Телепередача "Этносы земли". Лев Николаевич Гумилев излагает свои выводы о роли пассионарности, о ее природе, зарождении и проявлении, о причинах растраты и постепенного угасания. Для меня очень убедительный довод в пользу его концепции - явные аналоги пассионарности с энергетическими зависимостями из естественнонаучной области, такими, как распределение Больцмана, особенности замораживания растворов различной температуры и т.д. Наиболее преступный, с точки зрения советского обществоведения, тезис о генетической природе пассионарности практически подтверждается для меня историей собственной семьи, тем, что известные мне люди повышенной жизненной активности - это, как правило, "потомственные пассионарии". Да и сам Гумилев, помнится...
Один из слушателей задает Льву Николаевичу вопрос: - а возможно ли в будущем выделение "пассионарного" гена? Следует пояснение - такая возможность не исключена, но вполне вероятно, что пассионарность определяет не единственный ген, а их комбинация, что сильно осложнило бы ситуацию и сделало выделение фактора пассионарности весьма сомнительным. Похоже, слушатель огорчен - меня же ответ профессора порадовал. А то, представляете? - набегут покорители природы с микроскопами и скальпелями - и начнется!.. Жалко маленького гена, в который сразу же вцепится огромная толпа паразитов: - "Ах, первостепенное значение", "Ах, мы не можем ждать милостей от природы...", "Ах, передовые методы генной инженерии..." Было уже все это, не раз было - только счастья никому не принесло.
Говорят, человек "спроектирован" лет на двести - а живет 60-70. Если очень повезет, конечно. Так надо ли в генах ковыряться, или проще, естественней, экономичнее, наконец, не вгонять его в гроб, поберечь, насколько это в наш век возможно? То же самое и с пассионарностью.
Рассмотрим предпосылки.
Первое - Пассионарность - фактор, определяющий жизнеспособность народа. Второе - она определяет энергетические возможности человека и народа, но не их направленность, может способствовать как созиданию, так и разрушению. И третье - это наследственный признак, имеющий рецессивный характер. Стоп, достаточно! По этим вводным ставим задачу - обеспечив необходимый уровень пассионарности народа, гарантировать ему сопротивляемость разрушительным внешним факторам.
Подобные задачи без особых затруднений решали неграмотные, по современным научным представлениям, крестьяне-животноводы, иногда решают даже наши ученые специалисты сельского хозяйства. А человек, в биологическом смысле, тоже животное, как ни бесит это несомненное положение некоторых запредельных моралистов. В животноводстве такая задача называется селекцией по основному направлению. Репродуктивные группы формируют таким образом, чтобы увеличить вероятность проявления у потомства целевого признака, при недостатке материала прибегают к нежелательному в других обстоятельствах инбридингу, при наличии единственной особи с заданным признаком, ей обеспечивают условия для производства наиболее многочисленного и здорового потомства. На этой стадии задачу можно сформулировать как получение достаточного количества исходного для дальнейших работ материала. Далее следует нейтрализация возможных последствий инбридинга вливанием свежей крови, отбор, закрепление полученных у потомства заданных свойств и т.д.
В России первая стадия этой задачи, применительно к человеческому обществу, решалась в X, XI и последующих веках путем предоставления лицам, проявляющим полезную для государства повышенную активность, родового имения, вотчины, поместья, оформившихся к XYIII веку в имения. Вопреки утверждениям официального советского обществоведения, имения эти разошлись не по кабакам да цыганам - они дробились в результате обилия наследников, обеспечение рождения, пропитания, образования и воспитания которых и явилось главным общественным итогом тех феодальных форм землепользования (это относится, главным образом, к России с её сословиями, сформировавшимися в результате разделения общенародных обязанностей на основе природных задатков, в отличие от запада с его жёсткими майоратом и миноратом, направленными на сохранение однажды достигнутого родом благосостояния). Посмотрите энциклопедии - появление из века в век одних и тех же фамилий в числе наиболее заметных общественных деятелей - это не всегда совпадение и не только следствие захвата власти кучкой эксплуататоров-кровопийц. Попадутся вам там и примеры именитых злодеев, но это обстоятельство указывает лишь на несовершенство воспитательной системы, позволяющее направить часть потенциально созидательной пассионарности по разрушительному, нежелательному пути.
Другой формой стимулирования и специализации пассионарности на Руси было казачество, предоставленные ему привилегии, позволявшие нейтрализовать рецессивный характер наследования целевого признака. Результат такой политики - Россия начала нашего века, победы народа над его конкурентами, позволившие последовательно выбить их всех из соревнования за лидерство в Европе. Да и Победа в Великой Отечественной, в неменьшей степени, чем победа над Наполеоном, определялась накопленной за предыдущие столетия пассионарностью.
К сожалению, имеется в нашей истории и пример решения обратной задачи. Весь советский период и наша сегодняшняя действительность, как будто специально рассчитаны на уничтожение пассионарной фракции народа, обеспечивающей его жизнестойкость. Первый и наиболее жестокий удар был нанесен именно по сословиям, являвшимся главными носителями русской пассионарности - по дворянству и казачеству. Затем последовал длительный лагерно-казарменно-стойловый период, последовательно гасивший инициативность и насаждавший исполнительность. Потом, убедившись в наличии у нашего народа значительной остаточной пассионарности, делающей победу над нами по-прежнему маловероятной, нас поделили на части и, подавляя по-прежнему пассионарность русских, составлявших большинство и являющихся создателями и носителями нашей государственности, стали усиленно стимулировать активность прочих народностей и придавать ей вульгарно-националистическую окраску.
Насколько можно судить по результату, цель таких действий - раздробить единый народ России и направить пассионарность его частей внутрь, на самоуничтожение, сведя к нулю ее внешнюю составляющую, которая позволяет решать внешние проблемы, такие, как самооборона, защита национальных интересов...
Вряд ли может обмануть наблюдательного человека и сегодняшняя рыночная фразеология. Все эти "конкурентоспособность", "предприимчивость" и прочие воспеваемые на словах качества - это всего лишь новая упаковка для старых упражнений в послушании начальству, все чаще откровенно наружному, иностранному, начальству, для которого все мы - лишь сырье для выколачивания выгоды.
Создаётся впечатление, что кто-то искусственно способствует старению народа, добиваясь нашего преждевременного схода с мировой политической арены.
Либо сегодняшние правители России настолько глупы, что не понимают - облегчая себе управление сегодня, путем превращения народа в стадо, они обрекают этот народ /в том числе собственных детей и внуков/ на уничтожение или рабство.
Либо они относят себя к какому-то другому народу.
(опубликовано в начале 90-х годов)
Реакция читателя и ответ автора в материале "Слепота или умысел. Гумилёв - 2015"в ссборнике "Рзмышления у телевизора"
"Элиты и сословия" в сборнике "Заминированные темы".