Закрытая книга

Домский
Пьеса для АА /Анонимные Алкоголики/

/по заказу казанского отделения АА/

/адаптировано к большому безалкогольному праздничному представлению, по мотивам произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»/

Действующие лица:

Остап Бендер – свободный художник, алкоголик, стремящийся побороть свой пагубный недуг;
Шура Балаганов – тихий добрый пьющий парень, без определённых занятий;
Адам Козлевич – шофёр – алкоголик;
Михаил Самуилович Паниковский – старый пьяница, любитель денег и женщин;
Мадам Грицацуева – знойная женщина;
Корейко – злой негодяй;
Эллочка – его сообщница.


Действие первое

На сцене стоят несколько столиков с сидящими вокруг них пьяными и пьющими, громко разговаривающими людьми. Играет джазовая музыка.  В глубине – барная стойка. За стойкой бармен, разливающий в кружки пиво. На переднем плане столик, за которым сидят  два человека. Один из сидящих - Шура Балаганов, молодой человек с густой шевелюрой, одетый в спортивные штаны и футболку со шнуровкой на вороте.  Бармен, с белым полотенцем на шее, подходит и ставит перед Шурой две кружки. Шура отхлёбывает пиво, и грызёт орешки, сплёвывая их в тарелку.
Рядом с Шурой, положив голову на руки, сидя на стуле, спит Козлевич. Он одет в длинный охотничий плащ и потёртую шляпу. Перед Козлевичем стоит его полупустая кружка. На тарелке перед ним два пирожка. Осмотревшись по сторонам, Шура отламывает и быстро отправляет себе в рот пол - пирожка.
Входящий Остап становиться неожиданным свидетелем этой сцены.

