В плену у музыки, ,

Елена Пытьева
В плену у МУЗЫ….КИ. 24 октября.Дом-музей Скрябина.

Посвящается моему любимому Учителю грамматике английского языка ,потрясающему музыканту Ксении Сергеевне Кемовой.


Доехала до Арбата как-то легко и быстро..Позд-вагон-змейка эскалатора-ступеньки-переходы- и я вырываюсь навстречу октябрьскому Арбату…
Огромный глазастый многоликий город встречает меня в своем вечернем великолепии. Он ЖИВОЙ…
Я иду по Старому Арбату.
 Мужичок с гармошечкой Русскую песню тревожит..Хорошо на душе стало..Приветливо..
Иду наобум.. Москву знаю плохо..Работа –дети -учеба-дом-дача..Да и столько лет скитаний по Алтаям   да по Сибирям..Стоп..
Перекресток..Гудящий, полный снующих туда-сюда людей и машин..Машины лупоглазые, есть прищуренные, есть с большими удивленными глазами..
У меня бывают мгновения, когда я как -будто отключаюсь от окружающей  меня бурлящей жизни и остаюсь одна..Вот так. Одна ...на этом перекрестке..
Кто-то показал мне рукой на маленький указатель-вертолетик, но там того, что мне надо -нет..
Чувствую, что где-то недалеко.  Много Музыкального-  Гнесинка, дом Гоголя,  магазин музыкальных инструментов, уже пустеющий вернисаж..А я спешу  домой к Скрябину.
 Читаю молитву- Богородица доведет..
Полная женщина, задумчиво идущая мне навстречу, оказалась той-самой долгожданной прохожей, которая знала -куда..
Шла я действительно в правильном направлении. Теперь осталось завернуть за театр Вахтангова..Но переулок в обе стороны..Женщина мне сказала, что она ходила только на правую сторону, а что там на левой -не знает.
Но я читаю молитву..Большой Николопесковский..
Свет фонарей останавливается  на номерах домов..
Вот он. За прозрачной дверью струится мягкий свет.
И вот какое  Чудо..
Я распахнула входную дверь, и на меня хлынули звуки Рахманиновской Сирени..
Я  замерла..Потому что точно знала, что Ксения Сергеевна будет играть сегодня другого Рахманинова..ну почему- Сирень????
Я тихонечко спустилась в гардероб, боясь спугнуть летящие ко мне звуки..Боясь растерять то  тепло, наполняющее меня ,то  растущее  внутреннее ликование, готовое вырваться и, подхватив меня, унести в ту необыкновенную весеннюю влюбленность ,томящую меня многие годы…
Звуки погасли…И растворились  в тишине музея..
Потом неожиданно появилась наша Скарлетт с пылающими глазами -Ольга Кемова, протянула мне билет, и я осталась в себе, в предвкушении великого музыкального таинства..
Два рояля- КРАСНЫЙ и ЧЕРНЫЙ.
Со стены на меня задумчиво смотрел Скрябин. Несколько раз за вечер ловила на себе его пристальный взгляд. Я ведь не первый раз -его гостья..
Но в то, что со мной происходило..в этот вечер..трудно поверить.
Начало. Концерт 1 часть.
Варвара Севортян . Красное платье скользнуло к Черному роялю.
 При первых же аккордах, меня одержимо понесло куда-то очень далеко..Я летела то очень быстро и ровно, то кубарем, то -вообще ,не ощущая никакого движения, пока не оказалась в каком-то немецком весеннем городе. Утро..Опрятная небольшая кухонька..Девушка Грэтхен, вернувшаяся с корзинками с рынка. Раскладывает на столе продукты..Сочные ягоды ,сыр..На ней какое-то платье,. Да...то, что девушки в Баварии надевают на Октоберфест. В комнате еще кто-то. Наверное ее отец -промелькнуло у меня в голове. Ей надо открыть окно -подумалось мне. Я угадала- она открывает окно..
И в распахнутое окно врывается Весна..,вместе с Солнцем и свежим прохладным Утром..
И Чья-то невидимая рука протягивает в окно Грэтхен  вуаль, сотканную из воздуха и радужных  звуков…Вуаль едва заметна -настолько тонка ее ткань..Но она искрится ,переливаясь всеми цветами радуги..
Грэтхен бережно берет ее , и нотки, прилипшие к ее пальчикам, отрываются , взлетают, падают, увлекая за собой других, и снова располагаются на вуали, как на нотном стане. Комната наполняется звуками ,новыми, радужными, танцующими и искрящимися в воздухе прохладного весеннего утра…
А потом, окутанная звуками и вуалью, я вижу Грэтхен, парящую над ровной голубой гладью спокойного озера.
Она опускается на зеркальную поверхность голубой глади и делает несколько робких шагов. Замирает, к чему-то прислушиваясь.
Но тут раздаются раскаты грома..Прямо у нее над головой..Но Грэтхен не страшно..Она с восторгом смотрит на бушующую стихию, охваченная каким-то необычайно новым, неведомым ей  прежде чувством единства: и с этим небом, и с голубой гладью спокойного озера, и со стихшими раскатами грома..
Только Солнце ласково обнимает ее, и в его лучах   искрится  тонкая небесная вуаль с волшебными звуками..
Все стихает..Звуки музыки ложатся на стены и замирают…
…Раскаты аккордов, словно грома. заставляют меня вздрогнуть и открыть глаза..Бешено несущийся поток ярких мажорных звуков проносится мимо меня, он неудержим. Эта лавина звуков настолько мощная в своей кричаще- мажорной силе..Зачем она выпустила их??
Они неуправляемы!!!!???-проносится у меня..
И тут я вижу..,как красное тонкое платье за черным  роялем изогнулось в каком-то немыслимо –судорожном движении, пытаясь остановить поток хлынувшей с рояля лавины несущихся неуправляемых звуков..Но платье так и осталось в этой позе..А Руки, оторвавшись от тела..ДВЕ ОГРОМНЫЕ РУКИ, начали играть отдельно от тела, все громче и громче…
Красное платье. Черный роЯль. И руки, И пальцы, в бешеном ритме бегающие по клавиатуре,играющие сами по себе.
Стихло….Я осторожно открываю программку и читаю.
Рахманинов. Сирень. Варвара Севортян.
Но она не играла Сирени..Я не могла ее не услышать..Это невероятно..Не узнать ее я не могла..Я тысячу раз ее слашала в исполнении Ксении Кемовой..Я не могла не услышать так горячо мною любимого Сергея Рахманинова!!!Что происходит????
 .
Ксения Кемова.
Она торопливо подошла к роялю. Такая детская и легкая. ...Опустилась на стул подле…И словно к какому-то волшебству, осторожно  прикоснулась к клавишам …
Раздались первые звуки прелюдии и фуги Шостаковича..
Меня охватило какое-то странное ощущение..чего-то ускользающего, постоянно отодвигающегося от меня..Какая-то острая пронзительная мысль, как мне казалось , готовая вот-вот открыться..
Я ухватилась за нее. но Мысль быстро превратилась в Форму ..и ушла..,так и не ответив на мой вопрос..Кто ТЫ?..

