. Что еще можно сказать, когда в открытую идут разговоры об отмене всех экзаменов до четвертого курса включительно, оставив только госэкзамены? Причина – чтоб «детки» не переживали по поводу того, что они не равны по своим знаниям. То же самое я слышал три года назад, когда по контракту работал в одном из лицеев. Там мне тоже намекнули, что поскольку детки в лицее все «умные», то троечников быть не должно… Как вы думаете, к чему это приведет?
Говорят, любимой фразой адмирала Эссена, того самого Николая Оттовича Эссена, подлинного героя русско-японской войны, человека, который сумел своей кипучей энергией восстановить русский флот на Балтике после его Цусимского погрома, был призыв адмирала Макарова: «Помни войну!». Этим наставлением он сопровождал каждое назначение офицеров на корабли, им он руководствовался, когда, будучи приглашен на заседание Государственной Думы, обложил едва ли не матом делавших на пацифизме политический капитал депутатов, оно же гнало его в море, и оно же заставляло усиленно работать мозгами его флаг-офицеров – тоже выживших в бойне русско-японской войны, в результате чего появилась сначала «бархатная папка», а уже из нее – спецоперация в стиле технотриллера начало века двадцатого – дерзкий рейд эсминцев и минного транспорта по массовому минированию нейтральных вод до… официального объявления войны…
Вот и сейчас, пора всем здравомыслящим бросить призыв: «Помни о кошачьем городе!» С ним на устах бороться против «реформирования», которое загоняет нас в положение марсианских людей-кошек, его говорить первокурсникам педагогических институтов и им же благословлять выпускников его. Иначе…
…Отдохнув, солдаты принялись рыть землю: несколько неуклюже, но быстро, без всякой лени и сомнений. Вскоре они выкопали огромную яму, подогнали к ней толпу пленных людей-кошек, окружили их и начали сталкивать вниз. От криков несчастных разорвалось бы даже железное сердце, но у лилипутов сердца оказались крепче железа. Орудовали они металлическими палками. Среди жертв было много женщин, некоторые с детьми на руках. Не в силах спасти их, я закрыл глаза, но крики и плач раздаются у меня в ушах до сих пор. Постепенно шум стих, и я увидел, что низкорослые звери уже утаптывают землю. Всех закопали живьем! Страшное наказание за неспособность сопротивляться! Я не знал, кого сильнее ненавидеть, но чувствовал, что люди, не уважающие самих себя, не могут рассчитывать на человеческое обращение; подлость одного способна погубить очень и очень многих.
Если бы я до конца осознал все, что видел, я ослеп бы от слез. Лилипуты показались мне самыми жестокими тварями, они действительно уничтожили Кошачье государство – даже его мухи были обречены на гибель…"