Остап: - Нехорошо, молодой человек, чужие пирожки таскать!
Шура (смущаясь): - Да я, так, попробовать….
Остап (присаживаясь): - И пробовать нечего! (берёт и доедает оставшуюся половину пирожка) Тесто недосоленное. Лук не свеж. К тому же пирожок пережарен. Что же касается яиц… (Остап замолкает, задумавшись)
Шура (подсказывая): - Что касается яиц?
Остап (словно очнувшись): - Да, что касается яиц?
Шура (смущённо улыбаясь): - Это вы начали говорить, касательно яиц.
Остап: - Ах, да! Что же касается яиц, то из них никогда никто не вылупился бы, кроме сальмонеллеза.
Шура: - Что это?
Остап: - Молодой человек, в наше время не интересоваться открытиями науки – преступление. Кстати, знаете, как называют пирожок с луком и яйцами на Британских островах?
Шура: - Нет. Как же?
Остап: - Робин Гуд!
Шура (Заливается громким смехом. Видно, что ему всё более приятно общение с незнакомцем. После паузы): - А почему Робин Гуд?
Остап (смотрит на Шуру в упор. После паузы): - Долго объяснять!
Шура: - Кстати, не желаете ли пива? (пододвигает к Остапу одну из кружек).
Остап (залпом осушает кружку. Протягивает Шуре руку): - Остап Ибрагимович Бендер. Свободный художник.
Шура: - Шура Балаганов. Безработный.
Остап: - На какие «шиши» гуляем, товарищ безработный?
Шура: - Недавно я разработал несколько килограммов цветных металлов. В виде кабеля.
Остап (кивая понимающе): - Металлист, значит. Я же, по жизни, более джазмен. Тянет, знаете, на импровизации. (Щёлкает пальцами в такт музыке. Затем, берётся за голову) Кажется, встаёт на место. Как это надоело, право!
Шура: - Что надоело?
Остап: - Пьёшь – опохмеляешься. Пьёшь – опохмеляешься! Конца не видно! И всё задуманное. Всё! Проходит мимо! Да что там, жизнь проходит мимо.
Шура: - Что же делать?
Остап (достаёт из нагрудного кармана бумажку, аккуратно разворачивает): - Вот вырезка из американского научного журнала.
Шура: - Я не понимаю по-иностранному. Что там написано.
Остап: - Краткое содержание этой статьи таково. В ней говориться о том, о чём давно уже ходят легенды, что существует некая таинственная рукопись, прочтя которую любой алкоголик бросает пить. Эту книгу написал один учёный - алхимик, который  пил, как бочка. У них - у учёных, спирт всегда водится, причём в чистейшем виде! Но, затем, этот учёный стал испытывать сильнейшие проблемы на всех фронтах, включая здоровье. Призадумался над своей жизнью. Начал искать и, - внимание! - нашёл-таки способ побороть тягу к алкоголю, который и описал в этой волшебной книге!
(Складывает вырезку и кладёт обратно в карман) – Эх! Найти бы эту книгу! Говорят, во всём мире существует всего несколько переписанных от руки экземпляров. И хранятся они своими обладателями за семью печатями, ибо… информация стоит денег. Больших денег! Как бы много я отдал, чтобы найти человека обладающего одной из этих книг.
Шура: И что тогда?
Остап: - Тогда бы я сделал всё, чтобы он вручил мне эту книгу. В крайнем случае...
Шура: Пошли бы на всё? Даже… (душит себя руками, смешно закатывая глаза).
Остап: Не пошлите, Шура. Остап Бендер никогда никого не убивал. Его убивали – это было. Есть несколько относительно честных способов заставить контрагента пойти на согласие, не нарушая Уголовный кодекс. Но, что с того…. Ведь мы не знаем этого человека.
Шура (громким шёпотом):  - Я знаю такого человека!
Остап: - Но, но! Я по пятницам не наливаю!
Шура: - Честное слово, мсье Бендер!
Остап: - Шура, если вы хотите окончательно перейти на французское общение, то предложите мне коньяк «Наполеон», с жареной лягушкой, а не кислое профсоюзное пиво с подземными орехами, конфискованными у раскулаченных кротов.
Шура: - Как же мне вас называть?
Остап: - Зовите меня командором! Ну, и что это за человек?
Шура: - Командор! Лежал я как-то в одном замечательном наркологическом диспансере….
Остап: - Потише, Шура! Нас могут принять за банальных пьяниц, а мы ведь с вами алкоголики!
Шура: - А чем отличается пьяница от алкоголика?
Остап: - Тем же, чем любитель от профессионала!
Шура: - Это как?
Остап: Любитель всегда может закончить выступления. Профессионал же в игре до конца жизни.  Впрочем, мы отвлеклись. Я весь – внимание!
Шура: - Пребывал я как-то в наркологическом диспансере, и рядом со мной, на соседней койке лежал  человек из одного южного приморского города….
Начинает играть громкая музыка. Монолог Шуры не слышен. Видно только, как он усиленно жестикулирует, увлечённо рассказывая что-то Остапу. Тот слушает очень внимательно.
Остап (кричит бармену): - Убавьте музыку, маэстро! Ничего не слышно.
(бармен выключает музыку, делая извиняющий жест)
Шура (кричит бармену): Ещё нам пива!
Остап (возбуждённо): - Шура! Мы должны в самое ближайшее время отправиться в путь! Нас ждут великие дела!
Шура: - Как же мы доберёмся?
Остап: - Да, нам бы транспортное средство!
Козлевич (поднимая голову): - Я могу вас довести.
(Остап и Шура вздрагивают от неожиданности. До этого момента, они воспринимали Козлевича, как часть мебели).
Остап (приходя в себя): - Вас хоть самого вези!
Козлевич: - Напрасно отказываетесь! Во – первых, я всё слышал! Но, здесь вы можете быть спокойны. Я не из болтунов. Во – вторых, как бы я хотел совсем избавиться от своей пагубной привычки! Ведь признаюсь честно, я тоже алкоголик! И в – третьих, у меня есть автомобиль, хоть и не новый, но в отличном состоянии.
Остап: - Кто вы?
Козлевич: - Ах, да! Простите, я не представился! Ваше имя я слышал. Шуру тоже знаю. Меня зовут Адам Каземирович Козлевич. Я местный таксист. Промышляю частным извозом. Был лишён прав за вождение в пьяном виде. Потерял работу. С тех пор, как жена выгнала меня из дома, моим домом стала машина. Практически живу в ней. Недавно вот восстановил права, но проклятая страсть не даёт работать нормально. А ведь в нашем деле – трезвость норма профессии!
Остап: - Что за машина у вас?
Козлевич: - Отечественный кабриолет.
Остап: - Невероятно!  Кабриолет - это круто! Какого цвета?
Козлевич: - Да, вон она стоит. Извольте посмотреть!
(Остап и Шура выглядывают в окно)
Шура: - Чёрная!
Остап: - Машина не нова, конечно.
Козлевич: - Зато на ходу. И престижной марки.
Остап (потирая руки): - Отлично! Ну, что ж! Берём вас, господин Козлевич, в концессионеры. Машина - ваша. Бензин и идеи - наши.
Козлевич: - Благодарю вас!
Остап: - Теперь послушайте, коллеги! Нам сразу предстоит самая трудная часть предприятия!
Шура: - Какая? Деньги?
Остап: - С деньгами как-нибудь решим.
Козлевич: - Тогда что же?
Остап: - Нам нужно будет дружно завязать!
Шура: - Мы сможем, командор!
Козлевич: - Завяжем, непременно!
Остап: - Ценю ваш порыв!
              (обращаясь к Шуре): - Вы, Шура, кстати, где живёте?
Шура: - Снимаю комнату у одной дамы.
Остап: - Переночуем, стало быть, у вас?
Шура: - Буду рад!
Остап: - А вы, Козлевич?
Козлевич: - Я живу в машине, с тех пор, как прогнала меня жена.
Шура: - Пойдёмте ко мне. Места хватит.
Козлевич: - Нет, не могу машину бросить. Да и привык я, как-то.
Остап: - Ну что ж. Завтра утром, мы с Шурой придём к вам с утренними идеями.
Козлевич: - Я буду ждать.
Остап: - И вот ещё! С утра ни грамма в рот!
Шура (морщась, как от зубной боли): - Ни грамма!
Остап: - Если хотим добиться нашей цели, бросаем завтра пить!
Все встают. Поднимают кружки.
Остап: - Ну что, друзья? За трезвость!
Все трое хором (чокаясь): - За трезвость!!!



Действие второе


Дом мадам Грицацуевой. На сцене две кровати. На одной лежит Шура. На другой кровати – Остап. У Шуры на подушке стоят аккуратно кроссовки. Шура периодически морщится во сне, втягивая воздух наполненный запахом спортивной обуви. Входит мадам Грицацуева. Она замечает Остапа.

Мадам Грицацуева: - Шура, вставайте!
Шура (просыпаясь): - А? Что?
Мадам Грицацуева: - Я же просила никого не приводить!
Остап (просыпаясь, обращается к Шуре): - Шура, кто эта дама?
Шура: - Хозяйка этой квартиры, мадам Грицацуева.
Остап (поднимаясь с кровати, поправляя одежду и бодрясь): - Мадам, позвольте представиться: Остап Бендер.
(Мадам Грицацуева смотрит подозрительно)
Остап: - Простите, что без предупреждения ввалился в ваше жилище. Было очень поздно.  Я в вашем городе проездом.
Мадам Грицацуева: - С какой целью, позвольте узнать?
(Остап подходит к графину, наливает стакан воды, и залпом его осушает)
Остап: - Навестить брата!
Мадам Грицацуева: - Почему же вы не пошли ночевать к брату, а остались у Шуры?

