Любить пересмешника

Виктор Притула
Юмор бывает разный. Есть, например, юмор висельника. Когда так смешно, что жить не захочется. А могут напротив так насмешить, что возрадуешься жизни и возопишь: легко на сердце от Лукас весёлой!
Есть такая остроумная девушка в издательстве «Гаятри», неостроумных там просто не держат, которую зовут Ольга (имя, полагаю, подлинное), а вот Лукаса она позаимствовала у Кортасара. Начитанная девушка. Которая, к тому же, -  замечательная пересмешница. Взяла все сказки нашего детства от Шарля Перро и братьев Гримм до Андерсена и Сент-Экса и сделала из них радостную книгу «Золушка на грани». Ну, что за прелесть, эта Лукас! – повторю я, перефразируя классика.
Ещё один замечательный сказочник из «Гаятри» - Сергей Седов. Его новая книга «Сказки про Вову, президентов и волшебство» такая же первоклассная, как две предыдущие. Если вы почему-то их не читали, то найдите и обязательно прочитайте. Потому что его книги дарят нам надежду.
А вот «Эники-беники» Валерия Шемякина я могу классифицировать как юмор висельника. Автор обещает нам продолжение своей истории, которую можно  воспринять как свифтовскую аллегорию на современные нравы российской политической жизни, а можно поискать в ней мотивы «Мелкого беса» Фёдора Сологуба или книг Виктора Пелевина. Кому что по душе. Мне свинцовых мерзостей русской жизни вполне хватает в нашей повседневности. Но в «Гаятри» привечают пересмешников всяких и разных. Рядом с чёрным юмором или сатирой цвета сажи от  Шемякина книга юной Ксении Букши «Жизнь господина Хашим Мансурова», написанная, примерно, на ту же тему новейшей постсоветской истории, очень хороша в четырёх главах и безнадёжно плоха в последней пятой главе. Видно изменило в последний момент чувство юмора. Потянуло Ксюшу на библейскую патетику, а получилась в итоге «юбочка из плюша» из репертуара Алёны Апиной. Жаль! Потому, что четыре четверти книги гораздо лучше шемякинского повествования.
Следы Ольги Лукас были обнаружены мною и в пятом выпуске антологии «Русских инородных сказок», о котором его составитель Макс Фрай сказал такие слова: «Будем считать этот сборник скромным вкладом в борьбу с распространёнными заблуждениями. Потому что сказки у нас не заканчиваются. Со временем они становятся только интереснее и лучше, а их авторов только прибывает. И вообще все только начинается, а вы и не знали небось». В питерской «Амфоре», где собирают в книжки выпуски «Русских инородных сказок», вышла также новая книга популярного писателя-юмориста, автора выдержавших несколько переизданий книг «Пьяные ежики» и «Пьяные сказки» Евгения Шестакова. В отличие от двух первых книг это дневники писателя-смехача за пять лет с 2002 по 2006 год. Я люблю читать дневники писателей, но книга «Дятел оборудован клювом» - чтение особого рода. Потому что у Шестакова мозги особого рода. Неординарные. И мысли у него не такие как у других. Хорошие мысли. Смешные!
А теперь, поговорим о любви, мистике, мифологии и невыносимой тусклости бытия. Московское издательство «Флюид» не перестает поражать лучшими образцами современной зарубежной прозы. Читаются эти книги на одном дыхании, до того они хороши! Дебютный роман француза Яна Муакса «Праздники любви», удостоенный Гонкуровской премии «За первый роман» - настоящий гимн любви. Это современная «Песнь песней», где главный герой через всю свою жизнь проносит любовь к девочке, девушке, женщине по имени Элен. И не важно, что Элен не видит его в упор. В его буйных фантазиях любовная страсть достигает такого накала, что способна испепелить любого поблизости, но только не нашего героя. Думаю, этот шедевр любовной прозы не случайно попал в серию «Пространство отражений». В этом проекте издательства «Флюид» действительно собраны литературные шедевры всех времён и народов. Таков роман знаменитого немецкого романтика, музыканта и живописца Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Эликсиры сатаны». Это одно из лучших произведений Гофмана, в котором мистическое начало – лишь оболочка, скрывающая духовную сущность героев. После этого романа можно смело объявлять Гофмана предтечей Франца Кафки. В серии «Испанская линия» - потрясающий по исполнению роман Хавьера Аспейтья «Плач Минотавра». Здесь античная мифология стала для автора одновременно холстом и красками для создания удивительно красивого, безупречно гармоничного романа.
В «Скандинавской линии» нам предлагают роман шведа Юнаса Гарделя, описывающего будни соседей одного дома. Их жизнь сыплется день за днём в пугающей обыденности. Но героям не до этого. Занятые своими мелкими страстишками они и не замечают, что «Вот так  уходит день от нас, уходит безвозвратно».