Пересекающиеся роли

Мерцающий Призрак
"Он всегда обладал способностью видеть суть вещей глубже большинства людей, но из-за спокойного характера предпочитал не спорить с ними. Это была позиция человека, полностью уверенного в своей правоте, но не кричащего об этом всему остальному миру. Выслушав точку зрения собеседника, он выжидал минутную паузу, словно собираясь с мыслями. После этого он выдавал замысловатую и логически выверенную речь, которую обычно заканчивал легкой улыбкой на своем обветренном лице. Странное дело, но в такой момент меня часто посещала едва уловимая мысль о том, что в этом финальном мимическом жесте есть что-то удивительное и одновременно опустошающее. Казалось, обычная приятная улыбка. Да, вы можете утверждать, что кроме иронии и житейской мудрости в ней ничего и не могло быть. Возможно это и так. Но я из той упрямой породы людей, которые верят только своим собственным глазам. А одним осенним вечером, располагавшим к душевным разговорам, мне удалось разглядеть кое-что поинтереснее, господа детективы. Как сейчас помню, что мы обсуждали урожайные вопросы, которые в последние годы стоят перед нашим обществом довольно остро. Я высказал свое мнение, над которым тщательно размышлял в течение месяца до этого дня и полагал, что оно вызовет одобрение у моего собеседника. Однако я ошибался. Несколько замысловатых предложений, несколько тонких опровергающих доводов - и моя теория была бита словно шестерка в карточной игре. Прошло всего две минуты, а он уже закончил речь, магическим образом заставив меня усомниться в своей способности здраво мыслить. Он улыбнулся. И тут я увидел. Если бы в этот момент вы бы смотрели на движения его лицевых мышц пристально до конца, а не моргали глазами, рассеивая внимание, то вы бы увидели то, что способно вывести из душевного равновесия любого из вас на долгие годы вперед.
- Очень интересная история, Смит. Но мы не первый год слушаем страшилки, разбавленные соусом местного фольклора. Что же вы увидели?
- В неясных отсветах огня от дешевой масляной лампы я увидел то, что полностью враждебно разуму. Я увидел не улыбку человека, а оскал какого-то иного существа, которое в тот момент было в телесной оболочке Билла. Лица полностью я не видел, но этот оскал не был приступом безумца. Он был зловещим, отталкивающим, но точно не лишенным смысла, какой бывает у животных. Это был уже не мой старый приятель, а лишь что-то совершенно чуждое нашему восприятию. Что-то невероятно умное, изворотливое, скользкое. И невероятно голодное. Я не трус, но меня не было иного выбора, кроме как вылететь из окна второго этажа. Вы сами видели разбитые осколки на земле и порезы на моих руках. После этого я больше не видел его. Это все, что я знаю. Мистер Джакс, налейте ирландцу чего-нибудь покрепче, прошу вас. Мне глубоко неприятен этот разговор.

Не успел Джакс долить виски до края рюмки, как в дверь вошел кудрявый секретарь. Он прелестно улыбался белой, как ранний снег, улыбкой.

- Мистер Лафферти, некто Кертли Билл ожидает вас в холле. Он крайне неохотно назвал свое имя и желает поговорить с вами по поводу трактора, который вы одолжили у него прошлым летом. Мило улыбаясь, он просил передать вам, что ваше умение рассказывать сказки вне всякой конкуренции, однако одними словами трактор не вернешь. Пожалуйста, поговорите с ним".

Порой не стоит недооценивать свидетелей. Кто-то из них может откровенно врать, скрывать улики, придумывать лишнее и даже доносить. Может, в этой истории настоящий преступник прикинулся жертвой? И рассказы о неземном чудовище - просто трюк, ловко выдуманный, чтобы убаюкать бдительность сотрудников полиции? Боюсь, эта история пока не завершена. Но все же, ради собственного блага, никогда не шутите с тем, что лежит за гранью нашего островка безопасности под названием "понимание".