Остап: - Потому – что Шура и есть мой брат!  Мы с Шурой братья!
(Шура, недоуменно, смотрит на Остапа. Пытается что-то сказать. Остап кладёт ему руку на плечо, и продолжает.)
Остап: - Судьба – индейка разлучила нас, когда Шура был ещё мал. Родители наши рано умерли. Тут, понимаете, перестройка, революция, падение Великой страны. Однако, я помню моменты счастья, когда мы были вместе. (Обращаясь к Шуре) – Помнишь, брат, как я водил тебя в зоопарк?
Шура (кивая): - Помню, как ты водил меня в зоопарк!
Остап: - Помнишь, братишка, как ты кормил обезьянок?
Шура (кивает): - Помню, как я кормил обезьянок. (Подумав) Обезьяны так любят есть!
Остап: - Я купил Шуре сахарной ваты, а он, добрая душа, скормил её шимпанзе.
Мадам Грицацуева (умиляясь): - Я и не знала, Шура, что у вас есть такой заботливый брат. (Обращаясь к Остапу) – Но, почему у вас разные фамилии? У Шуры – Балаганов, а у вас – Бендер?
Остап: - Всё очень просто. Я взял фамилию папы, а Шура – фамилию мамы.
Мадам Грицацуева: - Ах, вот оно что! А чем вы занимаетесь?
Остап: - Ценные бумаги, фондовый рынок, помощь в инвестировании в сверхприбыльные проекты. Но, в данный момент, всё моё внимание сосредоточенно на одном сверхважном деле.
Мадам Грицацуева: - Что за дело, если не секрет?
Остап (доставая часы): - Вы знаете, в тех краях, откуда я прибыл, завтракают так поздно, что не поймешь, это поздний завтрак или ранний обед?
Мадам Грицацуева: - Ах, простите. Не желаете - ли откушать чаю? У меня как раз есть домашние пироги.
Остап: - Сочту за честь позавтракать в обществе такой замечательной женщины! Боюсь сравнения между общением с вами и вашими пирогами.
Мадам Грицацуева умилённо смотрит на Остапа. Затем все переходят  в соседнюю комнату, и садятся за стол с самоваром и горкой пирожков на блюде и пьют чай.
Остап (отхлёбывая чаю): - Какие вкусные пирожки! Не правда ли, Шура?
Шура: - Изумительные!
Мадам Грицацуева: - Попробуйте вот эти. С капустой.
Остап: - Знаете, как называют за границей пирожки с капустой?
Мадам Грицацуева: - Как же?
Остап: - Олигарх!
Мадам Грицацуева: - Почему олигарх?
Остап: - Ну, потому что он с капустой!
Мадам Грицацуева (смеётся): - Я это поняла. А олигарх – то почему?
Остап: - Оставим это!
Мадам Грицацуева: - Остап, вы женаты?
Остап: - Я одинокий вдовец! Недавно перенёс тяжёлую утрату.
Мадам Грицацуева: - Простите!
Остап (трагическим голосом): - Жена моя тоже любила печь пироги. Последним её блюдом были пироги с грибами. Меня смогли откачать, её – нет!
Мадам Грицацуева (желая сменить тему): - Что это за проект, над которым вы работаете?
Остап: - Проект архиважнейший и архиинтереснейший! Это, даже, своего рода розыск.
Мадам Грицацуева: - Розыск! Боже, это опасно?
Остап: - Нам надо найти одного человека, у которого есть одна вещица, которая решит одну, но самую главную нашу проблему! При этом мы, возможно, даже не заберём у искомого человека это вещицу, а лишь в неё заглянем.
Мадам Грицацуева: - Ну, и нагнали вы туману, Остап!
Шура: - Мы не можем пересказать вам всего, мадам! В целях конфиденциальности!
Мадам Грицацуева: - Господа, товарищи, вы можете мне полностью довериться!
Остап: - Ну, хорошо! Мадам, как бы ни прискорбно было это сознавать, но, обманывать себя и окружающих было бы ещё хуже! Итак, смело взглянув правде в глаза, я объявляю себя алкоголиком!
Мадам Грицацуева: - Ах! Никогда бы не подумала!
Шура: - Я, кстати тоже!
Остап: - Это у нас семейное! Сейчас мы пробуем завязать. Но, как показывает практика – это ненадолго!
Шура: - Командор, я буду держаться до последнего!
Остап: - Шура, дайте мне вашу руку. Держитесь!
(Обращаясь к мадам Грицацуевой): - Тем не менее, есть способ не просто завязать, а избавиться от этой дряни навсегда. Для этого мы и организовали нашу концессию!
Шура: - Мы должны отправиться на поиски в самое ближайшее время.
Мадам Грицацуева: - Когда же?
Остап: - Чем быстрее, тем лучше, мадам. Но, есть одна заминка.
Мадам Грицацуева: - Какая?
Остап: - Недостаток финансов. У меня, как раз все деньги в деле.
Мадам Грицацуева: - Сколько же вам нужно?
Остап (подняв голову, считает в уме): - Двести пятьдесят четыре тысячи шестьсот рублей.
Мадам Грицацуева: - Я могу дать вам семнадцать тысяч.
Остап: - Мадам, если всё пройдёт, как мы задумали, я буду обязан на вас жениться!
(Мадам Грицацуева машет рукой, смущаясь.)
Остап: - Мадам, позвольте один невинный поцелуй в щёчку.
Мадам Грицацуева: - Ах, что вы!
(Остап обнимает и целует Мадам Грицацуеву)
Мадам Грицацуева (Остапу): - Ах вы, баловники!
Остап: - Прощание должно быть коротким, как выстрел. К сожалению, мадам, мы должны выдвигаться немедленно. (Шуре) Шура, вам надо время собрать вещи?
Шура: - Командор, я путешествую налегке!
Остап: Тогда нам пора.  (Мадам Грицацуевой) – Спасибо, мадам!
(Остап и Шура двигаются в сторону выхода)
Мадам Грицацуева: - Остап Ибрагимович, а деньги?
Остап: - О, да! Мы у вас в вечном долгу!
(Мадам Грицацуева достаёт из складок платья и отсчитывает Остапу деньги.)
Остап: - Обязуюсь вернуть по окончании нашего предприятия!
(Поворачивается и делает несколько шагов)
Мадам Грицацуева: - Остап!
Остап быстрыми шагами возвращается, обнимает мадам Грицацуеву
Остап: - Прощайте, мадам! Надеюсь, мы вернёмся уже новыми людьми