Бетховен. Соната ми-бемоль мажор.
ПРЕСТО.

Поразившее ,но не оглушившее меня Престо Бетховена.. Такого Бетховена я еще не слышала..Это был бешеный поток  ликующих звуков ,но Он был удивительно гармоничен ..и…управляем!!!!.Стремительный, озорной, неповторимый и яркий в своем рисунке и ритме, готовый в любую минуту рвануться и улететь во след создавшей его ослепительной Музе, заражая вдохновением своего Творца..Великого Бетховена.

Перерыв.
Оглянувшись, я увидела сияющие глаза моей Елены Кемовой..Как хорошо ,что она здесь)
-Лена)))Моя дорогая и  горячо любимая))Как я рада, что ты здесь)))
Я пробираюсь на задние ряды, чтобы сесть с ней рядом..
-Лена! Но я не слышала Сирени..Ксения Сергеевна мне еще до концерта сказала, что она будет играть Рахманинова ,но не Сирень..
И тут, перед началом концерта , мельком взглянув  на программу, я увидела :Сирень. Рахманинов.
-Ну, думаю, все-таки решила ее сыграть.., как-то и не посмотрев на фамилию исполнителя.
Этот образ-  волнующей Сирени – у меня неразрывно связан с Ксенией Кемовой, в чьем исполнении я впервые услышала так поразившую меня музыку.
Лена посмотрела мне в глаза и сказала:
-Значит так играли..

Часть вторая концерта.
Ксения Кемова играла второй.
Сначала Шопен. Этюд № 24.До минор.Фантазия фа минор.

Я была охвачена этой музыкой. Я не знаю как это можно сыграть, я не знаю чем это можно исполнить..Так можно играть ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ..
Только сердце ,распахнутое к тебе, может вызвать такой отклик в твоем, что не музыка, а СЕРДЦЕ мое вырывалось из меня..Бешено  рвалось мое сердце, стремясь соединиться с этой невероятной силы и красоты музыкой..Передо мной пронеслась вся моя жизнь..Шопен говорил со  мною обо мне..
Я увидела свою маму..такую.. необыкновенно- красивую, невероятно женственную.  Очень ласковую, очень музыкальную, такую непохожую ни на кого..Живущую совершенно  всем непонятной  жизнью..Мою маму, так любившую играть Шопена..Я плакала …Я плакала навзрыд..И мои слезы растворялись в потрясающей силе и красоты звуках.
.Да, это величайший , это гениальный язык, на котором говорит СЕРДЦЕ..Язык Музыки..И нет НИЧЕГО прекраснее ее.

 На смену Фантазии Шопена  пришла Фантазия  Рахманинова.
Музыкальный момент №6 до мажор.

Я впервые услышала Рахманинова. когда мне было 14 лет. Я была в Харькове. Моя любимая тетя Нина готовилась к поступлению в московскую консерваторию. Она заиграла. Я неожиданно услышала музыку, которая настолько сильно меня поразила, что я прибежала из соседней комнаты и просто вскрикнула:
-Нина, что это?
-Это Рахманинов.2-й концерт для фортепиано с оркестром.
Поэтому, музыка Рахманинова давно живет в моей жизни и в моем сердце.
Зазвучал Рахманинов Ксении Кемовой.
Меня всегда поражает ее трепетное  и очень ответственное отношение к той музыке ,которую она исполняет,как к великому таинству, которую ей доверено передать людям.
Я думаю именно поэтому такова сила искренности  ЕЕ музыки,
Я думаю именно поэтому они льются от сердца к сердцу, разрушая все преграды и условности, так сковавшие нас, что порой невозможно достучаться и докричаться до сердца, замурованное в панцирь недоверия, подозрительности, тщеславия и полуправды..
И вновь я в ПЛЕНУ у невероятной Мечты Рахманинова, не знающей ни границ, ни меры..И нет у этой великой музыки ни расстояний, ни пределов, ни страха, как у Мечты влюбленного..
Как у самой ЛЮБВИ, которая превыше разума и человеческого гения..Потому что ЛЮБОВЬ говорит на языке сердца.