Отклик на одно из последних интервью Л. Гумилёва

Николай Судзиловский
     Телепередача "Этносы земли". Лев Николаевич Гумилев излагает свои выводы о роли пассионарности, о ее природе,  зарождении и проявлении, о причинах  растраты  и  постепенного угасания. Для меня очень убедительный  довод  в  пользу  его концепции - явные аналоги пассионарности  с  энергетическими зависимостями из  естественнонаучной  области,  такими,  как распределение Больцмана, особенности  замораживания  растворов различной температуры и т.д. Наиболее преступный, с точки зрения советского обществоведения, тезис  о  генетической природе пассионарности практически подтверждается  для  меня историей собственной семьи, тем, что известные мне люди  повышенной жизненной активности - это,  как  правило,  "потомственные пассионарии". Да и сам Гумилев, помнится...
     Один из слушателей задает Льву Николаевичу вопрос: -  а возможно ли в будущем выделение "пассионарного"  гена?  Следует пояснение - такая возможность не исключена,  но  вполне вероятно, что пассионарность определяет не единственный ген, а их комбинация, что сильно осложнило бы ситуацию и  сделало выделение фактора пассионарности весьма сомнительным.  Похоже, слушатель огорчен - меня же ответ профессора  порадовал. А то, представляете? - набегут покорители природы с микроскопами и скальпелями - и начнется!.. Жалко маленького гена,  в который сразу же вцепится огромная толпа паразитов:  -  "Ах, первостепенное значение", "Ах, мы не можем ждать милостей от природы...", "Ах, передовые методы генной инженерии..."  Было уже все это, не раз было - только счастья никому не  принесло.

 Говорят, человек "спроектирован" лет на  двести  -  а живет 60-70. Если очень повезет, конечно. Так надо ли в  генах ковыряться, или проще, естественней, экономичнее,  наконец, не вгонять его в гроб, поберечь, насколько  это  в  наш век возможно? То же самое и с пассионарностью.

     Рассмотрим предпосылки.
 
   Первое - Пассионарность -  фактор, определяющий жизнеспособность народа. Второе - она  определяет энергетические возможности человека и народа, но не их направленность, может способствовать как созиданию, так и разрушению. И третье - это наследственный  признак,  имеющий рецессивный характер. Стоп, достаточно! По этим вводным ставим задачу - обеспечив  необходимый  уровень  пассионарности народа, гарантировать  ему  сопротивляемость  разрушительным внешним факторам.
 Подобные задачи без особых затруднений решали неграмотные,  по  современным  научным  представлениям, крестьяне-животноводы, иногда решают даже наши ученые  специалисты сельского хозяйства.  А  человек,  в  биологическом смысле, тоже животное, как ни бесит это несомненное  положение некоторых запредельных моралистов. В животноводстве  такая задача называется селекцией  по  основному  направлению. Репродуктивные группы формируют таким образом, чтобы  увеличить вероятность проявления у потомства  целевого  признака, при недостатке материала прибегают к нежелательному  в  других обстоятельствах  инбридингу,  при  наличии  единственной особи с заданным  признаком,  ей  обеспечивают  условия  для производства наиболее многочисленного и здорового потомства. На этой стадии задачу  можно  сформулировать  как  получение достаточного количества исходного для дальнейших работ материала. Далее следует нейтрализация возможных последствий инбридинга вливанием свежей крови, отбор, закрепление полученных у потомства заданных свойств и т.д.

 В России первая стадия этой задачи, применительно к человеческому обществу, решалась в X, XI и последующих веках путем предоставления  лицам, проявляющим полезную для государства повышенную  активность,  родового  имения,  вотчины,  поместья,  оформившихся к XYIII веку в имения. Вопреки утверждениям официального  советского обществоведения, имения эти разошлись не  по  кабакам да цыганам - они дробились в результате обилия наследников, обеспечение рождения, пропитания, образования и  воспитания которых и явилось главным общественным итогом тех феодальных форм  землепользования (это относится, главным образом, к России с её сословиями, сформировавшимися в результате разделения общенародных обязанностей на основе природных задатков, в отличие от запада с его жёсткими майоратом и миноратом, направленными на сохранение однажды достигнутого родом благосостояния). Посмотрите  энциклопедии  - появление из века в век одних и тех же фамилий в числе  наиболее заметных общественных деятелей - это не всегда  совпадение и не только следствие захвата власти кучкой эксплуататоров-кровопийц. Попадутся вам там и примеры  именитых  злодеев, но это обстоятельство указывает  лишь  на  несовершенство воспитательной системы, позволяющее направить часть потенциально созидательной пассионарности по  разрушительному, нежелательному пути.

Другой формой стимулирования и специализации пассионарности на Руси было казачество, предоставленные ему  привилегии, позволявшие нейтрализовать рецессивный характер  наследования целевого признака. Результат такой политики - Россия начала нашего века, победы народа над его конкурентами, позволившие последовательно выбить их всех из соревнования за лидерство в Европе. Да и Победа в Великой Отечественной, в неменьшей степени, чем победа над  Наполеоном,  определялась накопленной за предыдущие столетия пассионарностью.

     К сожалению, имеется в нашей истории и  пример  решения обратной задачи. Весь советский период и наша сегодняшняя действительность, как будто специально рассчитаны на уничтожение пассионарной фракции народа, обеспечивающей его жизнестойкость. Первый и наиболее  жестокий  удар  был  нанесен именно по сословиям, являвшимся главными носителями  русской пассионарности - по дворянству и казачеству. Затем последовал длительный лагерно-казарменно-стойловый период, последовательно гасивший  инициативность  и  насаждавший  исполнительность. Потом, убедившись в наличии у нашего народа  значительной остаточной пассионарности, делающей победу над нами по-прежнему маловероятной, нас поделили на части  и,  подавляя  по-прежнему  пассионарность  русских, составлявших большинство и являющихся создателями и носителями нашей  государственности,  стали  усиленно  стимулировать  активность прочих народностей и придавать ей вульгарно-националистическую окраску.
 Насколько можно судить по результату, цель  таких действий - раздробить единый народ  России  и  направить пассионарность его частей внутрь, на самоуничтожение,  сведя к нулю ее внешнюю составляющую, которая позволяет решать внешние проблемы, такие, как самооборона, защита национальных интересов...
 Вряд ли может обмануть  наблюдательного человека и сегодняшняя рыночная фразеология. Все эти "конкурентоспособность", "предприимчивость" и  прочие  воспеваемые на словах качества - это всего лишь новая упаковка для старых  упражнений в послушании начальству, все чаще откровенно наружному, иностранному, начальству, для которого все  мы  -  лишь сырье для выколачивания выгоды.

     Создаётся впечатление, что кто-то искусственно способствует старению народа, добиваясь нашего преждевременного схода с мировой политической арены.
     Либо сегодняшние правители России настолько глупы,  что не понимают - облегчая себе управление сегодня, путем  превращения народа в стадо, они обрекают этот народ /в том  числе собственных детей и внуков/ на уничтожение  или  рабство.
Либо они относят себя к какому-то другому народу.

(опубликовано в начале 90-х годов)
 
Реакция читателя и ответ автора в материале "Слепота или умысел. Гумилёв - 2015"в ссборнике "Рзмышления у телевизора"
"Элиты и сословия" в сборнике "Заминированные темы".