Действие третье

На сцене стоит  изображение автомобиля, открытого кабриолета. За рулём сидит Козлевич. К нему подходят Остап и Шура. Впереди Остап. За ним Шура несёт в одной руке саквояж, в другой - канистру с машинным маслом.

Остап (обращаясь к Козлевичу): - Как дела, Адам Каземирович?
Козлевич: - Всё хорошо, тов. Бендер! Удивительно, но уже сама мысль о предстоящем путешествии привела меня в чувство. Обычно меня мучат похмелья, но сегодня – просто удивительно!
Остап: - Да, чудеса! У меня, то же самое сегодня!
Шура: - И у меня!
Остап (поворачиваясь к Шуре, и беря у него из рук канистру с маслом):
- Вот, посмотрите, мы купили масло самой лучшей марки!
Козлевич: - Да, спасибо! Но у нас, к сожалению, нет бензина.
Остап: - Хватит, чтобы доехать до заправки?
Козлевич: - Должно хватить!
Остап: - Тогда вперёд!
Остап садится впереди. Шура – сзади. Наши герои отправляются в путь!
Спустя время
Козлевич: - На этой заправке дорогой был бензин!
Остап: - Главное для нас – это качество! Как идёт на нём машина?
Козлевич: - Отлично!
Шура: - Командор! Смотрите, смотрите!
Оборачивается по ходу движения.
Остап: - Кто это?
Шура: - Это Паниковский – мой старый знакомый!
Остап: - А от кого он удирает? Кто эти люди?
Шура: - Не знаю. Сейчас посмотрим. Адам Каземирович, притормозите!
По дороге бежит Паниковский с бутылью самогона в руках.
Шура: - Михаил Самуэлевич, оставьте бутылку!
Паниковский: - Это вы, Шура? Спасите меня!
Остап: - Брось бутыль, тебе говорят!
Паниковский (срывающимся голосом): - Шура, спасите! Если я брошу – бутылка разобьётся!
Остап: - Оставь бутыль на обочине!
Паниковский: - А что пить будем?
Шура: - Делайте, что вам говорит Остап Ибрагимович! Выбирайте, жизнь или выпивка?
Козлевич тормозит. Паниковский бросает бутыль и запрыгивает в машину.
Паниковский (отдышавшись): - Негодяи! Жалкие ничтожные личности!
Остап: - Но, но!
Паниковский: - Да я не вам!
Оборачивается и машет кулаком отставшим преследователям!
Остап: - Послушай старик, ты хоть понимаешь, что бы с тобой сделали, если бы поймали?
Паниковский: - Спасибо что спасли меня! (приподнимая котелок, представляется) – Михаил Самуэлевич Паниковский.
Остап: - Остап Ибрагимович Бендер – Задунайский. Наш водитель – Адам Каземирович Козлевич. Шуру, как я понял, знают все в округе!
Шура смеётся!
Остап: - Зачем бутыль похитили, Михаил Самуилович?
Паниковский (возбуждённо): - Это я похитил? Что вы! Эти негодяи сами ужасные жулики!
Остап: - Охотно верю!
Паниковский: - Они мне все должны! Вот я и решил, хоть частично, компенсировать долг.
Остап (смеясь): - Реструктуризировать долг.
Паниковский: - Как приятно иметь дело с образованным человеком!
Остап: - Не надо петь мне дифирамбы! Лучше скажите, Самуилович, вы алкоголик?
Паниковский: - Ни в коей мере!
Остап: - А если бы стащили бутыль – выпили бы?
Паниковский: - Конечно!
Остап: - Всю бы выпили?
Паниковский: - До последней капли!
Шура: - Остап Ибрагимович, вы совершенно не знаете Паниковского! Он может выпить неимоверное количество водки!
Остап: - Но у вас, простите, годы – то не молодые!
Паниковский: - Но, не пропадать же добру! (сокрушенно) Хотя вот – пропало!
Шура: - Будет давиться, но выпьет! Из жадности!
Паниковский (раздражаясь): - Не наговаривайте на меня, Шура! Что вы на меня наговариваете перед приличными людьми! Да вы и сами хороши! Знаю я вас!
Шура: - Так я и не скрываю, в отличие от вас! И даже за тем и еду, чтобы найти волшебную книгу и избавиться от пьянства!
Остап: - Шура, вам нельзя доверять никакие тайны!
Паниковский: - Какую волшебную книгу? Я слышал что-то об этом, когда проживал в Черноморске.
Остап: - Что вы слышали? Расскажите!
Паниковский: - Проживает в Черноморске один человек, широко известный в узких кругах. Так вот, узнал он, что в Америке появилась книга, прочитав которую, пьющий человек бросает пить…
Остап: - И что? Что дальше?
Паниковский: - И вот, что он сделал… (осмотревшись, начинает что-то рассказывать Остапу на ухо)
Остап: - Так – так, господин Паниковский! Предлагаю вам стать членом нашей концессии.
Паниковский: - Это уголовно наказуемо? Если честно, в мои годы не очень хочется снова оказаться за забором.
Остап: - Не беспокойтесь. Мы чтим уголовный кодекс. Надо будет сгонять в Черноморск. Найти господина Корейко и убедить его отдать нам книгу.
Паниковский: - В Черноморск, так в Черноморск, в любом случае там теплее, чем здесь!
Остап: - От вас требуется творческая работа в разных областях!
Паниковский: - Это, как раз по мне!
Остап: - Со своей стороны, мы предлагаем вам трёхразовое питание, бесплатный трансфер до Черноморска, и, в случае получения какой- либо финансовой прибыли, 25 процентов от общего числа дивидендов.
Паниковский: - Что ж, я согласен.
Остап: - Есть ещё и обязанности концессионеров. Во – первых, мы храним в тайне цель нашего предприятия, и всё с этим связанное. Во – вторых, строго соблюдаем сухой закон.
Паниковский: - На это я пойти не могу!
Остап (Козлевичу): - Адам, притормозите вон у той автобусной остановки.
(Козлевич притормаживает)
Остап: - Прощай, старик!
Паниковский: - Нет, нет! Что вы! Вы меня неправильно поняли!
Остап: - Отвечайте, будете жить, и работать по нашим правилам?
Паниковский: - Буду!
Остап: - Пить не будете?
Паниковский: - Ни грамма в рот!
Остап: - Продолжение знаете?
(все дружно смеются, и наши герои продолжают свой путь)

Действие четвертое

Курортный город Черноморск. На сцене пальмы в кадках и фонари, изображающие бульвар. По бульвару идёт Корейко. Он одет в светлый льняной костюм. В руке – авоська с яблоками, из которой торчит газета. Останавливается на перекрёстке. Неожиданно, выйдя из-за пальмы, к Корейко подходит Паниковский. Паниковский изображает слепого. На глазах тёмные очки. В руках – трость.

Корейко (Паниковскому): - Позвольте перевести вас через дорогу?
Паниковский: - Да! Будьте так любезны!
(Когда они переходят через дорогу, Паниковский обращается к Корейко мягким благодарным голосом)
Паниковский: - Спасибо, за то, что перевели меня. Можно попросить вас ещё об одной любезности?
Корейко: - Да, конечно!
Паниковский: - Дайте, пожалуйста, рукопись!
Корейко: - Что? Что такое?!
Паниковский (громче): - Рукопись, говорю, дайте! Можно на время – почитать.
Корейко: - Да ты кто такой?!
Паниковский: - Кто я такой? (обращаясь к прохожим) – Это он у меня спрашивает, кто я такой? А ты кто такой? Куда дел рукопись?
Корейко пытается вырваться. Но, Паниковский хватает его за рукав. Потом бежит за ним.
Корейко: - Да он не слепой! Мошенник!
Паниковский: - Это я мошенник? Сам ты мошенник! Отдай рукопись, говорю, по-хорошему!
Корейко уходит быстрым шагом. Паниковский, довольно улыбаясь, подняв очки на лоб, и помахивая тростью, удаляется в  противоположном направлении.

Действие пятое

Номер гостиницы. За столом сидит Остап и что-то пишет. Входит Козлевич.

Остап: - Как дела, Адам?
Козлевич: - Хорошо, Остап Ибрагимович. Машина починена. Осталось заменить топливный насос.
Остап: - Денег у нас в обрез. Можно обойтись, как–нибудь,  без покупок?
Козлевич: - Попробуем. Хотя на мелкие расходы всё же надо.
Входят Паниковский и Шура. Оба радостно – возбуждённые. Наперебой начинают рассказ.
Паниковский: - Остап Ибрагимович, всё сделано на самом высоком профессиональном уровне. Клиент приведён в ужасное смущение, и совершенно потерял душевный покой!
Остап: - Вы изобразили Великого слепого?
Паниковский: - О, да! Поэтому, когда я неожиданно прозрел, у Корейко, чуть не лопнули глаза.
Остап: - Шура, а вы чем можете похвастать?
Шура: - Я подкараулил клиента у самого вокзала, и вот – «отработал» у него портсигар.
Остап: - Что вы наделали, Шура! Ведь я просил не нарушать Уголовный кодекс! К тому же, зачем нам портсигар Корейко?
Шура: - Дурная привычка, командор! Но, смотрите, что я обнаружил в портсигаре.
Шура протягивает Остапу портсигар, тот берёт, открывает и удивлённо присвистывает.
Остап: - Десять тысяч долларов! В портсигаре у простого госслужащего!
Паниковский: - Невероятная сумма! Остап Ибрагимович, помнится, вы говорили о 25%. Когда мы будем делить наши денежки?
Остап: - А вы, что, собрались делить деньги?
Паниковский: - А что, смотреть на них прикажете? Всё должно быть по-справедливости!
Остап: - Ну, раз вы заговорили о справедливости, тогда я верну деньги клиенту.
Паниковский: - Шура, что он делает?
Шура: - Доверьтесь Остапу Ибрагимовичу! Он знает, что делает!
Остап: - Я думаю, настал момент лично встретиться с подозреваемым!

Действие шестое

Квартира Корейко. Обстановка спартанская. Книжный шкаф. Несколько стульев. За столом хозяин листает большой старинный фолиант.

Корейко: - Если бы кто знал из них, что в этой рукописи написано.
Смеётся. – Тогда бы….
Его мысли прерывает звонок в дверь. Корейко спешно уносит рукопись в глубину квартиры. Затем возвращается, и подходит к двери.
Корейко: - Кто там?
Голос Остапа из–за двери.
Остап: - Откройте, я из добровольного общества беженцев от самого себя!
Корейко: - Я не состою в таком обществе!
Остап: - Откройте, Александр Иванович, я голос вашей совести!
Корейко: - Моя совесть со мною, дома.
Остап: - Значит, она не спит!
Корейко: - Кто вы, что вам надо?
Остап: - Меня зовут Остап Бендер!
Корейко: - Мне это имя ничего не говорит.
Остап: - Пока не говорит! Не бойтесь, открывайте! Я не грабитель!
Корейко открывает. Входит Остап.
Остап: - Здравствуйте, Александр Иванович!
Корейко: - Добрый вечер!
Остап: - Вы позволите?
Корейко: - Да, присаживайтесь, пожалуйста!
Остап: - Я к вам по делу. И вот по какому.
Корейко: - Я весь внимание.
Остап достаёт портсигар и протягивает его Корейко.
Остап: - Возьмите, расписываться не надо!
Корейко: - Простите, но я не курю!
Остап: - Я вам и не предлагаю. (Открывает портсигар) Тут вся сумма. Пересчитайте.
Корейко: - О чём вы? Какая сумма?
Остап: - Не беспокойтесь! Члены нашего общества обладают абсолютной честностью! Мы не станем требовать с вас наградных и комиссионных! Берите, берите – это снова ваше!
Корейко: - Это не моё! Ничего я брать у вас не буду. Вы меня с кем-то перепутали.
Остап: - Как, разве портсигар не ваш?
Корейко: - Не мой! И деньги не мои.
Остап: - Ну, что ж, вижу, с вами будет не так просто!
Корейко: - Не понимаю, о чём вы? Простите мне вставать завтра рано. День рабочий. Пора спать ложиться.
Остап: - Кошмары снится, не будут? Мальчики кровавые приходить не будут?
Корейко: - У меня крепкий и здоровый сон. Я сплю без сновидений. Чего и вам желаю.
Остап: - На здоровье, значит, не жалуетесь?
Корейко: - Нет, к счастью!
Остап: - С таким счастьем, и на свободе!
Корейко: - Прощайте!
Остап (уходит, напевая) – Я не прощаюсь, я говорю вам, до свидания!

Действие седьмое

Номер гостиницы, где проживают концессионеры.

Остап: - Клиент оказался крепким орешком!
Шура: - Как же нам расколоть его?
Паниковский: - Как-как, надо подкараулить его в тёмном месте….
Остап: - Прекратите говорить глупости! Мы имеем дело с матёрым зверем! Его не взять голыми руками!
Козлевич: - Что же нам делать?
Остап: - Пока не знаю! Вдохновения нет! Пойду, прогуляюсь по вечернему городу.
Шура: - Я с вами, Остап Ибрагимович.
Остап: - Нет, Шура. Идеи приходят ко мне, когда я гуляю в одиночестве.
Вот получите эти две радужные бумажки, и позаботьтесь, вместе Самуиловичем о приобретении продуктов.

Действие восьмое

Шура и Паниковский бродят  по магазину, среди рядов с тележкой в которую складывают продукты.   К ним подходит Эллочка.

Эллочка: - Молодые люди, помогите мне выбрать вино, пожалуйста.
Шура: - Мы не пьём!
Эллочка: - И в вине не разбираетесь?
Паниковский: - Почему же. Разбираемся, очень даже разбираемся.
Эллочка: - Ну, вот, и помогите! (подходит к стойке с бутылками)
Паниковский: - Рекомендую вам вот это!
Эллочка: - Что это за вино?
Паниковский: - Крымское!
Эллочка: - Да – да! Крым наш.
(Эллочка кладёт бутылку в тележку, затем ещё несколько)
- Помогите мне, пожалуйста, донести до машины.
Паниковский: - С удовольствием!
(Несут пакеты Эллочки с вином и едой. Доносят до машины)
Эллочка: - Молодые люди, если у вас, конечно, есть время. Не могли бы вы мне помочь и выгрузить. Я живу тут, рядом. Так тяжело таскать тяжёлые сумки одинокой девушке.
Паниковский (Шуре): - Поможем, Шура?
Шура: - Поможем, раз просят!

Действие девятое

Квартира Эллочки. Повсюду разбросаны дамские штучки. Как – то: шляпки, журналы мод, предметы косметики, пачка дамских сигарет, плюшевые игрушки. Эллочка, Шура и Паниковский входят в комнату.

Эллочка: - Поставьте сумки здесь, пожалуйста!
Шура и Паниковский ставят сумки, осматриваются.
Эллочка: - Спасибо вам огромное!
Паниковский: - Что вы, мадемуазель! Наш долг – помогать прекрасному полу!
Шура: - Нам пора идти.
Эллочка: - Что вы! Что вы! Я вас так сразу не отпущу.
Шура (Паниковскому): - Что мы скажем Остапу Ибрагимовичу?
Паниковский: - Немного посидим и уйдём. Шура, какая фемина!
Эллочка: - Прошу к столу!
Эллочка снимает со стола салфетку, и концессионеры видят богато сервированный стол.  Шура сглатывает слюну.
Эллочка: - Присаживайтесь, прошу вас. Вы совсем не пьёте?
Шура: - Совсем!
Эллочка: - Откройте только мне бутылку.
Шура берёт штопор и отрывает бутылку.
Эллочка: - Налейте даме, пожалуйста!
Паниковский, спешно, пытаясь опередить Шуру, поднимается и наливает Эллочке вино.
Эллочка: - Спасибо! Жаль, что в такой день приходится пить одной.
Паниковский: - Какой день?
Эллочка: - У меня сегодня день рождения!
Паниковский: - Я выпью с вами!
Шура: - Вы с ума сошли … Самуилович!
Паниковский: - Ничего Шура со мной не случиться! Я ведь не алкоголик, в отличие от вас. И, как начну, так и закончу.
Шура: - А что скажет Остап Ибрагимович?
Паниковский: - Кто такой этот Бендер? С какой стати я должен ему подчиняться?
(поднимает бокал):
- Мадам, разрешите представиться. Мой товарищ – Шура Балаганов. Меня же зовут Михаил Самуилович Паниковский.
Эллочка: - Зовите меня просто – Эллочка (обращаясь к Шуре) Можно вас называть Шурой?
Шура: - Да!
Эллочка: - Шура, выпейте с нами!
Шура: - Я не пью!
Эллочка: - От одного бокала хорошего вина, ещё никому плохо не было.
Паниковский: - Шура, что вы, в самом деле?
Шура: - Ну, если только пригубить.
Эллочка: - Пригубите, только и всего!
Шура подносит бокал к лицу, нюхает.
Эллочка: - Смелее, Шура, яда нет в этом вине!
Шура делает глоток.
Шура: - Да, вино замечательное!
Эллочка: - Я же говорила! Пейте до дна! За мой день рожденья!
Шура: - Эх, была, не была!
Выпивает бокал.
Эллочка: - А чем вы занимаетесь?
Паниковский: - Мы концессионеры.
Эллочка: - Блеск! А что это такое?
Шура: - Это закрытая информация!
Эллочка: - Давайте теперь за вас, Шура!
Шура: - Я больше не буду!
Эллочка: - За успех вашего предприятия пить не будете?
Шура (подумав): - За успех – буду!
(Через какое-то время Шура «отрубается»)
Эллочка: - Расскажите, я вас умоляю!
Паниковский: - Обещаете хранить всё в тайне?
Эллочка: - Я – могила!
Паниковский: - Никому не разболтаете?
Эллочка: - Никогда! Ни за что!
Паниковский: - Я могу рассказать вам об этом только наедине!
Эллочка: - Ну, вы и шутник! Мой пожилой мальчик!
Паниковский: - Поверьте тайна того стоит!
Эллочка: - Ну, хорошо! А с этим, что делать?
Паниковский: - Я отвезу его в гостиницу на таксомоторе и вернусь.

Действие десятое

В гостиничном номере сидит Козлевич. Входит Остап.

Козлевич: - Добрый вечер, Остап Ибрагимович.
Остап: - Добрый! Вы один? А где Шура с Паниковским?
Козлевич: - Ума не приложу!
Остап: - Та-ак! (выходит на балкон) – Да вон они, полюбуйтесь. На такси приехали!
Козлевич (выходит на балкон вслед за Остапом): - Что это с ними? Неужели?!
Остап: - Да они пьяны!
Через некоторое время входят Паниковский и Шура.
Остап: - Ну, что, нарушители хартии, сломались? Сдались бесам зелёным?
Паниковский: - А ты кто такой, чтобы нам указывать?
(У Паниковского на щеке след от губной помады)
Паниковский (Шуре): - Шура, я женюсь! Непременно женюсь!
Остап: - Женитесь вы или нет, но уже без нас!
Шура: - Остап Ибрагимович, простите!
Остап: - От вас, Шура, я такого не ожидал!
Паниковский: - Не унижайтесь, Шура! Кто он такой, чтобы командовать нами?
Остап (выталкивает Паниковского): - Убирайся, вздорный старик!
Паниковский: - Вы ещё пожалеете!
Остап: - Адам, посмотрите в местной газете телефон наркологической неотложки.
Козлевич (листая газету): - Не могу найти.
Остап: - Обычно на последней странице. Там, где объявления.
Козлевич: - Да, есть!
Остап: - Дайте сюда.
Остап берёт газету, подходит к телефону, набирает номер.
- Наркологическая помощь? Девушка, милая, пишите адрес.
На следующий день.
Остап: - Как дела, Шура?
Шура: - В физическом плане, хорошо!
Остап: - А-а! Вас мучает совесть?
Шура: - Мучает, и не только из-за того, что я сорвался!
Остап (насторожившись): - Что ещё?
Шура: - Мы пили у одной дамочки. Её зовут Эллочка. И вот, насколько я помню, Паниковский собрался посвятить её в наши планы. Про то, что мы охотимся за книгой!
Остап: - О, подлый предатель! Надо срочно отыскать Паниковского!
Шура: - Он, скорее всего у Эллочки!
Остап: - Вы помните адрес?
Шура: - Да!
Остап: - Вставай, Шура!
Шура: - Да – да! (поднимается)
Остап (Козлевичу): - Адам, подгоняйте машину! Нам дорого каждое мгновение!
Выходят втроем, поддерживая Шуру под руки.

Действие одиннадцатое

Квартира Эллочка. Кругом беспорядок. Разбросаны вещи. На кровати лежит Паниковский в безжизненной позе. На столе рядом пустые бутыли.
Остап: - Вот он предатель! Вставай старик, за тобой пришли из преисподней!
(Трясёт Паниковского)
Паниковский (ели слышно): - Я умираю…
Остап: - Умираешь с похмелья? (смотрит на стол)
             - На вот опохмелись.
Паниковский: - Я умираю.
Шура (бросается к Паниковскому): - Что с вами, Михаил Самуилович?
Паниковский: - Прощайте, Шура! Прощайте, Остап Ибрагимович! Прощайте, Адам! Простите меня.
Остап: - Но, но, крепись старик! Мы ещё повоюем!
Паниковский: - Шура поверните меня на бок. Осторожней, вот так. Остап Ибрагимович, я вам должен открыться. Паниковский старый хитрый лис. Когда я согласился поехать с вами, то думал завладеть книгой и нажиться на этом. Мной двигала алчность. И, когда я следил за Корейко, то выследил и Эллочку, его сообщницу, и вычислил, где они скрывают книгу!
Остап: - Где же?
Паниковский: - Шура, дайте пить!
Шура: - Водки или воды?
Паниковский: - Воды, чистой воды! Водку я свою уже отпил.
(пьёт воду)
- Книга здесь! Корейко, догадываясь, что его могут потревожить, передал книгу Эллочке, и она хранила её в своём потайном сейфе. Я же, быстро сообразив, что к чему, вытащил книгу из сейфа.
Остап: - Вытащили книгу из сейфа? Но, ведь сейф ещё надо вскрыть!
Паниковский: - У Паниковского в жизни было много профессий!  Мне хватило на всё про – всё тех нескольких минут, что Эллочка приводила себя в порядок в ванной комнате. Но, речь не об этом! Я вытащил книгу из сейфа, снял с неё обложку и заменил на другую. Нашу же книгу, под новой обложкой, поставил в книжный шкаф. Когда я рассказал Эллочке о  ценности книги, она решила «кинуть» Корейко. Корейко знал, что Эллочка так поступит. Он всё рассчитал. Когда я вернулся в этот злосчастный вечер к Эллочке, Корейко следил за мной. Когда он убедился, что я вернулся один, то ему оставалось лишь дождаться того, кто выйдёт первым, меня, или Эллочку. Он знал наверняка, он был уверен, что этот человек выйдет с книгой!
Шура: - Боже мой, то же сталось с Эллочкой?
Паниковский: - Не знаю, что с ней сталось. Надеюсь, ничего хорошего! Зато, знаю, что она сделала со мной.
Остап: - Она? С вами?
Паниковский: - Да, когда я проделал этот фортель с сейфом и книгой, я чувствовал себя победителем вдвойне, нет, даже втройне, вы понимаете, о чём я? Всё складывалось превосходно! И, когда Эллочка сказала мне, что ей надо ненадолго отлучиться, и чтобы я её непременно дождался, я потирал руки, в ожидании момента «сделать ноги». Поэтому, когда Эллочка предложила мне выпить «на посошок» по бокалу шампанского, я не ожидал подвоха.
Шура: - И что же?
Паниковский: - Эта змея подсыпала в вино яд! Я умираю!
Остап: - Козлевич, быстро машину! Шура, поднимаем Паниковского и везём в больницу.
Паниковский: - Остановитесь! Уже поздно! Слишком поздно!
Все останавливаются.
Паниковский: - И вот что….
Остап: - Что? Что?
Паниковский: - Вот книга…
Остап: - Где она?
Паниковский: - Вон на полке.
Остап: - Которая?
Паниковский: - Вот она…
Рука Паниковского слабеет и безжизненно падает, словно плеть.
Шура: - Остап Ибрагимович, Михаил Самуилович умерли!
Остап: - Как умер?
Трясёт Паниковского, поднимает и опускает безжизненную руку. 
Остап: - Всё кончено!
Козлевич снимает с головы шляпу. Все склоняют головы над кроватью с Паниковским.

Действие двенадцатое

Зелёный холм. На нём свежая могила. Остап, Шура и Козлевич стоят с непокрытыми головами.

Остап: - А что, неплохое место, я бы согласился здесь лежать, если бы не был бессмертным.
Шура всхлипывает. Козлевич вытирает скупую слезу.
Остап: - Траурный митинг объявляется открытым. Слово предоставляется Шуре Балаганову.
Шура: - Товарищи! Международное положение…(всхлипывает)
Михаил Самуилович был прекрасным человеком!
Остап: - Прекратите распускать нюни! Покойник не был прекрасным человеком. Он был принят в общество людей, бросивших пить. Согласился жить по нашим правилам и нарушил эти правила! Ещё и разболтал о наших планах неприятелю. Он совершил предательство и поэтому он умер!
Козлевич: - Но, ведь о мёртвых полагается говорить только хорошее.
Остап: - Да, вы правы! Поэтому давайте поблагодарим покойного. Ведь это он достал нам книгу!
Достаёт книгу из портфеля.
- Шура, читайте.
Шура: - Остап Ибрагимович, вы же знаете, я читаю плохо, по слогам.
Остап: - Читайте, читайте! Быстрее научитесь!
Шура (раскрывает книгу, читает по слогам):

- Никто не победит врага один!
Зелёный змей коварен и ужасен!
Лишь только вместе змея победим,
Когда мы вместе нам он не опасен!

Остап: - Хорошо сказано!
Козлевич: - Да, уж! Но, по латыни, это звучит ещё красивее!
Остап: - Что ж, придётся отправить Шуру обучаться латинскому языку! Шура, я определю вас в школу первой ступени для начала. А там, глядишь, и до высшей школы доберёшься!
Шура: - А у меня получится?
Остап: - Всё у нас получится теперь! Адам Каземирович – в путь!
Козлевич: - Да, в путь! Всё готово!
Шура оборачивается на могилу Паниковского.
Шура: - Всё же жаль старика!
Остап: - В этой могиле закопано наше прошлое. Поплакали и будет! Вперёд, друзья! Нас ждут великие дела!
Козлевич: - Остап Ибрагимович, мы сможем поменять топливный насос?
Остап: - Поменяем. Всё теперь поменяем.
Наши герои удаляются и скрываются за холмом.

Занавес